Читал сегодня комментарии и встретил такой: лампы никому не интересны. У всех свои интересы: кто-то живет сегодняшним днем, кто-то в потоке времени. Лично мне всегда была интересна история техники, и я считаю, что мне чертовски повезло начинать свою радиолюбительскую деятельность с 2П1П и 6П3С и прослеживать эволюцию радиотехники в течении 60-ти лет. Поэтому я и пишу для тех кому интересен не только сегодняшний гаджет, но и то, откуда он вырос.
Несколько раз в сети мне попадались фотографии американского радиоприемника гигантского размера. И вот в Nuts&Volts №4 за 2004 год я нашел статью об этом монстре.
В 1935 году фирма Zenith Radio Corporation выпустила потрясающий радиоприемник под названием Stratosphere model 1000Z. В нем использовалось 25 ламп и три динамика - больше, чем в любом другом радио на то время. Потрясающие (для того времени) 50 Вт управляли его тремя динамиками - одним 6-дюймовым динамическим высокочастотным и двумя 12-дюймовыми динамическими низкочастотными динамиками.
Stratosphere высотой почти 170 см продавался за 750 долларов - больше, чем многие автомобили; для сравнения, новый Ford стоил 652 доллара. При такой цене неудивительно, что за четыре года выпуска Stratosphere было произведено всего около 350 аппаратов.
Это достижение произвело впечатление на Пауэла Кросли-младшего, президента фирмы Crosley Radio Corporation. Кросли, который также владел радиостанцией WLW мощностью 500 000 Вт, был вдохновлен на то, чтобы превзойти Zenith, представив миру самый большой и самый мощный радиоприемник, который когда-либо был известен.
Этот более сложный, чем любой из когда-либо созданных приемников, он, естественно, должен был обладать высочайшим качеством и богатством тона. Радиоприемник будет называться «сверхмощный радиоприемник модели WLW». Это название было выбрано Пауэлом Кросли-младшим, потому что оно, как позже сказал представитель компании, «символизировало великую радиовещательную станцию мощностью 500 000 ватт - самую мощную в мире». (Кросли никогда не упускал возможности использовать один продукт для продвижения другого.)
В завершенном виде сверхмощный радиоприемник модели WLW действительно превосходил модель Zenith Stratosphere. В нем было 37 ламп, шесть динамиков и его выходная мощность достигала 75 Вт. Корпус был высотой без малого 1,5 м, шириной чуть более 1 м и глубиной чуть более 50 см. Весил этот монстр больше 215 кг! Все внутри корпуса, что только можно, было хромировано. Катушки трансформатора, лампы и рамы динамиков были окрашены в черный цвет, и каждое шасси имело свой серийный номерной знак.
Набор динамиков состоял из трех высокочастотных динамиков и двух 12-дюймовых среднечастотных динамиков, а также 18-дюймового динамика для низкочастотного диапазона с фазированными цепями звуковой катушки для максимально качественного воспроизведения звука. Громкоговорители были сфокусированы в трех разных направлениях, а низкочастотный динамик находился в специальной мягкой опоре для предотвращения резонанса в корпусе. Из соображений веса приемник поставлялся с неустановленными динамиками. (Один только низкочастотный динамик весил почти 40 кг.)
В соответствии с традицией Кросли всегда добавлял что-то дополнительное ко всему, что создавала компания. Так радиоприемник модели WLW можно было использовать как УНЧ с микрофоном. Возможно, что это усовершенствование было сделано впервые в мире.
Приемник мог воспроизводить весь диапазон слышимого звука - от 20 до 20 000 Гц. Его тюнер мог быть настроен на частоты от 540 до 18 300 кГц, что в то время охватывало коммерческое вещание, полицейские, любительские и корабельные диапазоны, а также зарубежные станции.
Такое внушительное радио требовало внушительного дизайна. Был выбран современный стиль, и в конструкции корпуса было использовано семь различных пород дерева. Ткань для решетки радиатора, разработанная специально для модели Crosley WLW, завершила потрясающий внешний вид. Дизайн ткани был выполнен в классическом стиле пламени, который также был популярен в гобеленах и обивке мебели.
Были включены все мыслимые пользовательские элементы управления. Эффектный 12-дюймовая шкала настройки «самолетного типа» была установлена на уровне груди и под ней были два регулятора громкости (один для низких и средних частот, а другой для высоких частот) и две ручки настройки.
В приемнике кроме плавного регулирования тембра использовалось еще и пятиступенчатое: "Нормальный" - воспроизводятся только средние частоты; "Высокая верность" - идеально подходила для прослушивания музыки - на несколько децибел увеличен подъем для частот с 40 и 4000 Гц; "Мягкий тон" заставляет любую включенную радиопрограмму звучать так, как если бы она исходила из внутренней части большой бочки. Это было достигнуто путем подавления высокочастотных составляющих; "Бас" усиливает басы и срезает высокие частоты. Последняя настройка - «шумоподавление» - подчеркивает высокие и низкие частоты.
Особый интерес представляла внешняя особенность индикатора настройки, которая был ответом Кросли на RCA индикатор «Волшебный глаз». Этот индикатор был включен в название торговой марки Crosley на верхняя часть шкалы настройки. Это название состояло из слова «Кросли», через которое проходило изображение молнии. Молниеносную часть логотипа вырезали, а за ней установили неоновую трубку. Интенсивность свечения этой трубки увеличивалась или уменьшалась при изменении напряжения в усилителе постоянного тока.
Эффект, производимый при настройке на станцию, представлял собой горящую оранжево-красную вспышку молнии через торговую марку Crosley. Чем сильнее принимаемый сигнал, тем ярче вспышка молнии будет.
О начале выпуска радиоприемника SuperPower модели WLW был объявлено 25 ноября 1936 г. Цена его была $1500. (Заметьте, не 1499, а просто 1500).
О схемотехнике приемника в статье информации не, кроме части схемы:
Мы видим трехкаскадный усилитель с резонансными нагрузками на триодах и детектор на диоде. С выхода детектора через Caud сигнал НЧ уходит на регулятор громкости, а постоянная составляющая через цепочку резисторов подается на сетки ламп, осуществляя АРУ.
Но, видимо, это не подробная схема, так как приводится еще рисунок АЧХ РЧ-тракта при изменении связи между катушками.
Скорее всего это рисунки из диссертации создателя этого приемника Эмиля Ричардса, который получила своего рода бонус за свою работу. Он получил степень бакалавра наук в области "Электротехника" в Сельскохозяйственном и механическом колледже Оклахомы в 1927 году. В 1939 году он представил диссертацию по модели приемника WLW на инженерный факультет колледжа; по проекту ему было присвоена следующая степень в области электротехники.
Вот такая большая статья ою очень большом приемнике. Я бы с удовольствием приобрел бу его, если бы имел деньги, чтобы его купить и замок с огромной гостинной, где бы его можно было поставить :). А ведь всего-то 75 Вт! А сейчас мимо моего дома проезжает легковушка, в которой бУхает усилитель 2х100 Вт. И не надо никакого замка! :)
Всем здоровья и успехов!