В любые времена в любом обществе для человека есть возможность улучшить свой социальный статус. Но за все в жизни приходится платить. Какие риски таит этот взлет?
Путь медленный и надежный обычно называют социальным лифтом. Что в нем хорошего?
Во-первых, он известен и даже пропагандируем в данном обществе. Вставая на этот путь, человек изначально знает, что и как он должен делать, на какой результат и в какие сроки может рассчитывать. Последовательность действий понятна, даже если это всего лишь надежда на удачное возрождение в следующей жизни (Помните у Высоцкого? Пускай живешь ты дворником - родишься вновь прорабом // А после из прораба до министра дорастешь.)
Во-вторых, "лифт" обычно одобряем всеми слоями общества. Человек из низов, честно прошедший условленный путь, с благосклонностью, без клейма выскочки, принимается на верхней площадке. И при этом обычно становится очень уважаемым человеком в той среде, из которой вышел.
А какие у "лифта" недостатки? Он весьма нетороплив - на достижение нового статуса уходят многие годы усилий. Он привозит не куда хочешь, а на строго определенные площадки. Желающие подняться выше обычно должны еще пройти немалый путь «по горизонтали» до места посадки в новый лифт.
Наконец, он возносит за один прием не так уж высоко. Солдат «из низов» может остаться на контрактной службе - он дорастет до прапорщика. Его сын уже будет себя готовить к службе осознанно, получит образование - дорастет до полковника. И лишь его внук, уже представитель семьи потомственных военных, имеет шанс стать генералом.
Те, кого не устраивают медленные проторенные пути, или та площадка, на которую лифт привозит, или кто просто не берет в расчет само существование лифтов - те пробуют другие варианты. Я его назову это социальным альпинизмом. Или даже социальным паркуром. Человек как будто рвется вверх по стене, по скале, через пропасти и преграды.
Большинство таких авантюристов срываются или отступают, но единицы все-таки достигают своей цели. Сочетание сверхусилий, таланта, наглости и счастливого случая дает свои плоды. Но всегда ли это достижение - триумф? И всегда ли оно радует самого победителя?
В литературе такие «социальные альпинисты» не редкость. Оставим сюжеты с мега-удачным замужеством и разного рода криминалом. Взглянем на тех, кто полагался лишь на свой труд и при этом сохранял порядочность.
Недавно на канале мы обсуждали Мартина Идена из одноименного романа Джека Лондона (ссылки в конце статьи).
Время действия - первые годы ХХ века. Герой - выходец из бедной семьи, матрос, однако имеющий природный художественный дар. Любовь, амбиции, желание лучшей жизни - все это подвигает его на попытку … стать знаменитым писателем. И полуграмотный парень ценой неимоверных усилий всего за пару лет достигает этой цели! Деньги, слава, любовь девушек - все получено.
Другое, очень нравящееся мне произведение на ту же тему - короткая повесть Людмилы Улицкой «Цюрихъ»
Можно ли выдумать худшую участь, чем быть дочерью предателя-полицая в послевоенной белорусской деревне? Отца Лидии убили партизаны-мстители, «одиннадцать детей после него осталось да выгоревшая изба». Из одиннадцати выжили трое. В их числе Лидия - ее приютили дальние родственники из Подмосковья. А потом повезло совсем уж сказочно: дачница, жена чина из НКВД, взяла девочку-подростка в Москву прислугой. Дальше Лидия карабкалась сама, не жалея сил, делая ставку на готовность учиться и работать без отдыха. Ведь даже красоты-то ей не досталось. Но и без красоты удалось провернуть неимоверную авантюру - в 1970-е годы выйти замуж за иностранца! И уехать в Швейцарию, в самый Цюрих! И там наладить процветающий бизнес, хотя муж стал инвалидом и помогать не мог.
