Найти в Дзене
Светлана Горячева

Скифское золото художника Натальи Гусевой-Ростовской

Еле выпросила фоточку с этим прекрасным грифоном - Наталья собирается его переделать, а я боюсь, что после этого будет уже совсем другой грифон)
Еле выпросила фоточку с этим прекрасным грифоном - Наталья собирается его переделать, а я боюсь, что после этого будет уже совсем другой грифон)

Сегодня я покажу настоящее современное искусство, даже можно сказать, актуальное - но с человеческим лицом. Точнее, лица самые что ни на есть звериные, навеянные знаменитым скифским звериным стилем - но себе на стену я бы такое повесила, чего не скажешь об основной массе далёкой от реализма живописи.

Не знаю, как в истории, но в искусстве наш народ ведёт свою родословную отчасти от скифов - и к загадочной культуре этого племени почему-то принято обращаться в самые драматические моменты. Например, знаменитое стихотворение Блока было написано в 1918 году, и практически сто лет спустя читается невероятно, просто поразительно современно. Не знаю, насколько уместно цитировать его целиком, но удержаться невозможно:

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!
Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
Вот — срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!…
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Мы помним всё — парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады…
Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах…
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых…
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные обьятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!
А если нет — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Но сами мы — отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!…
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

К сожалению, тот "последний раз" оказался даже не предпоследним, однако это канал про искусство, поэтому лучше мы сосредоточимся на картинах.

Наталья Гусева-Ростовская, "Олень-Солнце"
Наталья Гусева-Ростовская, "Олень-Солнце"

Картина "Олень-Солнце" написана по мотивам чуть ли не самого известного произведения скифского искусства - золотого оленя из Костромского кургана. Пластический мотив цитируется очень свободно, художник передаёт силу и динамику скульптурного образа средствами энергичного живописного мазка. Рваная многослойная фактура напоминает о напластовании временных слоёв, сквозь которые просвечивают какие-то древние смыслы. Движение оленя двойственно - он мирно сидит и в то же время весь устремлён куда-то вперёд. Изначально пластина служила украшением то ли щита, то ли футляра для лука и стрел - и это вносит дополнительную ноту в восприятие изображения.

Бляха из Костромского кургана
Бляха из Костромского кургана
Наталья Гусева-Ростовская, "Круговорот"
Наталья Гусева-Ростовская, "Круговорот"

Такой же классический образ скифского искусства - изображение свернувшейся кольцом пантеры, существующее в самых разных вариациях. На картине она не просто золотая, она космическая)

Пантера из Сибирской коллекции Петра I
Пантера из Сибирской коллекции Петра I

А вот этот образ не такой распространённый - до проекта Натальи я не знала о том, что у скифов встречалось изображение медведя:

Наталья Гусева-Ростовская, "Хозяин"
Наталья Гусева-Ростовская, "Хозяин"

Оказывается, это очень популяный мотив среди отечественных ювелиров - есть немало изделий, наример, на "Ярмарке мастеров". Наверное, неспроста)

Бронзовая бляха. Пермский звериный стиль.
Бронзовая бляха. Пермский звериный стиль.
А вот эта картина больше напоминает о каком-нибудь Кастанеде - но нет, оказывается, тоже наше, родное. Заснеженные леса, старые страшные забытые сказки.
А вот эта картина больше напоминает о каком-нибудь Кастанеде - но нет, оказывается, тоже наше, родное. Заснеженные леса, старые страшные забытые сказки.
Пермский звериный стиль
Пермский звериный стиль
Очень простая, но изящная птичка
Очень простая, но изящная птичка
По мотивам бляхи из Мельгуновского клада. Всё-таки ювелирный дизай той поры великолепен)
По мотивам бляхи из Мельгуновского клада. Всё-таки ювелирный дизай той поры великолепен)

А вот это моя любимая работа из серии:

Наталья Гусева-Ростовская, "Золотая рыба"
Наталья Гусева-Ростовская, "Золотая рыба"

Дочь, которая обладает суперспособностью отыскать подходящую цитату из книги практически по любому поводу, глядя на эту картину сразу вспомнила отрывок из Честертона:

Его видения были так же смелы и грандиозны, как то великое, но строгое и статичное искусство, которое он изучал. Он видел святых в треугольных и квадратных ореолах, темные лики на плоскости в тяжелом обрамлении золотых нимбов; орлов о двух головах; бородатых мужчин в высоких головных уборах, с косами, как у женщин. Но, как признавался он своему другу, все чаще и чаще в его воображении возникал иной, более простой образ. Тогда византийские образы блекли; золото, на фоне которого они проступали как бы из огня, тускнело, не оставалось ничего, кроме темной голой каменной стены со светящимся изображением рыбы, словно бы нарисованной пальцем, смоченным в фосфоресцирующей жидкости настоящих глубоководных рыб. Ибо это был тот самый символ, который он увидел, подняв глаза, когда за поворотом темного коридора впервые услышал голос своего врага.

В отличие от честертоновского героя, мы словно движемся по цепочке образов в противоположном направлении - не назад, а вперёд, от языческой древности к одному из первых символов христианства. Рыба Натальи и правда будто нарисована фосфорецирующей краской на стене древней катакомбы - однако у неё тоже есть настоящий скифский прототип:

Золотая рыба из берлинского музея, найденная в районе немецкого города Бранденбурга.  Её длина 41 сантиметр! А местонахождение тоже кое-о чём намекает.
Золотая рыба из берлинского музея, найденная в районе немецкого города Бранденбурга. Её длина 41 сантиметр! А местонахождение тоже кое-о чём намекает.

Других красивых рыбок художника можно увидеть в этой статье:

А вот здесь можно посмотреть цветы:

Эти подсолнухи я забыла добавить в подборку с цветами - но они отлично дополнят сегодняшнюю статью) Есть в них что-то древнее и золотое:

Наталья Гусева-Ростовская, "Подсолнухи"
Наталья Гусева-Ростовская, "Подсолнухи"
Наталья Гусева-Ростовская, "Словно солнце"
Наталья Гусева-Ростовская, "Словно солнце"

А это сайт художника:

Главная

Часть работ у Натальи можно купить или заказать в виде высококачественных репродукций - а можно просто полюбоваться широким творческим диапазоном автора.