Найти в Дзене

Как правильно материться

Когда я написал статью "Как правильно маткаться", ее читатель сообщил мне: он подумал о том, что речь идет о мате. Но речь шла о том, как дети уже минимум сто лет маткаются, т.е. делятся на команды перед игрой. Так у меня появился повод поделиться своими соображениями о русском мате, или обсценной лексике, точнее, о правилах употребления таких слов. Это мое мнение, мои впечатления, мои выводы, мои правила, предназначенные тоже для меня. Предупреждаю: я избалован общением с культурными людьми, с ними предпочитаю общаться. Хотя, конечно, никуда не деться от родственников, соседей, прохожих, друзей в особом состоянии и т.п. С детства я слышу эти слова, интересуюсь ими, думаю о них. Да и сам я не чистоплюй и сам грешен. В 7 лет был пойман отцом за написанием трехбуквенного слова на стене дома из хулиганских побуждений. Также сказанное ниже не имеет никакого отношения к закрытым коллективам, формирующимся на недобровольной основе. Исхожу из того, что мат - очень интересная часть языка, о

Когда я написал статью "Как правильно маткаться", ее читатель сообщил мне: он подумал о том, что речь идет о мате. Но речь шла о том, как дети уже минимум сто лет маткаются, т.е. делятся на команды перед игрой.

Так у меня появился повод поделиться своими соображениями о русском мате, или обсценной лексике, точнее, о правилах употребления таких слов. Это мое мнение, мои впечатления, мои выводы, мои правила, предназначенные тоже для меня.

Предупреждаю: я избалован общением с культурными людьми, с ними предпочитаю общаться. Хотя, конечно, никуда не деться от родственников, соседей, прохожих, друзей в особом состоянии и т.п. С детства я слышу эти слова, интересуюсь ими, думаю о них. Да и сам я не чистоплюй и сам грешен. В 7 лет был пойман отцом за написанием трехбуквенного слова на стене дома из хулиганских побуждений.

Также сказанное ниже не имеет никакого отношения к закрытым коллективам, формирующимся на недобровольной основе.

Исхожу из того, что мат - очень интересная часть языка, очень ценная, предназначенная для особых случаев. Например, мат использовался для защиты от нечистой силы:

Что значит "чур меня"

Если же использовать мат каждый день, его волшебная сила теряется. Но есть, конечно, среды, в которых люди делать это вынуждены.

Итак, мои ощущения, впечатления и пожелания.

Первое. Лучше вообще не употреблять этих слов. Потому что мат - это язык агрессии, грубости, насилия. Вне ситуаций, требующих агрессии, грубости, насилия (такие бывают - например, на вас напали), в этих словах нет необходимости, они создают лишнее напряжение. Когда вы идете по улице и слышите мат, тело напрягается в ожидании негатива, будь вы самым отъявленным матерщинником.

Второе. Если очень хочется, то можно:

а) если очень больно;

б) если рядом никого нет;

в) если это мужская компания, и вы тоже мужчина, хотите рассказать непристойный анекдот, выразить эмоции или поругаться / подраться с другим мужчиной.

Третье, вытекающее из первого и второго. Использование мата в разговоре с малознакомыми людьми выглядит неуместно и очень странно. Если это говорит мой хороший знакомый, и рядом нет женщин и детей, то пожалуйста. Если малознакомый или незнакомый, то у меня появляется ощущение, что он без разрешения пришел ко мне домой, открыл холодильник и стал есть мои продукты; потом развалился на диване, взял пульт, включил телевизор и позвал меня смотреть какую-н. чушь. А матерящийся на улице для меня подобен человеку, который зачем-то снял одежду. Это как с социальной дистанцией: наш родственник может подойти близко к нам, обнять и т.д., но прохожему мы это не разрешим.

Четвертое. Использование мата в видео, предназначенном для публичного просмотра, во-первых, снижает количество зрителей, во-вторых, просто глупо выглядит. (Как это представлено, например, в ролике пропагандиста чипирования Н. Михалкова). Когда мне присылают видео, а там кто-то матерится беззастенчиво, я без сожаления выключаю: это хороший критерий, обозначающий глупость или безвкусицу. Особенно странно это выглядит у видеоблогеров и стендаперов, которые копируют западные образцы.

Дело в том, что их неприличные слова, которые и у нас все знают, не играют той роли в системе языка / в культуре, как наша обсценная лексика в русском языке. Это разные явления. Поэтому обсценное слово в номере русскоязычного стендапера звучит глупо: похоже на то, как пятиклассник пригласил друзей домой и при отсутствии родителей ругается матом, показывая, что он взрослый и крутой. И уж совсем странно, когда мне присылают звуковые сообщения, включающие эти слова: поэтому я перестал открывать такие сообщения в присутствии других людей, и мой собеседник-матерщинник ждет своей очереди часами.

Алексей Сидоренко