Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Одна династическая причина первого союза Польши и Великого Княжества Литовского

В истории все взаимосвязано, и узловые точки, которые влияют на создание и исчезновение целых государств, порой обнаруживаются в самых неожиданных местах.

Однажды одной молодой жене в Италии надоел не менее молодой муж, и она решила от него избавиться самым банальным способом, а в итоге это нежданно-негаданно привело к возникновению мощного государства на Востоке Европы. Это была не единственная причина, но предпосылки были созданы более чем серьезные.

Итак, молодая бедовая жена – это королева Неаполя Джованна I, а крепкое государство – это Кревская Уния 1385 года между Польским королевством и Великим Княжеством Литовским – первый шаг на пути к созданию Речи Посполитой и первый же шаг к падению независимости Литовского Княжества. Конечно, последует возражение – где Джованна в своем Неаполе, и где Вильно с Варшавой, какая между ними может быть связь?

Королева Ядвига.
Королева Ядвига.

Предпосылки первого объединения Польши и Княжества лежат на поверхности и видны невооруженным глазом – кровавая борьба за власть в самом Княжестве, необходимость защититься от Немецкого Ордена, который умело воспользовался распрями династии Гедеминовичей. Но все эти очевидные преимущества объединения отступают в тень, на второй план, перед династическим фактором – только благодаря женитьбе на наследнице польской короны - принцессе Ядвиге, великий князь Литовский Ягайло смог стать королем Польши. Иначе нет.

Довольно удачное совпадение – в Польше оказалась юная «принцесса» на выданье, да такая еще красивая, что от высокородных женихов, отбою в прямо смысле слова не было. А в соседней Литве правил (не без проблем) Ягайло, до этого времени оказавшийся почему-то не женатым, точная дата его рождения неизвестна (не ранее 1350-го и не позднее1362-го), но если взять даже верхнюю планку, в 1382 году ему уже 20 лет – по тем временам просто давно пора под венец. Интересно, что виды на неженатого литовского князя имелись и в Москве – был договор 1384 года, согласно которому Ягайло должен был жениться на дочери Дмитрия Донского, по всей видимости на старшей, Софье, но этому браку не суждено было сбыться.

Польша и Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское в 1387 году
Польша и Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское в 1387 году

Но какие события привели к этому совпадению, как Ядвига оказалась наследницей Польши, ведь в ином случае, Ягайло и не бывать королем – да и сам брак с юной Ядвигой для него лично утрачивал смысл. Что же, оглянемся на несколько десятилетий до 1385 года, в прошлое.

Одна из точек перелома – в 1370 году без прямых наследников умирает последний Пяст, король Польши, Казимир III Великий. Он недаром получил свое прозвище, но вот семейная жизнь этого короля не задалась, положив начало многовековым неурядицам вокруг польской короны, в итоге приведшим к выборным королям и как следствие, падению королевства. Сыновей у него не было, а все законные дочери не пережили отца. Впрочем, на этом этапе династического кризиса не случилось – новым королем Польши стал его родной племянник, сын сестры Эльжбеты, король Венгрии Лайош (Людовик) I.

Ядвига и Ягайло.
Ядвига и Ягайло.

Несмотря на то, что как таковая династия Пястов не прервалась по мужской линии – в соседней Силезии обреталось множество самых настоящих Пястов, как кандидаты в короли они не рассматривались – и как слишком мелкие князья, и как слишком близкие к немецким государствам. Другое дело Лайош – уже сам король из младших Капетингов Анжу-Сицилийской династии и уже прославленный воитель. Ну и, конечно, ближайший родственник покойного короля Казимира, что и было определяющим фактором. Вот только в том же 1370-ом году, стала вырисовываться грядущая династическая проблема – у Лайоша не было кровных наследников по мужской линии, и как видно из представленной для лучшего понимания ситуации, династической схемы, его последний родич скончался в 1360 году. Все трое сыновей Эльжбеты, и их потомки как внуки и правнуки Владислава Локетка имели очевидные права на польскую корону.

-4

Гибель любимого брата Лайоша – Андрея Венгерского случайный фактор. Не на той девушке женился юный венгерский принц, а именно на королеве Неаполя Джованне. Брак не задался с самого начала, и вскоре Андрей был убит как минимум с попустительства жены, что интересно другими принцами Капетингами Анжуйской династии. 1345 год и стал основной точкой перелома, как оказалось – ключевым узлом, который возвел на престол Польши великого князя Ягайло и сделал его королем Владиславом.

Лайош I Венгерский
Лайош I Венгерский

Останься Андрей в живых и появись у него еще сыновья – они были бы первыми кандидатами на польскую корону. Вопрос с собственными дочерями король Людовик решил бы давно известным способом – женитьба Марии или Ядвиги (Людовик долго выбирал как делить короны между дочерями, была еще и старшая Екатерина) на двоюродном брате, а уж их наследник и становиться следующим законным королем Польши по обеим королевским линиям.

Кому не было место в этой династической схеме, так это Ягайло. И как повернись дальнейшая судьба Великого Княжества Литовского, будь королева далекого Неаполя верной и любящей женой - вопрос сложный.