Найти в Дзене
Ля Фам шуршит

Её искали 6 дней полиция, волонтёры и "ЛизаАлерт": найдена, погибла.

За поисками этой 14-летней девушки, моей ученицы, пропавшей в День учителя, следил весь город. Почему она ушла из дома? И почему именно в наш профессиональный праздник?

Начало истории здесь =》

Вечером 10 октября в местных новостях "ЛизаАлерт", отчитавшись о своей работе за эти 6 дней по поискам Анастасии П., в которых были задействованы 338 человек, выполнены 122 задачи на автомобилях и пешими группами, преодолено более 700 км, распространено около 5000 ориентировок, объявила о том, что их штаб в городе сворачивает свою деятельность и прекращает координирование волонтёров. Поисковые работы будут выполняться автономно по мере поступления новой информации об Анастасии.

Изображение размещено на сайте komiinform.ru. Фото поискового отряда "ЛизаАлерт".
Изображение размещено на сайте komiinform.ru. Фото поискового отряда "ЛизаАлерт".

И вот после этого объявления мне стало не по себе.

- Они что-то узнали, но пока в интересах следствия информацию не разглашают, - сказала я мужу. - Помнишь, как это было с Анастасией Щ.?

Осенью 2018 года в нашем городе шли поиски пропавшей молодой женщины. Тогда так же сначала свернули штаб поисковиков, а через пару дней в СМИ появились новости, что открыто дело против её бывшего мужа и он задержан по подозрению в убийsтве.

Так вот поиски Анастасии Щ. остановили, когда у следствия не было сомнения в том, что женщины нет в живых, и уже имелась общая картина преступления. Но населению, конечно же, пока в интересах следствия ничего не сообщали, только лишь слухи, один тревожнее другого, циркулировали в Интернете.

Это была страшная аналогия. Всё - пронеслось в голове - значит, скоро нас известят, что Насти П. нет в живых.

Утром 12 октября, в 10.28, спустя неделю после исчезновения Анастасии П., "ЛизаАлерт" сообщила: Найдена, погибла. Соболезнования родным и близким.

Изображение размещено на сайте komi.aif.ru.
Изображение размещено на сайте komi.aif.ru.

Как потом выяснилось, обнаружение поисковиками рюкзака на берегу реки под мостом стало отправной точкой для выстраивания рабочей версии, куда дальше могла направиться девушка 6 октября, на второй день поисков. Место около моста - это окраина города, дальше только производственные предприятия и базы, дорога, ведущая до развилки, после которой Настя могла направиться на вокзал, в аэропорт или в один из двух пригородных посёлков.

Камера наружного наблюдения одного из предприятий действительно зафиксировала следующее: утром 6 октября, подросток, похожий по приметам на Настю П., проходил по обозначенной дороге. Девушка шла одна.

10 октября в лесном массиве между городом и одним из пригородных посёлков, в ручье, было найдено тело погибшей Насти П. На берегу лежали аккуратно сложенная куртка девушки и её кроссовки. Признаков насильsтвенной смерtи нет. Рабочая версия следствия - суициd. Предварительная причина смерtи - общее переохлаждение организма.

11 октября, когда в городе ещё ни о чём не знали, осуществлялось опознание погибшей девушки. 12 октября трагическая новость облетела весь город. И хотя лично я что-то подобное уже ожидала, всё равно ещё была надежда, что Настя каким-то образом уехала из города и будет найдена живой. 13 октября девушка была похоронена на одном из городских кладбищ. С тех пор в СМИ полная тишина, а что-то уточнять в лицее у Настиного классного руководителя или её одноклассников у меня язык не поворачивается.

Почти месяц мне не дают покоя мысли. Сомнений нет: поисковики сделали всё возможное и невозможное для того, чтобы найти и спасти Настю. К сожалению, основная часть разыскных мероприятий пришлась на период, когда Насти скорее всего уже не было в живых: она постаралась сделать так, чтобы её не смогли вовремя найти. И мама погибшей признала: всё говорит о том, что дочь готовилась к суициdу заранее, а её решение не было чем-то спонтанным.

Всё ли мы сделали для того, чтобы эта девушка благополучно миновала свой трудный возраст и жила среди нас? Что толкнуло Настю на такой отчаянный шаг? Могли ли мы, учителя лицея, распознать, что она находится в шаге от опасной грани?

Иногда у меня перед глазами встаёт неулыбчивое круглое личико пятиклассницы Насти, которую я учила в 2019-2020 году, её носик и щёки, покрытые веснушками, серьёзные глаза. Она всегда была словно немного в стороне от одноклассников. Но тогда это был новый коллектив, период адаптации, и ничего тревожного лично я в таком поведении не усмотрела. Да что там далеко ходить! Классный руководитель Насти - наш лицейский психолог. Уж если она не забила тревогу, где уж нам, обычным предметникам, было что-то заметить?

Ещё мне не дают покоя следующие мысли. 6 октября Настя ещё была жива. Почти сутки она провела на улице, в черте города, и прекрасно понимала, что дома родные места себе не находят, но девушка не пересмотрела своё решение и направилась в лес. А там она сняла с себя куртку, аккуратно её сложила, рядом поставила кроссовки и вошла в ручей.

