Морские цыгане - народы и племена морских кочевников в Юго-Восточной Азии. Живут у воды и на воде, кормятся морскими промыслами. Данцзя в Китае, урак-лавой в Таиланде, и некоторые другие народности Индонезии, Филиппин. Но то - ЮВА. А что в Юго-Восточной России?
Знакомьтесь - Владивосток. Самый морской, самый яркий, необычный, самый неоднозначный и противоречивый, самый нетипичный приморский город в России.
Шестипалубные яхты индивидуальной постройки соседствуют здесь с дешёвыми катерами, привезёнными из Японии, автомобили премиум класса - с шушлайками 90-х годов выпуска. У подножья высоток из стекла и бетона ютятся хибары первопоселенцев, а набережные упираются в промзоны и доки, или даже создаются на месте промзон.
Многим во Владивостоке известен квартал Миллионка. Более 100 лет назад в нём проживало более 20 тыс. китайцев. Это был колоритнейший квартал, смесь каменных домов и трущёб, здесь располагалось множество китайских магазинов, рынков, парикмахерских, харчевен, мастерских и т.д. За несколько последних десятилетий квартал подвергся значительной джентрификации (облагораживанию), и теперь здесь располагается один из самых туристических районов Владивостока.
Вообще, есть такое направление, как трущобный туризм. Но трущоб в классическом понимании во Владивостоке нет. Есть остатки частного сектора, сохранившиеся кое-где даже в центре города, среди высоток и автомобильных развязок. Более-менее обширные массивы одноэтажных домов до недавнего времени встречались в предвершинных поясах владивостокских сопок, на крутых склонах. "Фавелы" Владивостока - своеобразное явление, и заслуживают отдельного рассказа, как и проблема застройки вершин сопок многоэтажками. Конечно, вид из окон таких новостроек почти космический, но один из символов Владивостока - сопки - просто исчезают из вида за рядами бетонных прямоугольников, устремлённых в небо...
Но спустимся с сопок к самому уровню моря. И пройдёмся в самый юго-восточный (опять) угол Владивостока - в район бух. Тихая. Во многих прибрежных городах России, не только во Владивостоке, есть такое явление, как лодочные гаражи. В-отличие от автомобильных гаражей, их оборудуют не столько внутри, сколько делают жилые надстройки на их крыше. Получаются эдакие прибрежные кварталы, весьма колоритные, между прочим. В Крыму их называют эллинги и сдают посуточно отдыхающим.
Хотя и выглядят они как трущобы, но это очень даже не простые трущобы. Вернее - совсем не трущобы! Пройдёмся дальше, и вы увидите почему.
Не знаю, насколько этично будет смотреться выкладывание в сеть фотографий частного жилья, поэтому заранее прошу прощения, если что не так. Но, в своё оправдание могу сказать, что в мире существует много действующих жилищ, являющихся памятниками истории и архитектуры, где толпами ходят туристы. Лодочные гаражи тоже иногда можно причислить к архитектурным достопримечательностям. Какой прибрежный город обходится без них?!
Но сначала вопрос - что меня туда вообще занесло? Всё просто. Отвёз родственницу в город по делам. Чтобы не сидеть пол дня в машине в ожидании, решил навестить места, куда ходил купаться в студенческие годы, глянуть, какие изменения там произошли.
Побережье Владивостока между бухтами Тихая и Промежуточная - одно из самых диких и неприступных. Отвесные скалы громоздятся над самой водой. Берег завален упавшими глыбами, пляжей как таковых нет. Место хорошо тем, что расположено практически вплотную к жилым кварталам, но никак не оборудовано, и там можно ощутить себя на природе в полной мере, а не так, как на каком-нибудь городском пляже среди толп народа. Развести костерок, пожарить колбаски, поплавать в ластах с маской. Но сейчас январь, новогодние каникулы, поэтому достаточно просто прогуляться по берегу и подышать морским воздухом.
Сначала нужно пройти под путепроводом трассы Седанка - Патрокл и спуститься к морю. Здесь имеется водозабор для ТЭЦ-2. Бухта Тихая во Владивостоке у многих ассоциируется с этим сооружением.
Но промзона быстро заканчивается, и дальше случайно забредший путник вроде меня, подходит к высокому бетонному забору, которым отгородился целый коттеджный посёлок. С одной стороны у него высокий обрыв, с другой - забор, за которым дорога и море.
С этого момента я вообще перестал узнавать места своей юности. Где-то в этом районе на плоских камнях уже начинали лежать загорающие люди, хотя какие-то постройки здесь вроде бы были уже тогда. Иду дальше. За забором - вновь "гаражи".
