Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Крутая научная фантастика с инопланетянами и социальной сатирой

Оглавление
Лозунг «Прокладывая путь к единству» поистрепался. Кадр из к/ф «Район №9».
Лозунг «Прокладывая путь к единству» поистрепался. Кадр из к/ф «Район №9».

Такие фильмы в новом веке снимают редко. Хотя весело ведь, когда рептилоиды разыгрывают для нас остросоциальные и политические аллегории. Вспомним пару фильмов из прошлого и одну новинку.

«Район №9». Ия креветко, моя твоя не понимай

Для начала упомянем «Район №9» (2009) – номинировавшийся на «Оскар» суперхит Нила Бломкампа. Сочный общественно-политический памфлет о сосуществовании в Йоханнесбурге людей и живущих в гетто инопланетных креветок, застрявших на Земле из-за поломки звездолета.

Фрагмент постера к/ф «Район №9».
Фрагмент постера к/ф «Район №9».

Почти все знают, что это история о социальном и политическом неравенстве, об отношении между благополучным большинством коренных жителей и бедными этническими группами.

Интересно, что режиссер не увлечен идеей равенства и братства, которая тут выглядела бы утопично, и не встает ни на одну из сторон (левый, но все-таки белый житель ЮАР не понаслышке знает, как на смену апартеиду пришла власть черных, и что из этого вышло).

Фрагмент постера к/ф «Район №9».
Фрагмент постера к/ф «Район №9».

Большинство в этом фильме действительно угнетает космических «мигрантов», но и те – не подарки, не очень-то пытаются ассимилироваться, предпочитая промышлять криминалом, а по случаю и более серьезными провокациями.

«Вивариум». Тихий ужас субурбии

Европейско-канадская научно-фантастическая антиутопия 2020 года «Вивариум» (почему бы прокатчикам не назвать его «Виварий», как принято на Руси?) – история молодой бездетной парочки, попавшей в пригородный коттеджный поселок, из которого невозможно выбраться.

Стильно, минималистично, недорого. Как у всех. Кадр из к/ф «Вивариум».
Стильно, минималистично, недорого. Как у всех. Кадр из к/ф «Вивариум».

Пленникам таинственной субурбии с искусственными облаками на небе и бесконечными рядами одинаковых домиков с лужайками предстоит смириться с тем, что выхода нет, и пытаться не сойти с ума, воспитывая чужого как бы ребенка, внезапно оказавшегося рядом с домом.

В фильме три актера в кадре. В этом и фишка. К тому же
Имоджен Путс и Джесси Айзенберг великолепны как драматический дуэт, игра высокого фестивального уровня (кстати, фильм ездил в Канны в 2019 году). Тут есть отличная психоделика, саспенс, вгоняющий в транс минимализм и прочие компоненты, которые для такой камерной истории – самое то.

Инопланетяне что-то читали про бэби-бум в субурбиях 50-х. Кадр из к/ф «Вивариум».
Инопланетяне что-то читали про бэби-бум в субурбиях 50-х. Кадр из к/ф «Вивариум».

Эта история могла быть приквелом к «Они живут» (They Live), хоть сама и не хоррор, если переснять классическую ленту Джона Карпентера и изменить внешность пришельцев. «Вивариум» интересен не только фантастикой, но и левой сатирой. Да, субурбию уже только ленивый не превращал в символ общества потребления, в место, которое или само похоже на ад из-за своей безвыходности, или служит порталом туда.

Ирландский режиссер
Лоркан Финнеган (хоррор «Без имени», 2016) применяет свеженькую метафору, делая из субурбии в лабиринт для подопытных мышей, в котором типичный человек должен воспроизвести нечто похожее на нового типичного человека. В который простые обыватели (учительница и садовник) сами себя загоняют в поисках недорогой, но достойной жизни, не хуже, чем у всех.

Кадр из к/ф «Вивариум».
Кадр из к/ф «Вивариум».

И они, несмотря на всю творящуюся в фильме жесть, еще легко отделались. Хуже было бы оказаться запертыми в шоуруме Икеа. Правда, герои, к их чести, – не карикатурные «маленькие люди». Они сразу понимают, что так жить нельзя, просто не могут сопротивляться.

«Они живут». Антилиберальное пророчество

Напоследок – как все начиналось. Упоминавшийся выше фильм Карпентера They Live (1988) в России часто называют «Чужие среди нас».

Кадр из к/ф They Live.
Кадр из к/ф They Live.

История про двух приятелей, которые надели специальные «очки правды» и увидели, что вокруг много инопланетян, как правило, среди богатых, политиков, коммерсантов, полиции, судей и прочих «пиджаков» и их прислуги, мешающих жить простому народу.

Яркой находкой стал «перевод» рекламы на улицах в прямолинейные унизительные заповеди на языке инопланетных неолибералов, прилетевших на Землю, чтобы потихоньку приватизировать ее. Карпентер, понятно, высмеивал либерализм
Рональда Рейгана.

Постер фильма They Live.
Постер фильма They Live.

Жители СССР, смотревшие кино в салонах и по «кабелю», аллегорическое предупреждение антиутопии, судя по всему, не поняли. Иначе перевели бы лозунги сторонников радикальных перемен на человеческий и ужаснулись бы истинным мотивам и неизбежным последствиям приближающейся революции. Впрочем, это уже другая история.
Достойная уважения психоделическая российская фантастика
В защиту лучшего российского sci-fi экшна от всяких домыслов
Классная российская кинофантастика, начавшаяся с короткометражек
Умная и красивая фантастика про любовь и роботов (часть 1)