Трудно представить кинематограф республики Саха без традиционных фильмов ужасов. Якуты снимают дешево, но с энтузиазмом. Хоррор часто сочетается с пиаром родного фольклора и социальной сатирой. Сегодня вспомним три интересных якутских ужастика, при желании прочитаем мою предыдущую подборку и вскоре продолжим эту тему.
«Черный снег»
В прошлой подборке про якутский хоррор я хвалил два фильма режиссера и продюсера Степана Бурнашева: «Хара Дьай» (2016) и «Республика Z» (2018). Новая его работа — выживальческая драма «Черный снег».
Формально это может не считаться хоррором. Но может и считаться, так как жуткие неприятности, случившиеся с дальнобойщиком Гошей во время починки грузовика на зимней дороге выглядят не несчастным случаем, а игрой высших сил, наказывающих за жадность, за «загребущие руки». Аллегория мрачной притчи на поверхности: за руку Гоша и пойман собственным грузовиком, и вариантов спасения почти нет.
Первая часть выглядит соцдрамой. Разговоры шоферов в чайной, быт отдаленного якутского села. Куча проблем: связь плохая, полеты дорогие, дороги разбитые, чиновники заняты непрактичным популизмом... Да и сам Гоша не подарок, привозит в деревню суррогатные напитки, пользуется доверчивостью местных выпивох и обирает их...
Вторая часть — расплата Гоши за его грехи. В этом месте зритель даже начинает сочувствовать этому антигерою, а он сам, возможно, пересмотрит свою жизнь, получив суровый мистический урок на дороге. Здесь уже жестко. Есть даже мотивы сплаттера, а с мрачными видениями Гоши получается действительно что-то похожее на хоррор.
«Бесплодные земли»
«Бесплодные земли» (2008) снял режиссер Константин Тимофеев. Это история школьной учительницы Дайааны, приехавшей с дочерью преподавать в расположенное в лесной глуши село, о существовании которого почти забыли. Пока мать дает уроки, дочь связывается с компанией странных детей, а в доме, где их поселили, ходят призраки.
Фильм нестрашный, но зато эксцентричный, с веселыми отсылками к ужастикам из Японии. Школьники гоняют по двору девочку «плакунью», с длинными висящими волосами, похожую на Самару из «Звонка», бродячие детки устраивают сплаттерпанк с огромной сюрной утробой.
Живущий в доме призрак, устраивающий довольно противные сцены с пожиранием лапши быстрого приготовления, похож на персонажа из «Проклятия». Местная чиновница развешивает по деревне афиши спектакля про Токио, который окажется довольно жестким. Да и все основное действие легко роднится с японской традиций.
«Паранормальный Якутск»
Еще один фильм Константина Тимофеева по его же сценарию, снятый в 2012 году за 60 тыс. руб. Конечно, это фантазии на тему суперхита Paranormal Activity (2007). Тоже про демона, приходящего в женском обличии, которого тюркские народы называют Албасты.
Это found footage история Риты и Андрея, снявших квартиру в деревянной развалюхе на краю Якутска. В жилище кто-то топает, а Рита как раз хочет поступать в киношколу, поэтому ей не лень все снимать на видеокамеру.
Нечисти в кадре не больше, чем в картине американского везунчика Орена Пели. Но дело не в этом. Фильм подкупает тем, как стыкуются мистика и геперреализм якутского захолустья. В какой-то момент весь экранный предметный треш перестает вызывать желание зажать нос и дает ощущение подлинной жизни. К тому же здесь отличные живые диалоги, легкая и красивая речь без клише и зазубренностей. Порой даже кажется, что это импровизация. Или просто документалка.
Может, тут что-то недотянуто с саспенсом, а с мистикой конкурирует чернуха. Но люди тут настолько хороши и так на месте, что за это можно все простить. За непродолжительный хронометраж эти маргинального вида ребята становятся своими и понятными, очень не хочется, чтобы нечто непознанное заставило нас расстаться с ними. И этот момент — большая, возможно, даже главная ценность хорошего фильма ужасов.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Зомби, призраки и прочий хоррор Якутии — радость киномана
«Пугало»: как Триер, Кинг и Балабанов встретились в якутской деревне
Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 6)