Моё всем категорическое "здрасте". Мы продолжаем разбирать список лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня я и вы со мной переступаете важную точку - из 252 фильмов списка мы переходим к последней сотне. Да, чуть менее чем за два года я посмотрел всего 3/5 списка, и по такой математике закончу я его лишь в следующем году. Однако же я надеюсь, что не будет нужды пропадать, а каналу простаивать, и в таком случае я закончу где-то осенью. Я уже в предвкушении, признаюсь вам. Ну, а теперь - что за фильм там в топе-100 лучших фильмов ever?
100 место
"Один и два"/"Yi yi"(2000)
Рейтинг КП - 6,9; Кол-во оценок - 1 979;
Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 24 615;
Режиссёр - Эдвард Ян.
ЭнДжею уже за сорок, и он встревожен. Вдобавок к проблемам на работе его семья превратилась в клубок проблем - теща в коме, жена переживает душевный кризис, дочь впервые влюбилась, а сын слишком мудр для своих восьми лет. Внезапная встреча с давней возлюбленной Шерри, которую ЭнДжей бросил много лет назад, дает ему шанс начать новую жизнь. Вновь став романтиком, ЭнДжей тайком отправляется с Шерри в Японию, чтобы попытаться исправить свои ошибки.
Без спойлеров
С этим и ещё некоторыми фильмами, о которых я упомяну в их обзорах, случилась забавная штука. Дело в том, что фильмы по списку я смотрю гораздо быстрее, чем пишу про них, поэтому выходит так, что я сейчас рассказываю о 100 позиции списка, а последняя просмотренная - это уже 82, коей является "Лоуренс Аравийский"(1962). И поэтому некоторые из поздних лент, которые я смотрел, но ещё про них не рассказывал, остались не у дел - я банально забыл, кого да чего там вообще. Разумеется, я помню свои ощущения и впечатления от каждого, но для разбора хотелось бы помнить их содержание. Одним из таких обломов и стал фильм Эдварда Яна "Один и два", который с оригинала было бы логично перевести как "Один и один".
Но не беспокойтесь, конкретно здесь я отринул свою лень, снизошёл, и таки пересмотрел эту картину 2000 года. Зато теперь могу рассказать о впечатлениях от первого и от второго просмотров. Могу заметить, мне в своём роде повезло, потому как во второй раз кино мне зашло несколько больше, чем в первый. Вероятно, дело в том, что когда я смотрел его впервые я то ли болел, то ли только голова болела, но фильма Яна показался мне чуть ли не пыткой, длинною в почти 3 часа. И не посмотри я его второй раз, скорее всего, только и смог бы приметить, что кино скучное.
Но теперь я хочу сказать, что лента не такая уж скучная. Даже при том, что первое время я смотрел фильм несколько настороженно и опасаясь возможной скуки, тем самым проявляя заранее некий кредит НЕдоверия, я не могу честно сказать, что как-то открыто скучал. Ну да, к началу третьего часа я уже чуть утомился, последнюю треть смотреть было не самым завораживающим занятием в моей жизни. Но в целом кино смогло вытянуть свой 170-минутный хронометраж, что, поверьте мне, задача и достижение куда большие, чем может показаться.
Если говоря, почему Ян таки затащил, то первым на ум здесь приходит то, что кино... не то, чтоб какое-то особо красивое, хотя оно действительно симпатичное, но оно неким неведомым образом завораживает. Ну, в смысле я мог бы конкретно пояснить, как так вышло, постараться объяснить за операторскую работу, мизансцены, минимализм, цветокоррекцию, режиссуру, но кому оно надо, если проще сказать, что всё это достигается за счёт хорошей режиссуры и операторской работы? Ну и я о том же.
Конечно, кино явно не фонтан, советовать его всем подряд явно не стоит. Но я неплохо провёл время. Кино оказалось достойное. Единственное, чего я не догнал, это сути фильма. Нет, подцепить какие-то выводы из конкретных сюжетных линий я может и могу, но у меня в голове не сложилось какого-то общего смысла, сказать одним предложением, о чём фильм, я вряд ли смогу. Я могу объяснить вкратце замес сюжета, поведать о достоинствах творения Яна. А вот в чём суть пояснить разом не смогу.