Но уже явно не лодочные. Об этом говорит вот такая вот самодельная гавань:
У этой "улицы", примостившейся между отвесным обрывом и открытым морем, вроде бы даже нет официального названия. В "нормальном" Владивостоке, расположенном отсюда выше по склону, за трассой Седанка-Патрокл, пролегает ул. Космонавтов. Крайний, самый близкий к морю дом, имеет номер 17. Яндекс-карты указывают для "лодочных" коттеджей адреса 17 с различными литерами, В, С - вроде как "пристройки" к дому номер 17, расположенному чуть ли не в километре отсюда.
На фото выше можно увидеть сверху над обрывом многоэтажки по ул. Добровольского. Улицы в районе бух. Тихая названы именами погибших космонавтов - Добровольского, Волкова, Пацаева. Но эти улицы высоко, ближе к небу. А здесь, под обрывом, море занимает всё! Ну просто ничегошеньки не видно с этой улицы кроме открытого моря! Это действительно особая, уникальная улица, у которой пока нет своего названия. Если учесть, что она вообще не соприкасается с другими улицами города, и отделена от них кольцевой автодорогой и промзоной, то это вообще словно небольшой посёлок. Посёлок людей, которым море затмило всё, которые готовы ютиться на небольшом клочке скалистой суши, лишь бы поближе к морю. Наверное, здесь живут современные морские цыгане. Можно было бы назвать эту улицу Гребешковая, в честь морского деликатеса, такого же символа Приморья, как тигр и жень-шень. А ещё лучше - ул. Марианская. Она словно в глубокой впадине, если смотреть со смотровой площадки сверху. Улицы Алеутская, Курильская, Марианская, в честь тихоокеанских островных дуг - что ж, романтичные названия для города на тихоокеанском побережье страны.
Наверное, здесь живут романтики. Вокруг Владивостока достаточно не занятых распадков, склонов сопок, но эти люди выбрали местом жительства неприветливый каменистый пляж под обрывом, у побережья открытого моря.
Не знаю почему, но мне вспомнилась повесть Беляева "Человек-амфибия". В таком коттедже мог бы жить профессор, вжививший жабры человеку. И этот человек-амфибия выплывал бы в море по туннелю, прямо из подвала коттеджа. Но в реалиях Владивостока, это был бы рыбопромышленник, который совершает вечерние прогулки-погружения в море с аквалангом чуть ли не у себя во дворе, напротив открытой веранды своего дома.
Не все "морские цыгане" богаты. Есть жилища, больше похожие на лодочные гаражи. Возможно, это, своего рода, морские дачи. Вместо копания на грядках, здешние дачники предпочитают удить рыбу или нырять за моллюсками.
Дорога закончилась у обрыва, к которому вплотную плескались морские волны. Здесь на берег ниспадает пятиметровый водопад. Зимой он превращается в ледопад.
Правда, полюбоваться им мешают пристроившиеся вплотную гаражи. Я решил пройти "непропуск", благо, что волны были небольшие и мне удалось пробежать не замочив ног. И удивительное дело - дальше тоже были лодочные гаражи!
Как их строили, ведь подъехать сюда невозможно! Таскали цемент на себе? Штормами камни пляжа набивает под двери и окна. Волны во время шторма разбиваются прямо о стены.
Сейчас, зимой, здесь никого не было. Но летом, наверное, люди здесь появляются. Строения не выглядят покинутыми.
На фото выше - берег за последними лодочными гаражами. Место свободно, не хотели бы здесь поселиться?))
Чем-то нравятся мне нетуристические районы. Неприметные улицы, расположенные вдали от туристических маршрутов. Идёшь, видишь повседневную жизнь и примеряешь на себя здешний образ жизни. Каково это, засыпать и прислушиваться к шуму прибоя? Просто шумит, или в звуках можно уловить утробный грохот перекатывающихся валунов? Не пора ли вытаскивать катер на берег?
Да, настоящие морские цыгане живут прямо на воде, - скажите вы. На что я вам могу дать ответ - во Владивостоке есть и такие! Причём, целый мегаполис!
Это внешний рейд в Уссурийском заливе, у входа в прол. Босфор Восточный. Панорама - лишь часть, которую я склеил из фотографий. Вместо рыбацких лодок - огромные сухогрузы, контейнеровозы и другие суда. На них живут экипажи, ожидающие, когда освободятся причалы под погрузочно-разгрузочные работы. Россия медленно, со скрипом, но всё-таки поворачивается на Восток, перестраивая логистику.
И пока жители "лодочных гаражей" любуются морем и судами, экипажи торговых судов любуются городом из иллюминаторов своих кают.