Найти в Дзене
Добрый Робик

Как мой МАЗ бензинчика нюхнул

Именно нюхнул, в прямом смысле этого слова. Дело было летом. Дело было в городе Кременчуг, Полтавской области. Дело было на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе. В очередной раз я приехал в этот город за топливом. Должен был я грузиться бензином. Работал я в то время на своём седельном тягаче МАЗ-504В. Эта модель МАЗа оснащалась двигателем ЯМЗ-238 и имела некоторые отличия от модели MAЗ-504А. Одним из этих отличий был воздушный фильтр. У MAЗ-504А фильтр был инерционно-масляным и находился на двигателе, под кабиной. А в MAЗ-504В фильтр был сухим и конструктивно располагался за кабиной, а грибок для захвата воздуха находился немного выше крыши при опущенной кабине. Теперь о полуприцепе. В то время я таскал двухсекционную цистерну-полуприцеп румынского производства. Заливная горловина передней секции находилась практически в самой передней части цистерны. Почему я так подробно описываю эти тонкости? Да потому, что именно эти тонкости поспособствовали тому, что случилось. Но перед эт

Именно нюхнул, в прямом смысле этого слова.

Дело было летом. Дело было в городе Кременчуг, Полтавской области. Дело было на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе.

В очередной раз я приехал в этот город за топливом. Должен был я грузиться бензином. Работал я в то время на своём седельном тягаче МАЗ-504В. Эта модель МАЗа оснащалась двигателем ЯМЗ-238 и имела некоторые отличия от модели MAЗ-504А. Одним из этих отличий был воздушный фильтр. У MAЗ-504А фильтр был инерционно-масляным и находился на двигателе, под кабиной. А в MAЗ-504В фильтр был сухим и конструктивно располагался за кабиной, а грибок для захвата воздуха находился немного выше крыши при опущенной кабине.

Маз-504В. Красным выделен воздухозаборник двигателя. Снимок из свободных источников для иллюстрации.
Маз-504В. Красным выделен воздухозаборник двигателя. Снимок из свободных источников для иллюстрации.

Теперь о полуприцепе. В то время я таскал двухсекционную цистерну-полуприцеп румынского производства. Заливная горловина передней секции находилась практически в самой передней части цистерны.

Почему я так подробно описываю эти тонкости? Да потому, что именно эти тонкости поспособствовали тому, что случилось.

Но перед этим у меня накрылось реле стартера. И накрылось оно в тот самый момент, когда подошла моя очередь заезжать в завод для погрузки. (В то время бензовозы грузились прямо на территории нефтезавода).

Я включил стартер, а в ответ тишина. Разбираться было некогда, очередь свою пропускать не хотелось, поэтому я запустил двигатель, перемкнув контакты стартера, после чего заехал на территорию завода. По пути до пункта налива я раздумывал, как мне поступить при самом заливе цистерны. По всем правилам заливаться с работающим двигателем нельзя. Но и перемыкать стартер, чтобы запустить мотор, на пункте налива также нельзя, потому что это искры. А искры и пары бензина - сами понимаете, что это такое. Запускаться с буксировки, вытягивая автопоезд из-под налива, тоже не вариант, так как не всякая машина потянет гружёного МАЗа с полуприцепом. Оставалось лишь попросить заливщика, чтобы он разрешил мне не глушить двигатель во время залива. И хорошо, что в этот раз заливщиком был мой хороший знакомый. Звали его дядя Вася. Я подъехал и обратился к нему:

- Добрый день, дядя Вася!

- Привет! Снова за бензином приехал?

- Да, но только проблемка у меня.

- Какая?

- Похоже, реле стартера накрылось, глушить нельзя, потом не заведусь. Можно я зальюсь с работающим двигателем?

- Искрогаситель-то на месте? - спросил дядя Вася.

- На месте, - ответил я.

- Ну, тогда заезжай, - махнул рукой дядя Вася.

«Вот и отлично, - подумал я, - сейчас зальюсь, выеду за территорию и займусь ремонтом».

Я заехал под налив, залез на цистерну, открыл горловину передней секции и вставил в неё заливной шланг. Потом открыл подающий кран и слез с цистерны.

Первое время всё шло нормально. Следя за временем, я болтал со своим пассажиром. Да, забыл сказать, я в этот рейс взял своего приятеля. Тот работал автослесарем в нашей автобазе. Тем летом он был в отпуске, поэтому упросил меня взять его в рейс. Парню захотелось дорожной романтики. А мне что? Взял его с собой, всё в рейсе веселее.

Тем временем пришла пора вновь лезть на цистерну. Забравшись на неё, я заглянул внутрь. До конца налива оставалось минут пять. Я решил дождаться окончания загрузки наверху.

И тут произошло непонятное. Подул небольшой ветерок с задней стороны цистерны. И тут же мотор моего МАЗа начал набирать обороты. Но как-то странно эти обороты набирались. Вроде как кто-то несколько раз слегка придавливал педаль газа. При этом были слышны какие-то детонационные стуки, а со стороны глушителя через искрогаситель повалил черноватый дым.

- Эй, Пашка! - крикнул я своему пассажиру, думая, что это его проделки, - Ты что там делаешь?

- Да это не я, - тут же высунулся из кабины мой приятель, - он сам ни с того, ни с сего зарычал.

- Блин, - занервничал я, - не хватало нам ещё проблем с топливной аппаратурой.

Tут снова подул ветерок. И снова МАЗ взрычал.

- Ты же видишь, где я, - сказал Пашка, - он сам газует!

Действительно, Пашка выглядывал из кабины с пассажирской стороны, следовательно, он никак не мог дотянуться до педали газа.

И тут до меня дошло - это пары бензина, поддуваемые ветерком к воздухозаборнику, засасывались в воздушный тракт двигателя и заставляли его повышать обороты, детонируя при этом. Все эти непонятки прекратились сразу же, как только я закончил заливать переднюю секцию и закрыл горловину.

Понятное дело, что в такой ситуации я ни разу не бывал. Тут совпало несколько факторов. Первый - я не глушил двигатель при заливе. Второй - ветерок дул строго в зад автопоезду. И третий - на улице стояла крепкая жара, градусов 37, не меньше. Эта жара способствовала интенсивному испарению заливаемого бензина, а ветерок загонял эти пары в воздухозаборник двигателя.

Сделав правильные выводы, я успокоился, загрузился и выехал из завода. Tут же, на призаводской стоянке, я нашёл разгадку проблемы с запуском. Как я и говорил, неисправным оказалось реле стартера, (не путайте со втягивающим реле). Я заехал в одно из автотранспортных предприятий Кременчуга и раздобыл не новое, но рабочее реле. Установил его вместо неисправного и двинулся в сторону дома.

Больше такого не повторялось, а моему МАЗу, как сказал мой товарищ Пашка, не понравился запах бензина, отчего он, МАЗ, недовольно заворчал. Посему вывод - не только людям бензин нюхать вредно.

К слову - на канале ещё много интересных историй и различных видеороликов. Различные тематические подборки помогут вам выбрать интересующую вас тему. Приглашаю вас посетить мой канал по этой ссылке https://dzen.ru/id/5fd3951e1bed5529c3ada48b?share_to=link Приятного вам чтения и просмотра!