Известно, что «петровская» черта (или линия) сложилась в начале XVIII века: Петровск (1698 г.), Малая Сердоба (1698 г.), Сердобск (1698 г.), Аткарск (1699 г.), Бурасская слобода (1699 г.). Дальнейшее продвижение на юг, юго восток почему-то приостановилось. Одной из причин, как мы выяснили, были регулярные набеги кубанских татар. Другой причиной было, наверное, освоение занятых земель. Все вышеупомянутые населённые пункты основали и укрепляли «служилые люди», пахотные солдаты, государственные крестьяне. Полученные ими земли были обширны и первопоселенцам стоило огромного труда и усилий освоить и оборонить их. Многие населённые пункты Сердобского и Петровского уездов были основаны между 1721 и 1736 годами и значительно позже.
Если посмотреть на карту Саратовской губернии, то закрадывается мысль о том, что все перечисленные населенные места в той или иной мере пострадали от последствий кубанского погрома 1717 года. Орда, осаждавшая Пензу и Саранск была не настолько малочисленной, чтобы идти на приступ таких крупных, по меркам того времени, городов-крепостей. Да и скорее всего захватчики передвигались небольшими отрядами, располагая сведениями об укреплённости того или иного населённого пункта. Прокормить лошадей в августе в степях Прихопёрья было не так-то просто. При этом набег совершался не на одну сотню верст: сначала в одном направлении – с юга на север, а потом в обратном направлении, да ещё отягощенных добычей и полонянниками.
Колонизация Саратовской губернии началась после 1721 года, когда известные дворянские роды получили пожалования после завершения Северной войны. Многие «служилые люди», мелкие дворяне и однодворцы попытались обрести счастье в ставшем относительно спокойном краю. Государство благосклонно относилось к подобным челобитчикам о наделении землями из «порозжих диких поль».
Первое население Саратовской губернии отличалось большой пестротой, крестьяне переводились сюда не только из ближайших уездов, но и из самых отдаленных уголков России, из центра ее, из западных, северных и восточных губерний. Не существовало какого-то преобладающего направлении этого переселения. Помещики, покупая земельные участки, стремились как можно быстрее «застолбить» своё присутствие на этих землях. Заселение порой начиналось с нескольких дворов: 4-8. Там, где смыкались земли нескольких владельцев, заселение велось ещё быстрее. На землю «сажались» крестьяне разных хозяев и переведённые из разных уездов и губерний. Таким образом, не только Capaтовская губерния, но почти каждое отдельное селение на её просторах было похоже на те пестрые одеяла, которые собираются из крошечных лоскутков разноцветной материи. Конечно, в отдельных селах и деревнях преобладали выходцы из какой-нибудь одной местности, которые и диктовали традиции и обычаи общей массе жителей.
В пределах только 8 уездов Саратовской губернии 166 сел и деревень возникли в период с 1725 по 1747 гг., то есть на протяжении всего двух десятков лет. Из этого числа на долю Кузнецкого уезда приходится 11 селений, Петровского 17, Capaтoвcкoгo 15, Хвалынского 16, Вольского 19, Аткарского 27, Балашовскоrо 23 и Сердобскоro 38. В Кузнецком, Петровском и северной половине Саратовского уездов за этот период поселено было только 43 новых селения. Между тем, по Хопру и Meдведице, к которым относятся Аткарский, Балашовский и Сердобский уезды (полностью или частично), было образовано 88 новых населённых пунктов, образовавшихся за время с первой по вторую ревизию. Заселение края шло не только с севера и частью с северо-запада, но также и с запада, со стороны Тамбова. Есть сведения, что во время 3-й ревизии, т.е. около 1762 r., некоторая часть Саратовской губернии входила в пределы Тамбовскоrо уезда. Такое вхождение могло произойти только отводом земель из Тамбова.
Почему так происходило? Наверное это происходило из-за того, что места образования сёл и деревень проходило по давно разведанным местам на Хопре и впадающих в него рекам. Так, я уже писал об ухожаях в этих местах. Как только появилась возможность освоения этих земель, сюда с большой охотой переселялись крестьяне. Большинство из помещиков, купившие или получившие земли на западных окраинах Саратовской губернии, являлись дворянами Тамбовской или Рязанской губернии. Осваивая новые земли они переводили своих крестьян (или покупали) из Кирсановского или Шацкого уездов. Село Чернавка Балашовского уезда, скорее всего, было образовано крестьянами, переведёнными из с. Чернавки Кирсановского уезда.
