Случалось такое: тебя так хвалят, так восхищаются, такими лучами добра заливают, а ты прямо-таки физически чувствуешь, как на шее затягивается удавка? Особенно когда хвалят за силу, смелость, трудолюбие, независимость.
И дело не в том, что в детстве нас неправильно хвалили и обнимали, что наша психика - вместилище неврозов и комплексов, что не умеем правильно принимать хвалу и комплименты. Просто рядом с нами - удав, который на самом деле мечтает увидеть вас раздавленным. Или вампир, желающий вкусить нашей крови.
----------------------------------------------------------------------------
В опубликованных дневниках Марины Цветаевой есть запись о том, как на нее, Марину, в неспокойные годы напали на улице. Это не фиксация события по горячим следам (ох, что сегодня было!), а полноценный небольшой рассказ - так и называется, "Грабеж" - включающий и описание последующих событий, и осмысление происшедшего.
С главного результата осмысления и начинается этот рассказ:
2 часа ночи. Возвращаюсь от знакомых, где бываю каждый вечер. В ушах еще последние, восхищенно-опасливые возгласы:
“Какая смелая! Одна — в такой час! Когда кругом грабеж. И все эти драгоценности!” (Сами же просят сидеть, сами же не оставляют ночевать, сами же не предлагают проводить, — и я выхожу смелая! Так и собака смела, которую люди из сеней выталкивают в стаю волков.)
Вот такие "друзья" - они опаснее любых грабителей. Бандит может растеряться, или его спугнут, или даже с ним удастся договориться, или отбиться, или даже он может под хорошее настроение жертву пожалеть.
А сладко тебя нахваливающие - они не пожалеют никогда. Потому что ты для них - еда. Еда для самолюбия, для низменных потребностей души. Их объятия - кольца удава, цель - увидеть тебя раздавленным, униженным, сломленным, мертвым. И тогда они с удовольствием напитаются твоей бедой.
Поэтому раз за разом они будут просить тебя прийти в гости (такую талантливую!), непременно надев восхитительные серебряные кольца (ах, у какой вкус!), задерживать подольше (такие стихи! читаете еще!), а потом отправлять пешком домой через стужу и опасности, крепко запирая дверь за спиной. И сладострастно ждать известия о том, как на молодую поэтессу напали в темном переулке (ах, вы подумайте, какие ужасные времена!).
Самым большим разочарованием для них будет узнать, что физически не пострадала и вообще отделалась легко. Вор оставил мне: все кольца, львиную брошь, самое сумку, оба браслета, часы, книгу, гребень, ключ. Взял: кошелек с негодным чеком на 1000 руб<лей>, новый чудный портсигар, цепь с лорнетом, папиросы. В общем, если не по-божески — по-братски.
С "изливающими лучи добра" по-братски не будет никогда. Если у них не получится подставить жертву напрямую, такие "друзья" будут под видом любезностей и сочувствия втыкать шпильки в больные места, злословить за спиной, отваживать от настоящих друзей. Они откажут в помощи в самый нужный момент и будут мешать принять помощь от других.
Не знаю, зачем Марина Цветаева ходила к таким в гости каждый день. Может быть ей, как поэту, нужно было ощущение опасности и бесприютности, и луна в лицо, и ночное журчание фонтана, и даже острый миг братства с нападавшим. Может быть, только после таких встреч могли родиться стихи:
Какой-нибудь предок мой был — скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром!...
.... Таким мой предок был скрипачом.
Я стала — таким поэтом.
А там - земным людям, не поэтам - совершенно незачем ходить в такие гости и выслушивать такие комплименты. Хвалу смелости выпинываемой к волкам собаки и трудолюбию бессмертного пони.
Конечно, когда мы отклоним предложение напоить кого-то своим страданием, в лицо и спину полетят упреки: Мы были о вас другого мнения! Какое разочарование, как низки бывают люди! Вот вы какие на самом деле! Жадные, зазнавшиеся, добра не помнящие, ненадежные, бросающие в важный миг... Пусть! Пусть давятся своей злобой, травятся своим ядом. Мы - не корм!
Еще на канале по теме непростых отношений:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба