Найти в Дзене
Здания для бизнеса

Как делают коленчатый вал для наших автомобилей. Рассказ технолога

Меня зовут Алексей, я более двадцати лет работаю инженером-технологом на одном из отечественных моторных заводов. Сегодня я хочу простыми словами рассказать о, пожалуй, главной детали в двигателе — коленчатом валу. Мы вместе пройдём весь путь его создания: от чертежа до момента, когда он устанавливается в мотор. Многие думают, что в современном автомобиле главное — это электроника. Но без коленвала, этой тяжёлой и умной болванки из стали, машина просто не поедет. Его задача — преобразовать движение поршней, которые ходят вверх-вниз, во вращение, которое идёт на колёса. Особенность наших, российских валов — в их невероятной живучести и приспособленности к ремонту. Это не одноразовая деталь, а полноценный «долгожитель» двигателя. Вал коленчатый ВАЗ-1118,2170 (дв.1,6, 8и16 кл.) Первый этап: работа конструкторов Всё начинается не в цеху, а в конструкторском бюро. Прежде чем мы получим заготовку, инженеры-расчётчики определяют каждую мелочь. Как он будет выглядеть: Считают количество и расп
Оглавление

Меня зовут Алексей, я более двадцати лет работаю инженером-технологом на одном из отечественных моторных заводов. Сегодня я хочу простыми словами рассказать о, пожалуй, главной детали в двигателе — коленчатом валу. Мы вместе пройдём весь путь его создания: от чертежа до момента, когда он устанавливается в мотор.

Многие думают, что в современном автомобиле главное — это электроника. Но без коленвала, этой тяжёлой и умной болванки из стали, машина просто не поедет. Его задача — преобразовать движение поршней, которые ходят вверх-вниз, во вращение, которое идёт на колёса. Особенность наших, российских валов — в их невероятной живучести и приспособленности к ремонту. Это не одноразовая деталь, а полноценный «долгожитель» двигателя.

Вал коленчатый ВАЗ-1118,2170 (дв.1,6, 8и16 кл.)
Вал коленчатый ВАЗ-1118,2170 (дв.1,6, 8и16 кл.)

Первый этап: работа конструкторов

Всё начинается не в цеху, а в конструкторском бюро. Прежде чем мы получим заготовку, инженеры-расчётчики определяют каждую мелочь.

  • Как он будет выглядеть: Считают количество и расположение коренных и шатунных шеек. Для обычного четырёхцилиндрового мотора, как на многих LADA, чаще всего делают 5 коренных опор и 4 шатунные. Это классическая, отработанная схема для баланса и прочности.
  • Как победить вибрации: Коленвал крутится с огромной скоростью, и его пытается «вихлять». Чтобы этого не было, на щеках делают утолщения — противовесы. Их форму и вес просчитывают до грамма.
  • Как он будет смазываться: Одна из самых сложных задач — спроектировать систему масляных каналов внутри вала. Масло должно без задержек поступать под давлением от коренных шеек к шатунным. Если здесь ошибка, вал «схватится» через пару тысяч километров.
  • Из чего его делать: Все эти расчёты в итоге сводятся к выбору марки стали. Материал должен быть прочным, износостойким и при этом не золотым по цене.

Второй этап: выбор стали — фундамент надёжности

Вот тут — основа основ. На моей практике для серийных двигателей чаще всего используют две основные марки.

  1. Сталь 45. Это углеродистая сталь, рабочая лошадка. Цифра 45 означает 0,45% углерода. После правильной термообработки она получает хорошую твёрдость поверхности. Применялась и применяется на многих моторах, где нет запредельных нагрузок.
  2. Сталь 40Х — это наш главный «хлеб».
    Я, наверное, за свою жизнь видел тысячи тонн этой стали. Легированная хромом (это буква «Х» в названии), она идеально подходит для наших условий. Хром повышает прокаливаемость: при закалке твёрдый слой получается глубже и равномернее. Подавляющее большинство коленвалов для ВАЗовской «классики», «восьмёрки», «девятки», «десятки» сделаны из стали 40Х. Это разумный баланс цены, технологичности и ресурса.

Реже, для более тяжёлых моторов (например, для УАЗа), идёт сталь 50Х, а для спортивных, форсированных версий — 18ХГТ (с титаном), но это уже штучный товар.

SEO по Нэшу: Вывод в ТОП-10 без платной рекламы... Подробнее
Органическое SEO продвижение сайта компании, основанная на принципе Равновесия Нэша. +7(912)454-36-70 (WhatsApp, Telegram)
Органическое SEO продвижение сайта компании, основанная на принципе Равновесия Нэша. +7(912)454-36-70 (WhatsApp, Telegram)

Третий этап: создание заготовки — ковка или литьё?

Из ровного прутка или сляба нам нужно получить грубую форму вала с его щеками и противовесами.

  • Горячая штамповка (ковка). Это наш основной метод. Заготовку из стали 40Х нагревают докрасна, до 1100-1200°C, и под прессом в несколько тысяч тонн штампуют в форму. Почему это хорошо? Волокна металла не перерезаются, а как бы обтекают контур детали, создавая более прочную структуру. Такой кованый вал лучше сопротивляется усталости.
  • Литьё. Более дешёвый способ. Расплавленный чугун (часто высокопрочный) заливают в форму. Такие валы легче, их делают для некоторых современных эконом-моторов. Они выдерживают штатные нагрузки, но запас прочности для ремонта и форсирования у них меньше. Ковку я уважаю больше.