И здесь мне становится совсем страшно. Это ведь не прыжоk с высотки, когда решение, возможно, было принято под воздействием сиюминутных эмоций, а там несколько секунд - и человека нет, ничего не изменить. И это не стремительная река, когда поток увлёк - и выбора в ледяной воде почти нет.

А тут место гибели - лесной ручей. Вот он берег в нескольких шагах. Вот теплая сухая куртка. Выйди, сними с себя мокрое - и можно согреться и спастись. Но Настя заставила себя стоять в этом ледяном ручье, осознавала, что с ней происходит, имела выбор - и всё равно себя умерtвила. Какую бездну носила в себе эта девочка! Как методично она доводила до конца своё страшное решение! Как же ей, по-видимому, опротивела жизнь!

В одном из комментариев под объявлением о розыске Анастасии в местном паблике написали примерно следующее: девушка ушла из дома 5 октября. Это же День учителя! Нет ли тут намёка со стороны Насти на то, что причина её поступка кроется в учителях или одноклассниках?

Ценное замечание. К сожалению, я выпустила класс Насти из поля зрения, пока я находилась в декрете с 2020 по 2022 год, пятый класс, в котором я когда-то учила Настю, перешёл в восьмой. Пошёл третий год, как я не учу тех детей. Трудно судить, насколько изменился их классный коллектив за это время. Судя по другим коллективам лицея, которые я учила с 5 по 11 класс, вряд ли среди тех ребят вдруг стало невыносимо находиться.

Я считаю, что причина Настиного ухода из жизни - это не лицей и не взаимоотношения с одноклассниками. Она выбрала 5 октября для того, чтобы уйти из дома, скорее всего потому, что надеялась на следующее: в лицее будет праздничная суета, в ходе которой не сразу спохватятся, а может, вообще не заметят, что ученица не явилась на занятия, и тогда у Насти будет фора, чтобы как следует затеряться, уйти подальше от тех мест, где её могут встретить знакомые. Рассчет был отнюдь не глупый, но Настя ошиблась: уроки ещё не закончились, а директор уже оповестила маму, что её дочери на занятиях не было. К сожалению, это мало что изменило в итоге, лишь показало, что в нашем учебном заведении ко всему относятся серьёзно.

Недавно мне на глаза в кабинете, где я сейчас веду уроки, попался Настин проект. Она знала и умела так много в плане учёбы. Но мы не научили её самому главному - ценить жизнь, верить в то, что любую беду можно преодолеть, что с ней нужно идти к родителям, к педагогам - и мы обязательно её защитим. Девочка, милая, почему ты молчала о своей беде?

Что же всё-таки с Настей произошло? Почему девушка перед тем, как уйти из дома, удалила все свои аккаунты. Ведь если она оставила телефон дома, с ней не смогли бы связаться и с помощью мессенджеров и соцсетей. Было ли ей что скрывать именно там?

В комментариях под статьёй о Насте было ещё такое замечание: "Я вспомнил эту девушку. Запомнил её из-за довольно странного косплея". Было ли это просто фото или костюмированное мероприятие, из комментария я не поняла. Возможно, косплеи Насти сообщали окружающим о её душевном неблагополучии, но это такая сторона жизни подростка, которая редко доступна учителям и родителям.

Иногда я думаю: а может, Настя не хотела уйти из жизни? Да, она была подавлена и переживала какую-то душевную драму, поэтому ушла из дома, но её гибель - это стечение обстоятельств. Проведя почти сутки на улице, после бессонной промозглой ночи под мостом она направилась в какое-то знаковое для неё место, и тут её организм выдал реакцию, приводящую к парадоксальному раздеванию после длительного переохлаждения. Девушке, не вполне понимающей, что с ней на самом деле происходит, стало невыносимо жарко, и она свернула к лесному ручью, где сняла с себя куртку и кроссовки, подошла к нему, чтобы немного охладиться, а в воде оказалась уже потому, что потеряла сознание.

Может, это звучит нелогично, но насколько вообще логично действует подросток, переживающий свою первую трагедию, проведя впервые в жизни сутки на улице? Я знаю, почему мне хочется верить в то, что Настя погибла случайно. Эта мысль несколько утешает: от случайностей никто не застрахован. Это значит, что в целом до последних дней жизни Настя была вполне благополучным подростком и ничего такого особенного в её поведении нельзя было заметить, потому что нечего было замечать. Это снимает чувство ответственности за произошедшее с моей бывшей ученицей, чувство вины. Вины за то, что несколько лет назад я видела Настю 6 дней в неделю, читала её работы, смотрела ей в глаза - и ничего не заметила, не сказала особенных слов, не поделилась своим знанием того, как важно уметь держать удары судьбы и терпеливо пережидать трудные времена, как прекрасна бывает жизнь, когда судьба нам изредка улыбается.

Мне непросто сейчас входить в классы. Иногда прямо во время урока меня посещает мысль: есть ли ещё среди этих детей те, кто носит в себе бездну? Так ли важно то, чему я их сейчас учу? Как мне разглядеть этих ребят, которым нужна помощь? Я не хочу ещё кого-то из них потерять. Пусть кто-то из них никогда не достигнет высот в филологии, но пусть все будут живы!

Что мы, учителя, можем сделать для таких ребят, как Настя, которые потеряли волю к жизни? Сейчас у меня нет ответа на этот очень важный для меня вопрос. Мне казалось, что мы делаем для ребят так так много всего, но история с Настей меня убеждает: этого недостаточно.