Театральная жизнь Москвы конца XIX - начала XX века кипела, в том числе и по окраинам разрастающегося города. С развитием железнодорожного транспорта Москву в большом количестве окружили дачные поселки, находившиеся как в пределах города, так и вне его. Во многих дачных комплексах устраивались летние театры. Один из самых обширных дачных комплексов Москвы располагался в Богородском.
Для удобства и территориальной привязки сразу приведу современный план с обозначением двух театров, о которых далее пойдет речь.
Летний театр Ляховой (Ивковой)
Первые известия о Богородском театре относятся к концу 1870-х годов, когда кружок любителей драматического искусства "Почин" под руководством Р.Р. Вейхеля стал давать спектакли на даче меценатки Ляховой. Пик деятельности Богородского театра приходится на начало 1880 - середину 1890-х годов, когда здесь стабильно работал Р.Р. Вейхель. Роман Романович Вейхель (1858-1916) был известнейшим театральным антрепренером того времени.
Самым ранним документом, который удалось найти, является афиша от 3 июля 1877 года, сообщающая нам, что в детском саду госпожи Ляховой в сельце Богородском будет дан музыкально-танцевальный вечер с постановкой сцен из комедии в 3-х действиях "Бракоразводный процесс" и в первый раз сцены из фарса "На Плющихе". Начало музыки в 7 часов вечера, представление на сцене ровно в 9 часов. На случай дождя - театр крытый. По окончании, танцы под оркестр бальной музыки. Во время каждого отделения танцев сад будет освещен разноцветными бенгальскими огнями.
Цена мест - нумерованные - 1 руб., ненумерованные - 50 коп, дети - 25 коп.
Где же именно располагался театр госпожи Ляховой?
На плане сельца Богородского начала 1880-х годов Ляховой принадлежат участки 254 и 263, располагавшиеся на пересечении 1-й Мясниковской улицы и Ланинского переулка. Удивительно, но эти топонимы сохранились до наших дней.
Когда же театр Ляховой был приобретен Александрой Захаровной Ивковой? И какое они имели отношение друг к другу?
В своей статье "Для дачной Мельпомены" Владимир Александрович Бессонов сообщает, что летний театр в Богородском располагался сначала "на даче московской меценатки Ляховой, а затем на даче ее знакомой Ивковой". Далее все просто перепечатывали этот текст и таким образом он распространился по сети.
Разбираясь в этой истории и выясняя кем Ивкова приходилась Ляховой, когда участок перешел из одних рук в другие, удалось сделать интересное открытие.
Ляхова и Ивкова - это один и тот же человек!)
В архивном документе 1868 года владелицей участка между сохранившейся дачей Тестова (Б. Тихоновская ул., 18) и утраченной в 1990-е дачей Азанчевской (Б. Оленья, 8) на Б. Ширяевской улице в Сокольниках под № 24 (позже 300) значится жена подпоручика Александра Захаровна Ляхова.
В адресно-справочной книге "Вся Москва" за 1884 год участок по-прежнему принадлежит Ляховой Александре, дворянке (здесь устаревшая информация, потому что по афише Богородского летнего театра за 1883 год мы знаем, что Ляхова уже стала Ивковой).
А адресно-справочная книга "Вся Москва" за 1886 год подтверждает, что Ляхова Александра Захаровна стала Ивковой Александрой Захаровной! (и здесь ошибка, в данном случае с номером участка - на самом деле не 23, а 24. Эту ошибку исправят только через несколько лет).
После смерти в 1883 году отставного штабс-капитана Александра Васильевича Ляхова, Александра Захаровна вышла замуж за канцелярского служителя Московского губернского правления, потомственного дворянина Илью Ильича Ивкова.
Интересно, что Александра Захаровна была старше своего второго мужа на 11 лет.
Еще одна интересная афиша летнего театра госпожи Ивковой с анонсом событий на сезон 1901 года сообщает, что товариществом русских драматических артистов будут даваемы два спектакля в неделю (по четвергам и воскресеньям). Сад и театр заново отделаны, имеется электрическое освещение. По вторникам и субботам будут устраиваться танцевальные вечера. В виду крытого театра, спектакли в ненастную погоду не отменяются. Открытие сезона 10 мая. Репертуар готовил Р.Р. Вейхель.
Не удалось точно установить когда летний театр Ивковой прекратил свое существование. План Богородского участка 1911 года еще фиксирует театр госпожи Ивковой.
