Сегодня я покажу настоящее современное искусство, даже можно сказать, актуальное - но с человеческим лицом. Точнее, лица самые что ни на есть звериные, навеянные знаменитым скифским звериным стилем - но себе на стену я бы такое повесила, чего не скажешь об основной массе далёкой от реализма живописи.
Не знаю, как в истории, но в искусстве наш народ ведёт свою родословную отчасти от скифов - и к загадочной культуре этого племени почему-то принято обращаться в самые драматические моменты. Например, знаменитое стихотворение Блока было написано в 1918 году, и практически сто лет спустя читается невероятно, просто поразительно современно. Не знаю, насколько уместно цитировать его целиком, но удержаться невозможно:
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!
Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
Вот — срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!…
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Мы помним всё — парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады…
Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах…
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых…
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные обьятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!
А если нет — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Но сами мы — отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!…
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
К сожалению, тот "последний раз" оказался даже не предпоследним, однако это канал про искусство, поэтому лучше мы сосредоточимся на картинах.
Картина "Олень-Солнце" написана по мотивам чуть ли не самого известного произведения скифского искусства - золотого оленя из Костромского кургана. Пластический мотив цитируется очень свободно, художник передаёт силу и динамику скульптурного образа средствами энергичного живописного мазка. Рваная многослойная фактура напоминает о напластовании временных слоёв, сквозь которые просвечивают какие-то древние смыслы. Движение оленя двойственно - он мирно сидит и в то же время весь устремлён куда-то вперёд. Изначально пластина служила украшением то ли щита, то ли футляра для лука и стрел - и это вносит дополнительную ноту в восприятие изображения.
Такой же классический образ скифского искусства - изображение свернувшейся кольцом пантеры, существующее в самых разных вариациях. На картине она не просто золотая, она космическая)
А вот этот образ не такой распространённый - до проекта Натальи я не знала о том, что у скифов встречалось изображение медведя:
Оказывается, это очень популяный мотив среди отечественных ювелиров - есть немало изделий, наример, на "Ярмарке мастеров". Наверное, неспроста)
А вот это моя любимая работа из серии:
Дочь, которая обладает суперспособностью отыскать подходящую цитату из книги практически по любому поводу, глядя на эту картину сразу вспомнила отрывок из Честертона:
Его видения были так же смелы и грандиозны, как то великое, но строгое и статичное искусство, которое он изучал. Он видел святых в треугольных и квадратных ореолах, темные лики на плоскости в тяжелом обрамлении золотых нимбов; орлов о двух головах; бородатых мужчин в высоких головных уборах, с косами, как у женщин. Но, как признавался он своему другу, все чаще и чаще в его воображении возникал иной, более простой образ. Тогда византийские образы блекли; золото, на фоне которого они проступали как бы из огня, тускнело, не оставалось ничего, кроме темной голой каменной стены со светящимся изображением рыбы, словно бы нарисованной пальцем, смоченным в фосфоресцирующей жидкости настоящих глубоководных рыб. Ибо это был тот самый символ, который он увидел, подняв глаза, когда за поворотом темного коридора впервые услышал голос своего врага.
В отличие от честертоновского героя, мы словно движемся по цепочке образов в противоположном направлении - не назад, а вперёд, от языческой древности к одному из первых символов христианства. Рыба Натальи и правда будто нарисована фосфорецирующей краской на стене древней катакомбы - однако у неё тоже есть настоящий скифский прототип:
Других красивых рыбок художника можно увидеть в этой статье:
А вот здесь можно посмотреть цветы:
Эти подсолнухи я забыла добавить в подборку с цветами - но они отлично дополнят сегодняшнюю статью) Есть в них что-то древнее и золотое:
А это сайт художника:
Часть работ у Натальи можно купить или заказать в виде высококачественных репродукций - а можно просто полюбоваться широким творческим диапазоном автора.