В 20-е годы прошлого века во многих газетах России и Польши появились статьи об обнаружении русского солдата, который на протяжении 9 лет охранял подвалы полуразрушенной крепости Осовец и остался жив. История до сих пор не имеет документальных подтверждений, но уже сотню лет передается из уст в уста.
Оборона крепости Осовец
Опорная крепость Осовец была одним из стратегически важных военных объектов Российской Империи. Во время Первой Мировой именно Осовец прикрывал Брест―Литовское направление и Белостокский железнодорожный узел.
Основана была крепость в 1795 году, достроена ― к 1914. Уже осенью 1914 года ее ждал первый штурм, в начале августа 1915 ― газовая атака с использованием хлора, а 22 августа 1915 года Осовец практически разрушен. К началу 1915 года в оборонительный «штат» крепости входило 3 роты ратников, 8 дружин, 2 сотни пограничной стражи, батальон запаса и кавалерийский полк.
С 18 по 22 августа, по приказу командования, была выполнена плановая эвакуация гарнизона. В соответствии с приказом, эвакуировать требовалось и местное население, если оно встречалось в ходе отступления. Вывезти все ценное не представлялось возможным, потому, чтобы врагу не досталась провизия и одежда, которой была забита часть складов, остатки сооружения были взорваны саперами русской армии. Немцам достались лишь руины.
Бессменный часовой крепости
В 20-годы, когда война уже закончилась, российская территория, на которой когда-то располагался Осовец, стала частью Польши. Выяснился интересный факт: во время отступления, русская армия забыла одного из своих солдат, а именно ― часового, которому было приказано охранять склады крепости.
В 1920 году поляки начали отстраивать крепость, разбирать и реконструировать руины казарм, защитных сооружений. В 1924 году солдаты, занятые на строительстве, обнаружили хорошо сохранившийся тоннель. Решив самостоятельно обследовать его, они вошли внутрь. В тоннеле они увидели неясный силуэт и услышали окрик по-русски: «Стой! Кто идет?». От исследования тоннеля решили отказаться и сообщить командиру. Тот, не поверив подчиненным, спустился в тоннель сам. К счастью, польский офицер по-русски понимал хорошо. Он смог выяснить, что обитатель подземелья ― русский часовой, заступивший на пост в августе 1915 года.
Как часовой прожил 9 лет под землей
Солдат-часовой, охранявший склады крепости, на вопросы отвечал спокойно и уверенно, не теряя солдатской выправки. Он точно знал, какой сейчас год, и то, что находится на посту уже почти 9 лет. Часовой ни в коем случае не соглашался покинуть свой пост, даже зная, что война окончена. Солдат отвечал, что снять с поста его может лишь государь император или хотя бы разводящий.
Когда поляки сообщили часовому, что страны, которой он был верен, давно не существует, да и император расстрелян, тот все равно не бросил пост. Он уточнил, кто сейчас в Польше главный ― только сам президент мог бы освободить солдата от исполняемых обязанностей. По легенде, вызволять солдата приехал лично маршал Польши Юзеф Пилсудский (по другой версии ― прислал телеграмму), но, вероятнее всего, для беспрепятственного продолжения исследований тоннеля, часовому просто «подыграл» кто-то из местных военачальников.
Солдаты, которые выводили часового из подземелья, обратили внимание, что человек, проживший в одиночку в темном подвале 9 лет, не выглядел больным, истощенным или грязным. Его волосы и борода сильно отрасли, но одежда была чистой и почти новой. Объяснение этому простое. Когда русская армия начала отступать, взрывая все, что осталось, он оказался отрезанным от внешнего мира на спуске в продовольственный склад, благо еды в подвалах было запасено немерено ― минимум на пару тысяч человек. Ориентироваться в темноте и отличать день от ночи ему помогал тусклый свет, пробивавшийся из щели между развалинами надземной части крепости. Каждый день часовой делал зарубку на стене, каждый седьмой день отмечал более длинной чертой: так проходила неделя. По субботам солдат традиционно организовывал себе некоторое подобие «помывочного» дня.
Из-под одной плиты в подвале просачивался небольшой ручей, солдат собирал воду из него, чтобы пить и иногда даже мыться. Для полноценной стирки воды не хватало, потому он каждый раз брал со склада новый комплект одежды и белья, аккуратно складывая стопкой старые вещи. Склады с амуницией для обороняющих крепость также были полными. Самое главное, что на одном из складов оказались запасы стеариновых свечей, спичек и даже махорки. Однажды, из-за непотушенной самокрутки возник небольшой пожар, погубивший почти все свечи и остатки махорки, что очень расстроило солдата. Ему очень досаждали крысы, в какой-то момент борьба с ними стала практически единственным способом времяпрепровождения.
Поляки вывели русского солдата из тоннеля, но не предусмотрели самого важного: выйдя на дневной свет, он сразу и полностью ослеп. Часового отправили в госпиталь, а после ― на территорию СССР, ведь оставаться в Польше он категорически отказался. О дальнейшей судьбе героя войны история умалчивает.
Заключение
Эта удивительная история про подземного «робинзона» до сих пор не имеет документальных подтверждений, потому считается легендой. Сюжет наиболее подробно описан С.С. Смирновым.
Не все подземные коммуникации Осовецкой крепости еще изучены. Возможно, неопровержимые доказательства существования «бессменного часового» будут найдены в ближайшие десятилетия. По непроверенным данным, промелькнувшим в нескольких газетах того времени, русского солдата, о котором идет речь, звали не то Иван, не то Степан. Фамилия упоминается лишь однажды ― Николаев.
Мой канал в Телеграме и вот ещё несколько интересных статей (первая из них тоже, кстати, связана с крепостью Осовец):