Кто явился колонизатором края за этот период? Из 43 ceлений, возникших в Кузнецком, Петровском и северной части Capaтoвcкoгo уездов 2 были населены чувашами, б мордвою и 7 татарами. Из русских селений 3 обязаны своим возникновением монастырям или синодальному ведомству. 1 было заселено однодворцами и 26 помещиками.
Нельзя говорить, что в Аткарском, Балашовском и Сердобском уездах практически не было компактных поселений инородцев. В селе Перевесинка упоминаются так называемые "черкасы", то есть малороссы из разных полков, преимущественно правобережной Украины; остальные насельники сплошь принадлежат к великорусской народности. Основное население слобод Романовки и Самойловки также составляли малороссы. Село Мордовский Карай заселила мордва. Встречаются населенные пункты заселённые мещерой. Были населённые пункты заселенные однодворцами и дворцовыми крестьянами (с. Усть-Щербедино).
Турки заселили выходцы из Керенского, Верне- и Нижне-Ломовского, Шацкого и Темниковского, Алаторского и Смбирского, Пензенского и Ряжского уездов, Трубетчино – из Нижегородского, Переяслав-Рязанского и Ярославского уездов, Колычево – из Владимирского, Переяславского, Саранского и Ряжского уездов, Скачиха – из Болховского, Верхнеломовского, Дмитровского и Переяславского уездов, Аркадак – из Шацких, Муромских и Серпуховских вотчин А.Л. Нарышкина. Деревня Хоприк, Балашовского уезда, была населена переведенцами из Mуромскогo уезда. В селе Завьялове поселены крестьяне из Нарышкинских вотчин Шацкого уезда. Крайняя пестрота этнографического состава обнаруживается повсюду. Небольшая и теперь, почти через 200 лет после своего основания, деревня Подгоренки Сердобского уезда, первоначально населена была сведенцами из Керенского, Нижнеломовского, Пошехонского, Суздальского, Шацкоrо, Ярославского и Владимирского уездов. Ртищево, в составе своего первоначального населения, имеет выходцев из: Елатомского, Козловского, Kоломенского, Керенского, Кадомского, Переяславского и Capaнского уездов. Таких примеров можно привести целые десятки, но и этих достаточно, чтобы ярко проиллюстрировать невозможность установления прародины населения этих мест.
Балашовский уезд условно можно поделить на западную часть, где основу населения составляли переселенцы Воронежской и Тамбовской губернии и северную часть, где основу населения составили выходцы из центральных российских уездов и соседних, более северных уездов. Это произошло, наверное, из-за неоднородности заселения уезда. Северная часть уезда была относительно заселена между 1-й и 2-й ревизиями, а западная, скорее всего, частью после 2-й, а частью – после 3-й. Заселение по Хопру велось помещиками, имевшими деревни и сёла за керенскими и ломовскими валами, а западная часть, большей частью, из соседних губерний, после освоения таких же «диких поль» за оборонительной чертой, в пределах своих губерний.
Изучение колонизации северо-западных границ Саратовской губернии затруднено из-за отсутствия документальных материалов в достаточном объеме. История многих населенных пунктов, в частности и Балашовского уезда, воссоздается краеведами-любителями буквально по крупицам. Имеющиеся сведения в источниках краеведов XIX века крайне скудны, а порой и противоречивы. Занятие исследовательской работой в Государственном архиве Саратовской области (ГАСО) крайне обременительно, получение сканированных материалов ревизских сказок очень дорого для малых населённых пунктов, не говоря уже о больших. Если известны фамилии помещиков, владевших деревней или селом, еще не всегда означает, что есть возможность установления их принадлежности к той или иной губернии, при отсутствии имён и отчеств.
Откуда явилось пришлое за этот период в наш край население? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Заселение каждого населенного пункта, почти всегда, зависело от целого ряда факторов, которые нужно рассматривать в строго определенном порядке. Какие-то названия были перенесены переведенцами из прежних мест, какие-то получили свои собственные названия.
Вывод. Можно считать, что колонизация северной и северо-западной части Саратовской губернии началась с конца XVII – начала XVIII веков. Основным препятствием освоения была угроза вторжения кубанских татар и их союзников, которые вели к уничтожению поселений и уводу жителей в полон. Главными событиями этого, почти полувекового, освоения было устроение так называемой «петровской» линии (1698-1700 гг.) и Царицинской (1718-1722 гг.). Первое позволило закрепиться на северных рубежах, второе – расширить зону влияния и мирного существования в северо-западной части губернии.