Они похожи, упёртый матрос-американец и хваткая белорусская бабёнка. Оба не щадят и не жалеют себя, работают на износ, непрерывно учатся, спят в лучшем случае по четыре часа в сутки. Оба не знают слова «невозможно». Оба достигают таких высот и таких убедительных результатов, что никто в новой среде не считает их черной костью или самозванцами. Но вот счастливы ли они?
Мартин Иден не может найти себя в новом окружении, где все непривычно: организация жизни, ценности, отношения, правила, вплоть до способов тратить деньги. Но и в прежней среде он стал чужим: никто не понимает сути его работы, его стремлений, грандиозности проделанного пути. Выгорание - депрессия достижения - потеря смысла жизни - самоубийство.
А Лидия? Которая сумела так чудесно преодолеть все трудности и превратиться из подзаборной Лидки-гусыни в хозяйку ресторана фрау Гропиус? Ей тоже больше всего не хватает признания людей из прежней жизни, оценки своих свершений. В обществе цюрихских бизнес-леди «не могла же она им объяснить, что все они глупые домашние куры, а она, Лидия, — птица высокого полета, потому что они-то родились в Швейцарии, в куске сливочного масла, а она, Лидия, — в избе с земляным полом и соломенной крышей». А тех, кто знал начало ее пути - кого уже нет, а кто не стоит и денег на почтовые марки. Впрочем, даже посещение своей бывшей квартиры, предмета неимоверной прежней гордости - квартиры! своей! в Москве! - разочаровало. Убожество... И растет, растет тоска... вместе с опасной гипертонией.
Пожалуй, я неправильно назвала такой путь социальным альпинизмом. Скорее, он похож на быстрое всплытие из глубины. Есть такой термин - кессонная болезнь. У находящегося на большой глубине водолаза от высокого давления в крови растворяется азот воздуха. Поэтому всплывать надо постепенно, с пережиданием на разных глубинах, чтобы азот потихоньку выходил. Если же резко рвануть вверх, то от сброса давления азот прямо в крови вскипит пузырьками, закупоривая и разрывая сосуды.
Так и медленный подъем на социальном лифте постепенно позволяет выйти из человека привычкам и взглядам прежней среды, дает время обрасти новыми связями, привыкнуть к новому образу жизни, получить оценку промежуточных результатов. Личность постепенно меняется без ломки и разрывов, естественно врастая в новую жизнь.
А те, кто взлетает стремительно, страдают от кессонной болезни духа: старые привычки, взгляды, ценности, цели не успевают переосмыслиться, плавно замениться новыми. Гештальты не закрываются. Да и образование обычно получается поверхностным, утилитарным, функциональным, без погружения в культуру. В результате человек многого не понимает и не принимает в новой среде - и сам остается ей чужим.
Все вокруг как будто отдает лицемерием - и в первую очередь мучает лицемерие внутреннее, какое-то расщепление личности. Этот момент хорошо показан в обеих книгах: Мартину мерещится он прежний, парень в рабочей одежде; Лидия в мыслях мешает простонародные выражения с мертвенными оборотами учетных ведомостей и протоколов.
Трудно жить между двух берегов, потеряв внутреннюю опору. А самое обидное, что у таких людей часто не хватает ресурсов, чтобы передать импульс движения своим потомкам. Часто и обзавестись потомками сил не остается. Помните, пример династии из социального лифта: отец прапорщик - сын полковник - внук генерал? А герой, сразу ставший боевым генералом, скорее всего вскоре погибнет на поле боя или сгинет в придворных интригах и основателем военной династии не станет.
А Вы что думаете по этому поводу, дорогие читатели?
Прошлые статьи по "Мартину Идену" с великолепными комментариями:
Почему этот роман вновь воспринимается актуально?
Творческая западня: есть вдохновение – нет признания; пришла слава – улетели музы
Достоинство или гордыня? Как накормить непризнанного гения
и еще о социальном росте: Стоит ли идти учиться на менеджера?
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба