Традиционно, ко дню рождения Архангельского трамвая - 26 июня - рассказываем и показываем трамвайный Архангельск. Мы уже знакомились с историей самой северной трамвайной системы. А по улицам трамвайного Архангельска гуляли год назад переносясь из десятилетия в десятилетие.
Сегодня же посмотрим, как выглядел Архангельск с трамваями в самом начале своей истории.
Впервые о строительстве трамвая в Архангельске было предложено еще в далеком в 1896 году, но от проекта до реализации прошло 20лет! Из года в год на заседаниях Городской Думы возникал злополучный "трамвайный вопрос", но власти так и не решались строить трамвай в губернской столице. Дело с мертвой точки сдвинулось только в 1913 году, когда и было принято принципиальное решение о строительстве трамвая в Архангельске.
Во многом решающую роль сыграл тогдашний городской глава Яков Лейцингер. Именно благодаря его принципиальному решению в Архангельске начали строить трамвай.
За более чем 2 года строительства трамвайной системы были сооружены: городская электростанция, трамвайный парк, тяговая подстанция, построена вся линия, закуплены трамвайные вагоны.
Торжественно трамвайное движение в Архангельске было открыто 26 июня 1916 года.
Важную роль в строительстве трамвая в Архангельске сыграл инженер Константин Репин. В 1913 году встреча Якова Лейцингера и Константина Репина в Пскове сыграли решающую роль в судьбе северного трамвая. Именно после знакомства с псковским трамваем городской глава принял решение о сооружении трамвая в Архангельске, а в помощь был приглашен Константин Репин. Это именно он уговорил гласных Думы строить трамвай га городские средства, прокладывать двухпутную линию широкой колеи 1524 мм.
Одной из особенностей трамвайной системы Архангельска было то, что для связи центра города с островной окраиной Соломбалой трамвайные пути укладывали летом по временному мосту, а зимой по льду реки Кузнечихи.
Трамвайная линия начиналась у трамвайного парка на Быку одним путем проходила по Почтовому тракту, выходила на улицу Архиерейскую (улица Урицкого) и далее на Набережную. В обратную сторону вагоны шли по Печерской улице (улица Выучейского) и Петроградскому проспекту (проспект Ломоносова). Один из конечных пунктов была улица Архиерейская.
После Набережной линия становилась двухпутной и выходила в центр города - на Троицкий проспект. Далее путь сворачивал на Пермскую улицу (улица Суворова), он становился однопутным и выходил на Набережную и далее через реку Кузничиху (либо по мосту, либо по льду) в Соломбалу по Никольскому проспекту. 1-ый маршрут соединял Общину Красного Креста и улицу Архиерейскую, 2-ой маршрут был открыт 20 января 1917 года и шел от Общины Красного Креста до Морского собора в Соломбале, а с 17 апреля 1917 года работал и еще и 3-ий маршрут от улицы Архиерейской до Загородного квартала на Быку у трамвайного парка.
Летом 1918 года Архангельск был захвачен интервентами, что отразилось и на работе городского трамвая. Работники трамвая отказвались водить вагоны, из-за чего их привозили на работу под конвоем. Зачастую место вагоноважатого занимали сами американские солдаты.
Первые вагоны архангельского трамвая были построены на Мытищинском вагоностроительном заводе. Всего в 1915-1916 году городом было закуплено 17 пассажирских вагонов.
Трамвайное хозяйство активно развивалось и в период интервенции, так с 11 августа 1918 года линию в Соломбале продлили до Преображенской площади (пл. Терехина), в сентябре 1919 года была построена новая линия до 6-ой версты (поселок Лесозавода № 3), а с 5 октября 1919 года трамвай продлили до конца Никольского проспекта в Соломбале. Новая конечная получила название "Завод Шмидта".
Архангелогородцы и в начале 20 века месили грязь на городских улицах. Кстати, в первую же трамвайную весну сходы с рельс вагонов были обыденным делом. Болотистая почва приводила к колебаниям трамвайных путей.
20 февраля 1920 года Архангельск был освобожден от интервентов, а к 1922 году закончилась оновная часть военных действий Гражданской войны. Но об жизни трамвая в этот период мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Мы посмотрели на фотографии трамвайного Архангельска и окунулись в его историю в первые 5 лет существования.
Фотографии взяты с замечательных сайтов "Старый Архангельск" и PastVu.
Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитате другие статьи канала: