Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Якутские фильмы ужасов нулевых — как создавалась традиция

Оглавление

Сегодня якутские фильмы ужасов значительно поднялись в качестве. Такими они были не всегда. В нулевые годы хорроры делали на коленке, иногда на грани с трешем. Но уже тогда закладывались некоторые важные для местного хоррора традиции. Сегодня вспомним пару таких простых работ.

Занимательная прогулка по якутским алаасам. Кадр из к/ф «Сэттээх».
Занимательная прогулка по якутским алаасам. Кадр из к/ф «Сэттээх».

После пары подборок с действительно достойными хоррорами из Якутии я без особых восторгов упоминал две «Тропы смерти» 2006 и 2008 годов. Сегодня предлагаю вспомнить еще парочку работ из нулевых, которые с кучей огрехов, но интересны для истории жанра в республике.

«Проклятие» (Сэттээх): с дедом за чаем

«Проклятие» (Сэттээх) – хоррор Евгения Павлова 2010 года представляет собой антологию: четыре истории, рассказанные дедом внуку на ночь. Ну, и сама линия с дедом окажется мистической. Фильм дотягивает только до часа действия, но при дроблении на новеллы не кажется, что это мало.

Дед рассказывает внуку удивительные истории. Кадр из к/ф «Сэттээх».
Дед рассказывает внуку удивительные истории. Кадр из к/ф «Сэттээх».

В первой истории два охотника потерялись в лесу и вышли к избушке, которая считается жилищем ведьмы. Здесь хороши виды поросших редким лесом алаасов (интересно, как там можно потеряться) и мудрости о природе («У всего на свете есть дух. Все, что ты делаешь, видит небо, знает ветер» и т.д.). Еще нюанс: как бывает у якутов, казахов, бурятов, автор не одобряет выпивох и тех, кто выпивку и нескромное обращение с женщинами.

Во второй байке два друга едут по старой объездной дороге на отдых в деревню. Один из них рассказывает, что здесь пропал его дядя вместе с машиной... С любовью к листикам и веточкам в кадре снятая дорожная миниатюра. Родственна завязке недавнего канадского фильма «Толлмэн».

Изучаем якутскую архитектуру: перед нами балаган. Кадр из к/ф «Сэттээх».
Изучаем якутскую архитектуру: перед нами балаган. Кадр из к/ф «Сэттээх».

Дальше – сказка про пастуха, что на алаасе ищет убежавших лошадей и не может вытащить из балагана магического жеребенка. Здесь нечисть со сносным гримом, родственная J-хоррору, как часто бывает в Якутии.

В последней байке семья получила в наследство дом, в подвале которого происходит нечто странное. Тут снова близко к японским ужастикам, а история добрая, в которой некого и не за что наказывать.

Кадр из к/ф «Сэттээх».
Кадр из к/ф «Сэттээх».

«Наахара»: вот моя деревня

Фильм 2007 года Марины Калининой рассказывает про трех друзей в сельском захолустье. Наахара – деревня, из которой родом один из героев. Там мило, порция сельского колорита. Но рядом – заброшка, цель путешествия ребят (один из них пишет диплом про аномальные зоны).

В брошенной деревне парни находят шаманские места. И начинается... Инфернальное выглядит по-разному. Разок возникает мутный монстр типа Лизуна из
«Охотников за привидениями» (песню из фильма друзья напевают по дороге), одному из парней кружит голову ускользающая девушка, плюс – призраки местных жителей и нечисть на звериных лапах.

Иногда немножко «найденной пленки». Кадр из к/ф «Наахара».
Иногда немножко «найденной пленки». Кадр из к/ф «Наахара».

Пожалуй, наиболее удачно выглядят призраки. Но спецэффекты – не самая сильная сторона якутского хоррора тех лет. В плюс фильму работает сама натура. Раздолбанные дороги, по которым лучше ездить на УАЗиках, интересное устройство брошенных жилищ, удачно выстроенные кадры с развалинами, мрачными ветвями деревьев, эффектное метание камеры по лесу, уместные кадры с видеокамеры одного из друзей.

Также режиссер удачно использует фолковую звуковую дорожку, которая не просто создает атмосферу, но и упрощает работу с диалогами, местами приглушая их, подчеркивая эффект наблюдения за героями с расстояния.

Троица искателей приключений выглядит неплохо. Кадр из к/ф «Наахара».
Троица искателей приключений выглядит неплохо. Кадр из к/ф «Наахара».

К сожалению, спасает это не всегда. Диалоги неплохи, не как в «Тропе смерти», но могли быть лучше. Я уже говорил, что из на коленке сделанных фильмов диалоги были хороши у Константина Тимофеева в «Паранормальным Якутске». Тот фильм тоже старый, 2012 года, но по нему уже видно, что ошибки нулевых годов учтены.

Как образец инди-хоррора нулевых «Наахара» интересна тем, что покажут после финала. Материала тут (при основном метраже около часа) примерно на 9 минут: записи со съемок, на фоне которых – благодарности от режиссера и ехидное замечание: спонсоры не дали ни копейки.

И снова аутентичная архитектура. Кадр из к/ф «Наахара».
И снова аутентичная архитектура. Кадр из к/ф «Наахара».

А потом Калинина делает подарок молодым кинолюбителям: несколько минут на экране идет показ полного текста ее сценария.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Зомби, призраки и прочий хоррор Якутии — радость киномана
Якутские хорроры — дешево, сердито, на радость киноманам (часть 2)
Тропа к успеху якутского хоррора шла через непролазный трэш