Российские безалкогольные напитки стремительно теряют конкурентоспособность перед импортными аналогами. Причина банальна — «реформа» отрасли, связанная с резким увеличением поборов, нанесла серьёзный удар по отечественным производителям. То самое «импортозамещение», о необходимости которого ещё недавно вещали все чиновники, планомерно уничтожают.
Двухлитровые бутыли Coca-Cola по 165 рублей и рядом «Байкал», по 145 рублей за тот же объём. «Американский квас» — как его называл Никита Хрущёв — продаётся как бы по «акции», но она, по словам управляющего магазином, бессрочная. Coca-Cola импортная — произведено в Казахстане. И разрыв по цене с российским напитком уже совсем не принципиальный.
Год назад разница в цене была колоссальной — в три-четыре раза. И никто не покупал импортные напитки, хотя их поставки быстро наладили. Смысла не было переплачивать. Сейчас он появился.
«Силу бренда» Coca-Cola и российских аналогов, к сожалению, даже сравнивать не приходится. При прочих равных большая часть граждан РФ предпочтут американский товар, так как к нему их приучали более 30 лет. Единственное, что могло переломить данную негативную тенденцию — это цена. Но выгода уже стала призрачной.
1 июля 2023 года был введён акциз на безалкогольные сахаросодержащие напитки в размере 7 рублей за литр. Зачем? Видимо затем, чтобы притормозить отрасль, которая начала развиваться уж очень бурно. Уход иностранных производителей дал дорогу импортозамещению, на прилавках появилось просто море всяких разных отечественных напитков. Но недолго музыка играла.
«Введение акциза на сахаросодержащие напитки — это масштабное событие для всей индустрии, уже сейчас очевидно, что оно окажет серьезное влияние на работу каждой компании, независимо от размера производства. В данный момент главным вопросом для каждого производителя сахаросодержащих напитков является вопрос минимизации рисков и выработки чёткой стратегии дальнейшей работы. Необходимо заранее проработать механику налоговой отчётности и принять принципиальные управленческие решения относительно дальнейшего функционирования компании», — осторожно заявил тогда президент Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») Максим Новиков.
В переводе на русский: выживут не все, отрасли станет плохо, очень плохо, если не сказать грубей.
Стало. Себестоимость стандартной бутылки, включая все расходы (не только акциз, но и косвенные, например, усложнившуюся бухгалтерию) выросла примерно 20 рублей, для восстановления нормы прибыли отпускную цену подняли примерно на столько же. Итого бутылка «Байкала"-"Тархуна"-"Дюшеса"-"Колы», которая в розницу стоила 60−70 рублей, подорожала до 120−130 рублей. Потому, что и ритейлеры, у которых цена товара на входе тоже выросла, решили восстановить и свою норму прибыли тоже.
Но только одним акцизом чиновники не ограничились. С 1 декабря 2023 года стартует обязательная маркировка безалкогольных напитков в стекле и полимерной упаковке (кроме соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье). Тот самый «Честный знак», о котором «СП» не раз писала.
С 1 сентября сего года компаниям «предложили» добровольно регистрироваться в «Честном знаке» и тестировать купленную технику, что тут же ощутил на себе потребитель. Себестоимость того же самого «фугаса» сладкой воды опять выросла и нынче мы имеем то, что имеем — около 140−150 рублей за бутыль.
Как несложно догадаться, акциз на казахскую водичку не распространяется, да и маркировать импорт никто не заставит. То есть российских производителей в который уже раз поставили в заведомо проигрышное положение по сравнению с привозными товарами.
«России необходима не налоговая реформа, а управленческая революция, ибо вся налоговая система ориентирована на всемерное поощрение финансовых спекуляций и подавление реального сектора, — и ее необходимо в кратчайшие сроки развернуть на 180 градусов. Для промышленного развития — кардинально уменьшить издержки. Производственные инвестиции должны быть полностью освобождены от налога на прибыль, а малый и средний производительный бизнес — от всех налогов на пять лет», — говорит зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Необходима, факт, но прозападные чиновники считают иначе. Местами уже начались локальные перебои с безалкогольными напитками крупных производителей, в магазинах их объясняют тем, что на заводах идёт перенастройка оборудования. Зато с Coca-Cola и Pepsi (тоже казахской) нет проблем — к Новому году завезли целые штабеля, американцы явно наступают. А отечественным производителям и ответить нечем.
Особенно учитывая, что с начала года рубль существенно подешевел, а всё оборудование на заводах исключительно импортное — отечественного нет в принципе.
По идее, государству нужно поддержать развивающуюся отрасль, но всё делается с точностью до наоборот. Едва что-то начинает хоть как-то трепыхаться его тут же жёстко приземляют. Собственно, это может увидеть каждый — достаточно зайти в магазин.
Стоимость Coca-Cola за год почему-то упала, осенью 2022-го двухлитровая бутылка стоила 180−220 рублей. Российский аналог — 55−60 рублей, а то и дешевле. Сейчас, конечно, тоже есть относительно недорогая вода, но её качество вызывает серьёзные вопросы. А хорошая стоит около 140 рублей, никак не меньше. Американцы, бесспорно, демпингуют — 165 рублей это очень привлекательный ценник.
Собственно, такова грустная динамика импортозамещения — от преимущества в 200−300% остались жалкие 12%, причём отнюдь не по вине производителей. Постарались чиновники, по сути выступившие на стороне американцев. То есть поступившие как самые настоящие предатели.
Недавно в верхах случилась откровенная ругань на тему импортозамещения и пресловутого «параллельного импорта».
«Не способствует повышению инновационной активности в реальном секторе экономики отсутствие обоснований дальнейшего использования механизма параллельного импорта, который во многом выполнил свою роль по стабилизации ситуации на рынке товаров. Инвестиционная и инновационная активность компаний, особенно на рынках наукоёмкой и технологичной продукции, выросла незначительно. По-прежнему не разработан экономически обоснованный баланс между внутренним потреблением, экспортом и импортом промышленной продукции, прежде всего критически необходимой для достижения технологического суверенитета», — говорит секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев.
То есть он в очередной раз констатировал факт провала импортозамещения и даже назвал одну из причин этого. И, по сути, указал виновников, хотя бы по этому направлению. Это, конечно, хорошо. Но почему эти виновники до сих пор на свободе?
Кстати, массовые поставки Coca-Cola и Pepsi — параллельный импорт или как? Вроде как в списках Минпромторга водички этих марок нет, хотя кого и когда это останавливало. «Продукцию Coca-Cola можно спокойно завозить по параллельному импорту и покупать», — заявил летом прошлого года бизнес-омбудсмен Борис Титов.
В связи с этим возникает масса самых неудобных вопросов. На тему того, куда именно мы (то есть Российская Федерация) движемся, кто нами де-факто руководит и какие цели поставлены. Судя по ситуации с банальной газировкой, всё очень и очень плохо, а предатели уверенно берут верх.