Найти в Дзене
skazohniza-m4rk

" Не было ни гроша, да вдруг алтын": об ещё одной интересной комедии А. Островского

Я уже обратила внимание на то, что названия многих пьес А. Островского взяты им из пословиц. Вот и новая для меня комедия в 5-ти действиях "Не было ни гроша, да вдруг алтын" не стала в этом случае исключением. Название пьесы сразу говорит нам о том, что здесь будет идти речь о деньгах и в конце концов героев ждет благополучный финал, что, в свою очередь, не могло не привлечь моего внимания. Ведь я люблю счастливые финалы, которые не вызывают у меня такой грусти и тяжести, как, напротив, несчастливые. В принципе я и не обманулась в своих ожиданиях. Но даже и здесь Островский сумел меня удивить, внеся трагическую нотку в финальные эпизоды. Комедия была написана Островским в 1871 г. и вызвала немало противоречивых отзывов. Одни отмечали в ней лишь одни недостатки и слабости. Другие же, напротив, не могли не отметить новаторства пьесы, неоднозначные и яркие образы и т.д. И не могла не отметить многообразие тем, которые рассматривает здесь драматург, не утратившие своей актуальности и
Оглавление

Я уже обратила внимание на то, что названия многих пьес А. Островского взяты им из пословиц. Вот и новая для меня комедия в 5-ти действиях "Не было ни гроша, да вдруг алтын" не стала в этом случае исключением.

Название пьесы сразу говорит нам о том, что здесь будет идти речь о деньгах и в конце концов героев ждет благополучный финал, что, в свою очередь, не могло не привлечь моего внимания. Ведь я люблю счастливые финалы, которые не вызывают у меня такой грусти и тяжести, как, напротив, несчастливые. В принципе я и не обманулась в своих ожиданиях. Но даже и здесь Островский сумел меня удивить, внеся трагическую нотку в финальные эпизоды.

О комедии

Комедия была написана Островским в 1871 г. и вызвала немало противоречивых отзывов. Одни отмечали в ней лишь одни недостатки и слабости. Другие же, напротив, не могли не отметить новаторства пьесы, неоднозначные и яркие образы и т.д.

И не могла не отметить многообразие тем, которые рассматривает здесь драматург, не утратившие своей актуальности и сейчас: бедность и богатство, стремление к хорошей жизни, любовь и т.д. Центральной темой здесь прежде всего является скупость, которая калечит души людей, лишает их счастья и радости. В принципе в литературе она не была новой. Ее поднимали как классики (А. Пушкин, Н. Гоголь и т.д.), так и современные писатели. Но, как мне кажется, у Островского эта тема приобретает особое звучание, которая приводит к таким печальным последствиям.

О чём?

В пьесе, действие которой разворачиваеися на самой окраине Москвы, мы знакомимся со многими интересными и колоритными персонажами: вспыльчивая и мелочная Фетинья, жена купца Епишкина, мещанка Домна Мигачева, сокрушающаяся о своих бедах и постоянно ругавшая сына Елесю и т.д.

Но главное внимание приковывает к себе отставной чиновник Михей Крутицкий, который был разжалован за взятки. Тогда он занялся ростовщичеством, и теперь для него нет иной цели, как деньги. Ради этого он экономит на всем, даже на жене Анне и племяннице Насте. Ради чего он так жил? Разве принесло это ему счастье или покой? В конце концов, подводя итог своей жизни, Крутицкий с тоской замечает:

"У всякого своя радость, своя утеха; он копил, берег, в том и вся жизнь его была: ничего ему не нужно, одни только деньги, а украли деньги, нет денег, зачем ему жить? Зачем жить-то? Что делать-то на свете?"

Но, несмотря ни на что, нельзя не сочувствовать этому герою, которыл провёл свою жизнь впустую.

Тем грустно и за участь Анны, вынужденной во многом себе отказывать. Но особенно печальна судьба Насти. Ей нравится молодой чиновник Модест Баклушин, который, однако, ничего не делает для спасения Насти, которая ему очень нравится. Он лишь только советует ей найти работу, но не мириться со своей участью. Однако для бедной девушки это не выход, ибо делать она ничего не умеет, как заявляет о том Анна:

"А вы думаете, мы сложа руки сидим? Мы чуть не ослепли от работы. Да что стоит наша работа, когда мы ничего не умеем. Мы на хлеб не вырабатываем".

Единственное, чем бы он мог помочь бедной девушке, так это жениться на ней. Но Баклушин и этого не может сделать. Оказывается, когда-то он занял сто рублей у одного ростовщика, не смог отдать вовремя свой долг, в результате чего тот вырос. Так что для Модеста единственный выход -найти богатую невесту.

Счастье, таким образом, зависит для героев от богатства. И в конце концов, когда все разрешается, то герои становятся богатыми и счастливыми за исключением одного персонажа.

И не только Модест и Настя, но и Елеся, сын мещанки Мигачевой, и Лариса, дочь купца Епишкина.

С одной стороны, деньги никогда не приносят счастья. А с другой - именно они в данном случае предотвращают Настю от того отчаянного шага, который она чуть не сделала. Хотя будет ли их счастье таким уж долгим или, напротив, рухнет от первой же опасности, встретившейся им на пути?

О многом, очень многом заставляет нас задуматься Островский, а потому мы ещё не раз будем обращаться к его творчеству, в который раз изумляясь тому, что в принципе ничего сейчас не изменилось - одни и те же проблемы волновали людей и тогда, не перестают волновать нас они и теперь, что может лишь говорить о жизненности и злободневности пьес Островского.

Данная комедия была прочитана в рамках марафона

"Открой школьную Вселенную".

Знакомы ли вы с данной пьесой?

Делитесь в комментариях.