В продолжение рассказов о ближайших к Дальнегорску местах отдыха на Японском море. А именно об окрестностях посёлка Рудная Пристань.
Всем в Приморье, и многим в России известны кекуры Два Брата, которые были изображены на 1000-рублёвой купюре. Маяк на мысе Бринера тоже засветился во множестве видео о путешествиях по Приморью. Вообще, южная окраина Рудной Пристани - известное место, а также многолюдное и популярное место отдыха.
Здесь имеется пляж у села Смычка и тёплое пресное озеро Васьковское, где всегда можно искупаться, если на море холодная вода. Южную окраину Рудной Пристани нельзя назвать диким экологически чистым районом, так как здесь имеется хотя и небольшой, но портпункт, где швартуются торговые суда. Тем не менее, место отдыха известное и популярное. Несмотря на бетонные заборы, ржавые гаражи и контейнера.
А вот северная окраина Рудной Пристани долгое время была промзоной, где практически не отдыхали. Но в нулевых разобрали узкоколейную железную дорогу из Дальнегорска, и стивидорный цех, где отгружали свинцово-цинковый концентрат на суда, прекратил работу. Перестали швартоваться и танкеры, привозившие топочный мазут в рамках северного завоза, для отопления Дальнегорского городского округа. Огромный нефтепирс, топливные ёмкости, перекачивающее оборудование оказались заброшенными.
Тем не менее, здесь ещё есть контрольно-пропускной пункт, и на территорию не проедешь. Перед КПП имеется стихийная автостоянка. Здесь же - странные "морские дачи". В статье о морских цыганах Владивостока я уже касался этой темы. Подобные постройки именуются по разному - эллинги, дачи, домики у моря и т.д., но по факту возникновения это лодочные гаражи и лодочные сараи, приспособленные для проживания.
Дальнегорские и пристанские морские цыгане гораздо беднее владивостокских. Здесь преобладают быстровозводимые фанерные домики, да переделанные морские контейнера, перед которыми сбиты из досок широкие веранды с видом на пляж.
Я уже много где бывал в Приморье. Видел разные базы отдыха на побережье, от "курятников" до вилл с бассейнами. Стоящие на берегах грязных мелких бухт, и раскинувшиеся на берегах чистейшего открытого моря. Если бы здесь, на Рудной Пристани, это была база отдыха, то я бы ни в жизнь сюда не поехал, даже за копейки. Замусоренный водорослями и древесным мусором пляж, ржавые обломки пирса, промзона и заброшки вокруг...
Но есть но... Это не база отдыха. Это люди, в меру своих скудных финансов, переоборудовали лодочные гаражи под своё личное место отдыха. И тогда уже смотришь на это другими глазами, и думаешь:
"Ну а что! Крыша над головой имеется, сварить есть где, поспать тоже. Рядом большой полупустой песчаный пляж. До поселковых магазинов рукой подать. Цеха вокруг не работают, ни мазута ни свинца здесь уже не осталось. Пойти прогуляться есть куда. Вполне хорошо можно отдохнуть!"
Но интересное ещё впереди. Обойдя КПП, вдоль колючей проволоки и заброшенных цехов, мы пошли в направлении нефтепирса. И за промзоной обнаружили целую улицу, где были даже обычные жилые дома с огородами.
Похоже, у жителей этой таинственной улицы были пропуска, благодаря которым они проезжают через КПП. И живут здесь отдельным закрытым хутором. У многих пристройки переоборудованы под жилые комнаты, кухни. Похоже, что их сдают отдыхающим. Но мы идём дальше.
Узкая дорога примостилась между скальным обрывом и морем. Кажется, что дальше будет только дикая природа с развалинами бывшей цивилизации. Рудная Пристань осталась далеко позади и начинает скрываться за поворотом. Впереди приближаются величественные развалины гигантского нефтепирса. Но что это? Снова жилища морских цыган?!
Действительно! То ли база отдыха, то ли дача у моря. Заботливо сделанная из того, что было: деревянных поддонов, досок, канатов, выброшенных морем брёвен... Но всё сделано аккуратно, с любовью.
Странная и необычная атмосфера здесь царит. Вроде бы и не скажешь, что дикое место. Но отсутствие машин и тишина такая, что многие турбазы в глухомани могут позавидовать. Вроде бы закрытая территория за КПП, но здесь нет помпезных вилл с охраной, всё просто и демократично. Хочешь - заходи и гуляй свободно. Только машину оставь на стоянке.
На Фарпосте я нашёл прошлогоднее объявление, согласно которому проживание здесь 800 р/сут. с человека. Место спокойное и уединённое, несмотря на близость цивилизации.
