Найти в Дзене
Александр Долгих

Последний город СССР

Оглавление

Это должен был быть город будущего, город, построенный по современным стандартам, с широкими проспектами, просторными квартирами, современными школами и детскими садами с бассейнами, кинотеатрами, театрами, парками, набережной и фонтанами. Новый город в Ульяновске должен был стать образцовым городом, примером для подражания, витриной социализма. Однако сбыться всему задуманному помешал развал СССР. Но обо всем по порядку, ведь кое-что из задуманного осуществить всё-таки успели.

Две части города Ульяновск, расположенные на правом и левом берегах Волги, многие считают двумя разными городами. Правая часть представляет собой старую архитектуру с культурными памятниками, левая же состоит преимущественно из многоэтажек советского периода. Именно на левом берегу, уже на закате СССР, был буквально с нуля построен целый город авиаторов. Постройка Нового города (этот район так и называется) считается последним масштабным проектом строительства, осуществлённым в Советском Союзе.

Проект крупнейшего авиакомплекса Европы

Ещё в начале 1970-х годов на левом берегу Волги было чистое поле. В 1974 году в Ульяновск неожиданно для местного руководства, прилетел министр авиапромышленности П. В. Дементьев. Именно летом 1974 года и была впервые озвучена идея строительства «авиационно-промышленного комплекса будущего». 28 апреля 1975 года был подписан приказ о возведении на левом берегу Волги в районе Ульяновска комплекса из трёх заводов — приборостроительного, агрегатного и самолётостроительного.

Проект Нового города был разработан к 1979 году, а 1981 уже были возведены первые блочные дома. Изначально проект предполагал создание авиационного комплекса для производства самого грузоподъёмного самолёта в мире, а также жилой застройки на 140 тысяч человек ― молодых специалистов, работавших на предприятии и их семей.

В те годы, в соответствии с распоряжением высших органов власти, подобные объекты должны были располагаться за Уралом, а в европейской части СССР ― только в качестве исключения. Именно такое исключение сделали для Нового города: постановление о его создании вышло в конце 1974 года. В первую очередь, полностью с нуля, был возведён завод по производству бетона, после ― комбинат панельного домостроения и строительный трест.

Запуск в производство самого грузоподъёмного в мире самолёта Ан-124 «Руслан» был первоначальной целью строительства Нового города. Именно здесь планировалось начать серийное производство таких авиалайнеров, разработанных на авиационном заводе Антонова.

Отдельные детали самолёта изготавливались на заводах Саратова, Ташкента и других городов. В свежевозведённых цехах Ульяновского авиазавода работы велись в три смены, круглосуточно.

Это лишь часть самого крупного авиакомплекса Европы на тот момент.
Это лишь часть самого крупного авиакомплекса Европы на тот момент.

Заселение Нового города

Строительство жилья началось с двух 5-этажек-малосемеек, ведь нужно было срочно заселить рабочих. После возводились исключительно многоэтажки улучшенной планировки. Город выгодно отличало то, что здесь не стали строить бараки и какое-либо «временное» жильё, а сразу заселили семьи в квартиры. Первое время в стандартной «трешке» могло жить три семьи, но всего через пару лет своя квартира была у каждой семьи.

Масштабная застройка, благоустроенная набережная, широкие проспекты, наличие всей необходимой инфраструктуры от детских садов и школ до культурных, спортивных объектов и универсамов так же были в планах строительства Ульяновска. Власти поставили невероятную задачу: построить современный и красивый «город будущего», авиакомплекс, и, одновременно, создать не имеющий аналогов самолёт.

Окончание первой очереди строительства города совпало по времени с окончанием строительства авиационного завода. В 1985 году в небо над Ульяновском взмыл новый уникальный самолёт.

Как строился Новый город

Процесс строительства города контролировал лично главнокомандующий вооружёнными силами СССР Д. Ф. Устинов. Во время своего очередного визита в город, он был неприятно удивлён тем, что почти все дома имеют одинаковую высоту. «Вы казармы тут строите? Это же не военный объект!» — сказал он. Тогда главнокомандующему показали, что внутри микрорайонов имеется всё необходимое для комфортного проживания граждан, в том числе детский сад с бассейном, зелёные аллеи и уютные скверы. Улицы в городе были настолько широкими, что даже в современном времени там никогда не случаются транспортные пробки.

Отличительная черта Нового города — широкие проспекты как для автомобилей, так и для пешеходов.
Отличительная черта Нового города — широкие проспекты как для автомобилей, так и для пешеходов.

Стройка была объявлена всесоюзной, потому специалисты приезжали со всех уголков и республик СССР. В год сдавалось около 500 тысяч квадратных метров жилья. В 1982 году в городе уже было множество новосёлов, у многих в тот год даже родились дети.

После окончания первой очереди строительства все квартала Нового города были неотличимы друг от друга. Ситуацию должна была изменить вторая очередь, в которой предполагалось сделать жизнь комфортной: построить парки, скверы, малые архитектурные формы, театры, фонтаны и прочее.
После окончания первой очереди строительства все квартала Нового города были неотличимы друг от друга. Ситуацию должна была изменить вторая очередь, в которой предполагалось сделать жизнь комфортной: построить парки, скверы, малые архитектурные формы, театры, фонтаны и прочее.

Второй этап строительства города предполагал создание 23-этажного здания с пристройками, драмтеатра, дома культуры, жилых домов повышенной этажности. Все эти объекты должны были быть выполнены в единой стилистике. Между постройками, расположенными по периметру квадрата, планировалось создание сквера, украшенного малыми архитектурными формами, комплекса фонтанов из гранита, просторной площади для проведения праздников. Вдоль всей прибрежной части планировалось гранитное оформление и полоса зелёных насаждений. На самой Волге должны были располагаться намывные «острова», соединяющиеся мостиками.

Гранитной набережной, насыпных островков, театра, фонтанов и прочих украшательств дождаться было не суждено, СССР развалился и о планах Нового идеального города забыли. Даже сейчас в к тем планам так и не вернулись, отдав свободные площади под застройку многоэтажками и торговыми центрами. А про набережную и острова с мостиками и вовсе можно забыть.
Гранитной набережной, насыпных островков, театра, фонтанов и прочих украшательств дождаться было не суждено, СССР развалился и о планах Нового идеального города забыли. Даже сейчас в к тем планам так и не вернулись, отдав свободные площади под застройку многоэтажками и торговыми центрами. А про набережную и острова с мостиками и вовсе можно забыть.

Только вот второй этап застройки так и не был начат. Советский Союз распался, а в 1990-е годы в Ульяновске, как и во многих других городах, произошёл спад производства во всех отраслях экономики. Лишь к началу XXI века город стал потихоньку «оживать», хотя о былой славе и величии речь уже не шла. Авиакомплекс до сих пор выпускает новые современные самолёты, а частные компании возводят новые здания и торгово-развлекательные центры.

Если есть кто-то из Ульяновска и те, кто в теме, дополняйте меня в комментариях. Отдельное спасибо будет тем, кто сможет прислать какие-то уникальные фотографии того, что должно было быть и того, что есть. Мой Телеграм-канал тут, а вот ещё несколько интересных статей: