Реформа патриарха Никона, начатая в середине XVII века, вызвала глубокий раскол среди православных в России. В результате её проведения возникло противостояние между сторонниками нововведений и старообрядцами, которые отстаивали верность традиционным обрядам.
После церковного собора 1667 года, осудившего старообрядцев, многие из них вынуждены были покинуть свои земли. Они обосновались на западных окраинах России и за её пределами, на территории Речи Посполитой.
Прошло столетие, прежде чем Екатерина II попыталась вернуть старообрядцев в Россию. В 1762 году императрица издала указ, обещавший переселенцам особые привилегии и земли. Однако для реализации этой политики часто использовались и военные меры. Около 100 000 старообрядцев было переселено в отдалённые регионы, такие как Алтай и Забайкалье. Сегодня в степях Бурятии сохранились крупные старообрядческие сёла, где их потомков называют семейскими.
В 1764 году несколько десятков тысяч старообрядческих семей преодолели тяжёлый путь, который длился около года, чтобы добраться до Бурятии. Несмотря на отторжение со стороны официальной церкви и государства, они смогли сохранить свою культуру и традиции. Такие сёла, как Тарбагатай, Куналей, Бичура и Мухоршибирь, стали центрами их компактного проживания. До сих пор эти поселения сохраняют быт, обычаи и религиозные традиции первых переселенцев, передавая их из поколения в поколение.
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел -
Едут туда комиссары,
Глядь - уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,
Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверем из темного бора,
Рыбой из вольной реки…
- "Где ж та деревня?" - "Далеко,
Имя ей: Тарбагатай,
Страшная глушь, за Байкалом...
Н.Некрасов
Императрица Екатерина II возлагала большие надежды на старообрядцев как на будущих освоителей бурятских степей. Эти надежды оправдались в полной мере: всего за пару лет после переселения староверы не только обустроили свои новые земли, но и существенно преобразили окружающий ландшафт. В местах их поселений появились деревянные избы, распахались поля, террасы на сопках превратились в сельскохозяйственные угодья, а сады и огороды стали источником пропитания для семейских.
Трудолюбие и предприимчивость старообрядцев сыграли ключевую роль в их успешной адаптации к суровым условиям Сибири. Они умело перенимали лучшие практики у соседей, добавляя их к собственным традиционным методам хозяйствования. Это помогло им быстро освоиться на новой земле, несмотря на трудности, связанные как с климатом, так и с первоначально сложными отношениями с местным населением.
Буряты, которые издавна использовали лучшие земли в регионе для пастбищ, поначалу настороженно относились к переселенцам. Старообрядцы, в свою очередь, из религиозных убеждений избегали тесного взаимодействия с иноверцами. Однако практическая необходимость быстро наладила хозяйственные отношения. Староверы арендовали у бурят землю, а те пасли их скот. Расчёты часто проводились натуральным обменом: семейские предоставляли хлеб и овощи, внося вклад в благополучие обеих общин.
Так, объединяя трудолюбие, практичность и способность к заимствованию прогрессивных идей, старообрядцы стали настоящими преобразователями Бурятии, превратив некогда пустынные степи в плодородные сельскохозяйственные земли.
Старообрядцы сумели сохранить неизменными многие догматы православия, характерные для допетровской Руси. Среди них особое значение имеют восьмиконечный крест, земные поклоны, и крестные ходы, которые всегда совершаются по часовой стрелке. Их иконы изготавливаются из дерева и никогда не подвергаются реставрации, оставаясь священными реликвиями, требующими бережного хранения.
Особенность старообрядческого крестного знамения — использование двух пальцев. Указательный и слегка согнутый средний палец символизируют человека и Господа, который воплотился на земле, а остальные три пальца, соединённые вместе, олицетворяют Святую Троицу. Это знамение, по их вере, выражает природу Христа. Примечательно, что имя Спасителя они пишут как «Исус», сохраняя старинную орфографию.
Обряды крещения среди старообрядцев также остаются неизменными. Они крестят как взрослых, так и младенцев в купелях с полным погружением, подчёркивая важность традиций и святость самого ритуала. Этот консерватизм в вере и обрядах позволяет староверам сохранять уникальную духовную связь с прошлым, бережно передавая её новым поколениям.
Песенная традиция семейских старообрядцев уникальна и уходит своими корнями в древние времена, когда крюковое церковное пение занимало важное место в богослужениях. После раскола оно было запрещено, однако старообрядцы сумели сохранить эту традицию, перенести её из храмовой культуры в народную и передать через поколения. В Бурятии сейчас практически каждое село, где проживают семейские, имеет свой фольклорный ансамбль или хор. Их насчитывается около двух десятков.
Крюковое пение, официально признанное ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия, поразительно по своей глубине и технике исполнения. Песни семейских часто представляют собой длинные баллады, в которых до 150 куплетов. Особенность манеры заключается в том, что отдельные слова и слоги разделяются на множество звуков, формируя необычайно сложное и многослойное звучание. Эти песни напоминают традиционные костюмы семейских — яркие, насыщенные, переливающиеся разными оттенками и соединяющие в себе богатство форм.
Каждое исполнение — это поток мелодий, в котором голоса гармонично переплетаются, создавая мощный многоголосный распев. Это не просто песня, а живая история, в которой нет места жалобам на судьбу. Напротив, в этих песнях отражается сила духа, радость жизни и умение противостоять испытаниям. Благодаря этой внутренней энергии песенное искусство семейских не только сохранилось, но и продолжает развиваться, являясь мостом между старинной русской культурой и современностью.
Старообрядцы строго придерживались нравственных принципов: не пить, не курить, не предаваться праздности и блуду, а уделять время труду и молитве. В среде семейских староверов сформировались два основных направления: поповщина и беспоповщина. Поповщина предполагала проведение церковных таинств беглыми священниками, которые изначально были рукоположены в новообрядческой церкви, но вернулись к древлеправославной традиции. Из-за отсутствия у старообрядцев епископов новых священнослужителей не рукополагали, что делало фигуру "беглого попа" центральной для поповцев.
Беспоповцы, которых среди семейских было немного, отвергали институт священства и полагались на самостоятельное проведение обрядов, считая, что истинные служители церкви перевелись.
Советский период стал тяжелым испытанием для старообрядцев. Многие их священники погибли в годы репрессий, а крепкие крестьянские хозяйства, основанные на труде многочисленных членов семьи, подверглись раскулачиванию. Несмотря на утраты, старообрядцы смогли сохранить многие аспекты своей культуры, быта и обрядов.
Однако со временем в их уклад жизни начали проникать современные блага: появились телевизоры, компьютеры, аптеки, и, хотя официального разрешения на их использование не было, эти элементы стали частью повседневности. В последние десятилетия Русская Православная Церковь сняла клятвы со старых обрядов, что символизировало примирение.
Сегодня семейские старообрядцы остаются уникальным памятником этнографической культуры допетровской эпохи, сохранив дух древнерусской традиции в современном мире.