Не знаю, как правильно назвать этот "посёлок". Пускай будет Нефтепирс. Стиль здешних построек и сооружений - "сделано своими руками".
Везде какие-то авторские качели, лавочки, скульптуры... Конечно, жители России уже привыкли к комфорту и красивым домикам на базах отдыха. Даже дальневосточники уже воротят нос от простецких домишек из ДСП. Но в "Нефтепирсе" эти жилища органично вписались в местный пейзаж. Словно здесь так и надо.
Да и вообще, здесь нет претензий на турбазу. Похоже, что кто-то просто облагородил свою дачу для проживания постояльцев за деньги. Пляж здесь каменистый, но купаться всё-таки можно. Тем более, что вода здесь намного чище и прозрачней, чем возле лодочных гаражей в начале промзоны.
Мы прошли ещё дальше, на дикий пляж, уже погрузившийся в вечернюю тень. Сели на выброшенное волнами на берег бревно. За спиной шумел водопадик небольшого ручья, впереди тихо плескались волны, ветер почти стих.
Взгляд невольно задерживается на нефтепирсе. Эта громоздкая ржавая конструкция выступает далеко в море, на 350 м.
Один из пролётов у него обрушился в воду. У основания висит табличка о запрете на вход. Ну это и понятно. Ничего приятного нет в падении с ржавых конструкций с высоты 8-10 м в море, в котором придётся плыть сотни метров до берега, так как обратно на эстакаду уже не влезешь.
Но даже в таком полуразрушенном состоянии он притягивает взгляд. Если бы здесь было просто открытое море, было бы не так интересно. Но конструкция, уходящая в открытое море на треть километра, невольно обращает на себя внимание. У людей, особенно у мужчин, есть какая-то тяга к покорению враждебной среды. Я вспомнил, как залезал на заброшенную ретрансляционную вышку. Как скрипели под ногами ржавые металлические конструкции, как гудел в растяжках ветер, как с каждым метром высоты становилось холоднее, и как давал себе обещание остановиться на ближайшей площадке, но переведя дух снова карабкался по лестнице вверх, на следующую.
Вышка соединяла земную твердь с небом, а этот нефтепирс - с открытым морем. Я представил, как выглядел поход на её край. Как прибой остаётся позади, как синеет на глубине вода, а ты идёшь всё дальше и дальше в открытое море. Крепчает ветер, становится холоднее, открывается ширь побережья. А если стоит густой туман, то не видно ни начала ни края этой конструкции, и ты идёшь над чёрной водой в никуда...
Всё-таки, не только маяки обладают своеобразной морской аурой и романтикой. Есть она и у таких вот заброшенных эстакад. Чайки облюбовали её край, устроив там птичий базар. В безопасности, вдали от берега, теперь там птичий дом.
На окраине заброшенной эстакады могла бы расположиться научная океанологическая станция.
У дочери мысли потекли в другую сторону. Она представила на краю эстакады кафе или ресторан. Как океанская зыбь прокатывается под ногами, а ты сидишь за чашечкой кофе и смотришь как над морским горизонтом всходит луна.
Конечно, время необратимо упущено. Когда сюда перестали швартоваться танкеры, никто ещё не задумывался о развитии туризма. Да и не тот это объект, чтобы пускать сюда посторонних. А теперь уже обрушился один пролёт, и перспективы нефтепирса не вызывают оптимизма. Но в такой тёплый летний вечер хотелось просто помечтать. Стали придумывать название ресторану. "Нефтепирс"? Ну, слишком просто. Дочь хотела что-то непонятное, иностранное. И тут я вспомнил про непризнанное государство, княжество Силенд, расположенное на заброшенной морской платформе у берегов Великобритании. Ну а что - чем не Силенд?!
Мы пошли обратно и возле домиков нас встретил кот. Людей здесь не было, и кот, видимо, голодный, побежал за нами. Угостили его остатками своего перекуса, "заставив" его попозировать на фоне моря, чтобы получился "морской кот".
Подводя итог, можно сказать, что "Нефтепирс" - место с северной приморской экзотикой. Суровое море, заброшенные промзоны, непритязательные морские дачи. Всё это контрастирует с красочным, словно на открытках, побережьем Находки или Хасанского района, с его красивыми и уютными базами отдыха. Но только здесь понимаешь, как далеко ты забрался, как хрупка цивилизация и её творения, и то, что защищая природу, не нужно забывать и о защите человека. Здесь тоже живут люди, которым, чтобы выжить в этих далёких краях, нужны маяки, нефтепирсы, причалы, склады, автодороги, аэродромы и промышленные предприятия...