Со спойлерами
Здесь несколько сюжетных линий разных персонажей, которые все являются родственниками. В этом отношении синопсис несколько отводит взгляд от общей картины. Да, ЭнДжей определённо один из тех, кому отводится больше экранного времени, но кино совершенно очевидно не только о нём. Есть ветка ЭнДжея, его сына, его дочери, новообразованной семьи брата его жены, также есть несколько сцен с его тёщей, сотрудниками на работе и женой.
На самом деле сложно даже определить смысл отдельных сюжетных веток, а уж про то, чтоб соединить их воедино, я и не говорю. Вот ЭнДжей, у него в семье беды, во второй половине он пытается наладить отношения со своей первой любовью. Она тоже явно в нём заинтересована. Но в итоге на этот раз сбегает не он от неё, а она от него. И воз и ныне там. Конечно, в одной из последних сцен у него есть реплика жене, что он не смог ничего изменить, и даже будь у него второй шанс, всё осталось бы также. Но... и что это значит, какой вывод я должен из этого сделать? О том, что "что произошло, то произошло"? Я честно хотел бы понять. Хотя, следуя реплике жены в этой же сцене, "может не всё так сложно"?
Линия сына и дочери тоже как бы непонятно к чему. Первый просто ходит отрешённо то дома, то по школе, фотографирует всякое разное, заставляя дивиться взрослых, и в конце произносит, стоит признать, довольно милую речь на похоронах своей бабушки. В чём смысл? Не знаю. А вторая тоже ходит отрешённая, сначала с подругой, потом с её милчеловеком, который её бросает, мутузит какого-то мужика, который не то с этой подругой, не то с её матерью тусил(честно, смотрел фильм вот недавно, но этот момент как-то провалился в памяти), а она плечами пожимает, да и почти всё. Одна из её последних сцен, если не последняя, где она якобы видит пробудившуюся бабушку и засыпает у неё на руках. В этой последней сцены внучки и бабушки тоже явно есть какой-то месседж, но... какой?
Ну а все прочие ветки, честно, ещё менее понятно, к чему вовсе. Да, мне любопытно было следить за семьёй шурина ЭнДжея, но у них так мало экранного времени, так мало сцен, что это даже с трудом можно назвать какой-то ответвлением сюжета. Это занятно, интересно, но зачем это здесь?
И вот таких вопросов много, но я указал основные. Если у вас есть какие-либо мысли на этот счёт, то я был бы рад узнать, почитать. Если нет, то, видать, придётся опять читать рецензии всяких более просвещённых людей. Разумеется, у меня есть свои догадки касательно некоторых вещей, например, почему сын ЭнДжея фотографирует всякие пустые углы и затылки других людей(ну типо он показывает ту самую невидимую другим сторону, которую видит только он - хотя даже так: и что это значит?), но не на всё. А хотелось бы.
Послесловие
"Один и два" 2000 года - это неплохой фильм артхаусного типа, который при этом за счёт хорошей и симпатичной постановки не скатывается в пытку для зрителя, при этом рассказывая достаточно занимательную историю, суть которой, правда, не так легко уловить. Однако это уже, я считаю, хоть что-то. Поэтому если вам нравится восточный синематограф, его эстетика, некая такая отрешённость, то это явно одна из тех картин, которая должна вам понравиться. Мне в целом зашло.
Итак, в 2000 году режиссёр Эдвард Ян потянул 3-часовой хронометраж. Интересно, сумел ли он в 1991 году потянуть 4 часа со своим "Яркий летний день"? Скоро узнаем.
#кино #фильмы #топфильмов #восточноекино #драма #искусство #скрытыйсмысл #классикакино #обзор #подборкафильмов #списокфильмов #рейтинг