Найти в Дзене
Протоиерей Андрей Ткачев

Богословие потом. Сначала – хлеб

Давайте посмотрим на нашу пищу. Мысленно откроем наши холодильники. И кое-что поймем.  В Евангелие люди поели, остались объедки... Ничего не выбросили. Их собрали в короба и с собой унесли. Это нам с вами указание на то, что пищу выбрасывать нельзя. Пища – это дар Божий.  Нужно покупать примерно столько, сколько ты съешь. И новое покупать, пока старое не съел – грешно. Современный человек, приезжающий в мега-маркет на машине, увозящий оттуда две-три тележки, горой наваленные, привозит это все домой, выбрасывает недоеденное, загружает новое... Сто процентов через неделю треть недоеденного снова выбросит и новое загрузит. Это – грех. Однозначный грех.  Выливать борщи в унитаз – грешно. Хлеб выбрасывать в мусор – грешно.  Если у вас есть куры, свиньи, овцы, козы – ладно. У вас все это пойдет в хозяйство. Но мы же живем «на этажах». Или в домах без всяких коз и кур.  Пожалуйста, не будьте Плюшкиными. Не давайте плесневеть еде в холодильнике. Не выливайте в унитаз жратву. Будет голод, не да
фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

Давайте посмотрим на нашу пищу. Мысленно откроем наши холодильники.

И кое-что поймем. 

В Евангелие люди поели, остались объедки...

Ничего не выбросили. Их собрали в короба и с собой унесли. Это нам с вами указание на то, что пищу выбрасывать нельзя.

Пища – это дар Божий. 

Нужно покупать примерно столько, сколько ты съешь.

И новое покупать, пока старое не съел – грешно. Современный человек, приезжающий в мега-маркет на машине, увозящий оттуда две-три тележки, горой наваленные, привозит это все домой, выбрасывает недоеденное, загружает новое... Сто процентов через неделю треть недоеденного снова выбросит и новое загрузит. Это – грех. Однозначный грех. 

Выливать борщи в унитаз – грешно. Хлеб выбрасывать в мусор – грешно. 

Если у вас есть куры, свиньи, овцы, козы – ладно. У вас все это пойдет в хозяйство. Но мы же живем «на этажах». Или в домах без всяких коз и кур. 

Пожалуйста, не будьте Плюшкиными. Не давайте плесневеть еде в холодильнике. Не выливайте в унитаз жратву. Будет голод, не дай Бог, это все припомните потом. Недоеденное, выброшенное, выплюнутое, недожеванное. 

Надо относиться к еде, как к Божьему дару. 

И еще. Когда Господь благословлял хлеба, Он возвел очи на небо и только потом начал раздавать. Перед едой и нам надо смотреть на небо. Нужно помолиться Богу, даже если в общепите кушаете. Если в «Якиторию» какую-нибудь зашли, себе суши заказали, посмотрите на небо сначала. Вас никто не обязывает «Отче Наш» в голос читать. Но вы глазами перекрестите еду: «Боже, благослови!» И начинайте есть. 

Надо перед едой смотреть на небо. 

Один старенький батюшка приехал в город к своим духовным чадам, и они ему накрыли очень хороший стол. Он начал перед едой «Отче Наш» читать, они ему говорят: «Батюшка, Вы наверное из села приехали. У вас там перед едой все так молятся?» Он говорит: «Нет. Коты, коровы и собаки так, без молитвы едят. Люди молятся. Остальные – нет». 

Нельзя без молитвы есть – нужно смотреть на небо перед тем, как ты сел поесть. 

Человек может «жрать», может «вкушать». Может «есть» – это-то среднее... Всякое бывает. Во Адаме. Во Христе. И по-бесовски. Нужно – «вкушать». В крайнем случае – «есть». Иногда говорят, что это слово – лакейское какое-то. А мне нравится оно. Вкушать, вкусить, кушать. В нем нет ничего плохого. Мне лично оно нравится. 

Надо вкушать пищу с благодарением и обязательно перед едой смотреть на небо. 

Есть такая еще история про двух монахов. Они жили друг от друга недалеко. И один из них выращивал бобы. Эти бобы как-то готовил себе, ел и не все доедал. Выбрасывал. А второй замечал это за ним и эти бобы подбирал. Подбирал недоеденное. Перебрал, переварил, добавил чесночка, специй каких-нибудь, пережарил и пригласил первого монаха к себе на трапезу. И угостил его выброшенным им. Тот поел и говорит: «Какая хорошая еда!» А второй: «Это все то, что ты выбрасываешь в течении недели. Неделю я подбираю, а в воскресение тебя угощаю тем, что ты выбрасываешь». Тому стало стыдно, и он перестал выбрасывать еду. 

Это очень важные вещи. Понимаете? Видишь, что человек бросил хлеб на пол и пошел. Знайте, человеку придется поголодать. Придется поголодать! Нельзя относиться к еде абы как. Сможешь – доешь. Не сможешь – птичкам покроши. Это не бензин для машины. 

Это – дар Божий. Дар Божий человеку. 

Человеку трудно осатанеть, если он понимает элементарные вещи. Если он не плюет в колодец, не кладет ноги на стол, не смеется над калекой, делится тем, что он заработал с нуждающимися и нищими, в воскресение ходит в храм, уважает старика. Человеку трудно отпасть от Бога, потому что в него вложили важные, мощные вещи. 

Мы сегодня в этой целлулоидной, в этой картонной, бетонной, пластмассовой, компьютерной цивилизации нуждаемся в том, чтобы нам в душу вложили важные простые вещи. Богословие потом. Сначала – хлеб, вода, деревья, люди, птицы, дети. 

Вот это все нужно вложить в душу. Понять это все. «Кто любит природу, того Бог не оставит», – сказал равноапостольный Косьма Этолийский. 

Берегите деревья – деревья вас спасут. Гонения будут – вас леса укроют. Голод будет – вас лес накормит. Берегите деревья – не ломайте ветки. Не топчите клумбы. 

Берегите природу. Природа вас спасет. Как в той сказке, помните? Девочка бежит, а яблонька ее ветками укрыла, а печка ей пирожки дала. Вот так оно в жизни и бывает. 

Если ты относишься к миру по Божьему, то Бог через мир тебе поможет: там – согреет, там – спасет, там – защитит, там – помилует, там – обогатит. А иначе – ты будешь бесом, а бес – не благословен. Все ломает, топчет, крушит, портит, всюду плюет. Оскверняет все кругом и ничего ему не мило, ничего ему не радостно. 

С таким бесовским сердцем живут люди сегодня. Разве это хорошо? 

Это очень простые вещи. Очень простые. Но очень важные. И мы сегодня нуждаемся в очень простых вещах. Даже иногда стыдно про большое говорить. 

Потому что нужно говорить про элементарные вещи.