Такие фильмы в новом веке снимают редко. Хотя весело ведь, когда рептилоиды разыгрывают для нас остросоциальные и политические аллегории. Вспомним пару фильмов из прошлого и одну новинку.
«Район №9». Ия креветко, моя твоя не понимай
Для начала упомянем «Район №9» (2009) – номинировавшийся на «Оскар» суперхит Нила Бломкампа. Сочный общественно-политический памфлет о сосуществовании в Йоханнесбурге людей и живущих в гетто инопланетных креветок, застрявших на Земле из-за поломки звездолета.
Почти все знают, что это история о социальном и политическом неравенстве, об отношении между благополучным большинством коренных жителей и бедными этническими группами.
Интересно, что режиссер не увлечен идеей равенства и братства, которая тут выглядела бы утопично, и не встает ни на одну из сторон (левый, но все-таки белый житель ЮАР не понаслышке знает, как на смену апартеиду пришла власть черных, и что из этого вышло).
Большинство в этом фильме действительно угнетает космических «мигрантов», но и те – не подарки, не очень-то пытаются ассимилироваться, предпочитая промышлять криминалом, а по случаю и более серьезными провокациями.
«Вивариум». Тихий ужас субурбии
Европейско-канадская научно-фантастическая антиутопия 2020 года «Вивариум» (почему бы прокатчикам не назвать его «Виварий», как принято на Руси?) – история молодой бездетной парочки, попавшей в пригородный коттеджный поселок, из которого невозможно выбраться.
Пленникам таинственной субурбии с искусственными облаками на небе и бесконечными рядами одинаковых домиков с лужайками предстоит смириться с тем, что выхода нет, и пытаться не сойти с ума, воспитывая чужого как бы ребенка, внезапно оказавшегося рядом с домом.
В фильме три актера в кадре. В этом и фишка. К тому же Имоджен Путс и Джесси Айзенберг великолепны как драматический дуэт, игра высокого фестивального уровня (кстати, фильм ездил в Канны в 2019 году). Тут есть отличная психоделика, саспенс, вгоняющий в транс минимализм и прочие компоненты, которые для такой камерной истории – самое то.
Эта история могла быть приквелом к «Они живут» (They Live), хоть сама и не хоррор, если переснять классическую ленту Джона Карпентера и изменить внешность пришельцев. «Вивариум» интересен не только фантастикой, но и левой сатирой. Да, субурбию уже только ленивый не превращал в символ общества потребления, в место, которое или само похоже на ад из-за своей безвыходности, или служит порталом туда.
Ирландский режиссер Лоркан Финнеган (хоррор «Без имени», 2016) применяет свеженькую метафору, делая из субурбии в лабиринт для подопытных мышей, в котором типичный человек должен воспроизвести нечто похожее на нового типичного человека. В который простые обыватели (учительница и садовник) сами себя загоняют в поисках недорогой, но достойной жизни, не хуже, чем у всех.
И они, несмотря на всю творящуюся в фильме жесть, еще легко отделались. Хуже было бы оказаться запертыми в шоуруме Икеа. Правда, герои, к их чести, – не карикатурные «маленькие люди». Они сразу понимают, что так жить нельзя, просто не могут сопротивляться.
«Они живут». Антилиберальное пророчество
Напоследок – как все начиналось. Упоминавшийся выше фильм Карпентера They Live (1988) в России часто называют «Чужие среди нас».
История про двух приятелей, которые надели специальные «очки правды» и увидели, что вокруг много инопланетян, как правило, среди богатых, политиков, коммерсантов, полиции, судей и прочих «пиджаков» и их прислуги, мешающих жить простому народу.
Яркой находкой стал «перевод» рекламы на улицах в прямолинейные унизительные заповеди на языке инопланетных неолибералов, прилетевших на Землю, чтобы потихоньку приватизировать ее. Карпентер, понятно, высмеивал либерализм Рональда Рейгана.
Жители СССР, смотревшие кино в салонах и по «кабелю», аллегорическое предупреждение антиутопии, судя по всему, не поняли. Иначе перевели бы лозунги сторонников радикальных перемен на человеческий и ужаснулись бы истинным мотивам и неизбежным последствиям приближающейся революции. Впрочем, это уже другая история.
Достойная уважения психоделическая российская фантастика
В защиту лучшего российского sci-fi экшна от всяких домыслов
Классная российская кинофантастика, начавшаяся с короткометражек
Умная и красивая фантастика про любовь и роботов (часть 1)