Александра Захаровна Ивкова являлась по справочникам владелицей участка в Ланинском переулке вплоть до 1917 года.
Летний театр Медведских
В ноябре 1901 года Александр Осипович (Иосифович) Медведский, духовщинский мещанин Смоленской губернии, арендующий участок на пересечении улиц Миллионной и Кузнецкий мост (одно из старых названий Кузнецкой (до 1922 года), Кузнецовской. Сейчас примерно трассируется Погонным проездом) у А.П. Мартыновой по сломке дач просит выдать разрешение на постройку летнего театра.
Кроме здания летнего театра предлагаются к постройке также буфет, открытые террасы, бильярдная, тир, кегельбан, эстраду для музыкантов и сарай для электрической машины.
На самом деле в Богородском А.О. Медведский появился еще в конце XIX века. Торгово-промышленная адресная книга за 1895 год фиксирует наличие кофейни Медведского в селе Богородском.
Место для размещения летнего театра выбрано очень удачно. К тому моменту конечная конно-железной дороги от Сокольнической заставы до села Богородского уже располагается в этом месте (современный круг на Миллионной улице).
Начиная с 1886 и до 1890-х годов конка ходила далее по 1-й Мясниковской улице до старой площади, начинавшейся примерно на месте современной Токарной улицы (изначально Напрудной улице, названной, вероятно, по небольшому пруду, образованному плотиной на ручье для проезда по улице), немного не доходя до летнего театра госпожи Ивковой.
Здание летнего театра было построено по проекту архитектора Павла Михайловича Самарина (1856-1912), о чем имеется свидетельство от 19 ноября 1901 года за подписью архитектора.
Все постройки были закончены в марте 1902 года. Благодаря дореволюционным открыткам начала XX века мы можем наблюдать как выглядело внутреннее пространство владения, занятого театром.
Стоит отметить, что одна из лиственниц , располагавшаяся на территории летнего театра А.О. Медведского сохранилась до наших дней.
С 6 на 7 сентября 1904 года пожаром были уничтожены театр и буфет. Кроме того, сгорела дача в соседнем владении, принадлежащем крестьянину Волоколамского уезда, Яропольской волости, деревни Петровской Василия Васильевича Котова.
А уже 20 сентября того же года А.О. Медведский подает прошение возобновить постройки по старому проекту. И уже к апрелю 1905 года все работы закончены, к майскому открытию театр готов!
На представлениях почти всегда был аншлаг. О популярности театра говорит следующее: зимой 1912 года Думская комиссия по финансам рассматривала вопрос о выдаче ссуды на постройку трамвайной линии от Сокольников до Богородского (конку незадолго перед этим ликвидировали), и одним из главных доводов "за" послужила именно статистика посещения дачного театра "Националь", как он стал называться с 1910 года при новом владельце В.А. Медведском, сыне А.О. Медведского.
В качестве внутренней разменной монеты в летнем театре А.О. Медведского использовались фирменные жетоны. Ими можно было расплатиться с официантом или сыграть в кегельбан, а может и пострелять в тире. Такого рода жетоны можно и сейчас встретить в игровых помещениях кинотеатров и других увеселительных заведений.
С 1913 года в театре появляется еще и синематограф, оборудованный первоклассным по тем временам аппаратом фирмы Патэ. По соседству находилась типография А.И. Серякова, печатавшая афиши и программы спектаклей. Следует добавить, что в Богородском работало четыре ресторана, где звучала "живая музыка" балалаечников и гитаристов и забавляли посетителей "электрические оркестрионы" Ю.Г. Циммермана.
И все же Богородский дачный театр постепенно приходил в упадок. Летом 1917 года в его стенах в основном кипели политические митинги, спектакли же давались от случая к случаю, да и те исключительно в духе времени: "Обозрение Петропавловской крепости", "Страницы французской революции". Дачников в Богородском значительно поубавилось, а вскоре слова "дачник" и "буржуй" и вовсе стали синонимами - со всеми вытекающими отсюда последствиями...
Весной 1918 года попытались было организовать театральные представления "для народа", но без особого успеха. С 1922 года центр культурной жизни района окончательно перемещается в только что открытый Клуб имени Ильича на Краснобогатырской улице.
#богородское память места
#театр Медведского
#театр Ивковой
#краеведение
#развлечения дореволюционной москвы