Четвёртый этап: механическая обработка — где рождается точность

Вот поковка попадает к нам в цех. Сейчас это просто грубая «болванка», а через несколько дней она станет точнейшей деталью.

  1. Токарная обработка на станках с ЧПУ. Роботы снимают основной припуск, формируют приблизительные размеры шеек, обрабатывают щёки. Всё идёт по программе.
  2. Сверление масляных каналов. На специальных станках глубоко внутри вала сверлят эти жизненно важные артерии для масла. Малейший заусенец внутри — и масляное голодание гарантировано.
  3. Закалка ТВЧ — наша гордость. Это ключевая операция. Шейки вала (те места, где он вращается во вкладышах) нагревают индукционными токами высокой частоты до 850-900°C и быстро охлаждают. В результате поверхность становится твёрдой, как стекло (до 60 единиц HRC), а сердцевина остаётся вязкой и прочной. Износ таким шейкам будет не страшен сотни тысяч километров.
  4. Чистовое шлифование. После нагрева вал чуть «ведёт». Поэтому финальная точность достигается на круглошлифовальных станках. Здесь шейкам придают итоговый размер, например, 47,830 мм. Допуск — единицы микрон! Поверхность делают почти зеркальной. Это нужно для идеального контакта с вкладышами подшипников.
  5. Полирование. Заключительный штрих — полировка абразивными лентами. Убираем мельчайшие риски от шлифовки. На ощупь шейка становится идеально гладкой.

Пятый этап: балансировка — чтобы не трясло

Несбалансированный коленвал — это кошмар. Он будет разрушать подшипники и вызывать сильную вибрацию всего двигателя. Готовый вал кладём на балансировочный станок. Он раскручивает его и показывает, где есть лишний вес. Мы высверливаем немного металла из противовесов, снимаем лишние граммы. Процесс повторяем до тех пор, пока дисбаланс не станет в пределах строжайшей нормы. Только после этого вал сможет работать плавно.

Керамзитобетонные блоки в Ижевске от производителя
Керамзитобетонные блоки в Ижевске, СтройВек118.рф. Завод строительных материалов «Строй Век», СтройВек118.рф, +7(3412)565-871, +7 912 766 7877 (WhatsApp, Telegram)
Керамзитобетонные блоки в Ижевске, СтройВек118.рф. Завод строительных материалов «Строй Век», СтройВек118.рф, +7(3412)565-871, +7 912 766 7877 (WhatsApp, Telegram)

Шестой этап: строгий контроль

Ни одна деталь не уйдёт на сборку без проверки. Мы контролируем всё:

  • Размеры — микрометрами и точнейшими калибрами.
  • Твёрдость каждой шейки — специальным прибором.
  • Скрытые дефекты — с помощью магнитного или ультразвукового контроля. Ищем невидимые глазу трещины или раковины.
    Только вал со всеми штампами ОТК (отдела технического контроля) отправится дальше.

Седьмой этап: жизнь в двигателе и вторая жизнь после ремонта

Если менять масло вовремя, качественный коленвал из стали 40Х легко проходит 400, а то и 500 тысяч километров. Со временем изнашиваются шейки: появляются овальность, мелкие риски.

И здесь — главное преимущество нашего подхода. Такой вал почти всегда можно восстановить. Мы не выбрасываем его, а приносим на шлифовку. Станок снимает минимальный слой (0,25 или 0,5 мм), возвращая шейкам идеальную геометрию. После этого ставим ремонтные вкладыши, которые выпускаются под эти размеры, — и двигатель снова готов к работе. Это огромная экономия для владельца.

Вместо заключения

Когда меня спрашивают, в чём душа русского двигателя, я не думаю об электронике. Я думаю о тяжёлом, умно сделанном коленвале из стали 40Х. Это не навороченная деталь, а честный, ремонтопригодный и невероятно выносливый «труженик». Он создан с запасом, рассчитан на долгую службу и на то, чтобы его могли починить в самом обычном гараже. Пока такие детали делают и восстанавливают, наши автомобили будут ездить. Проверено годами моей работы.

Керамзитобетонные блоки в Ижевске, СтройВек118.рф. Завод строительных материалов «Строй Век», СтройВек118.рф, +7(3412)565-871, +7 912 766 7877 (WhatsApp, Telegram)
Керамзитобетонные блоки в Ижевске, СтройВек118.рф. Завод строительных материалов «Строй Век», СтройВек118.рф, +7(3412)565-871, +7 912 766 7877 (WhatsApp, Telegram)
SEO по Нэшу: Вывод в ТОП-10 без платной рекламы... Подробнее
Органическое SEO продвижение сайта компании, основанная на принципе Равновесия Нэша. +7(912)454-36-70 (WhatsApp, Telegram)
Органическое SEO продвижение сайта компании, основанная на принципе Равновесия Нэша. +7(912)454-36-70 (WhatsApp, Telegram)