Найти в Дзене
Транспортная планета

Трамвайный Архангельск: 1916-1920

Традиционно, ко дню рождения Архангельского трамвая - 26 июня - рассказываем и показываем трамвайный Архангельск. Мы уже знакомились с историей самой северной трамвайной системы. А по улицам трамвайного Архангельска гуляли год назад переносясь из десятилетия в десятилетие.

Сегодня же посмотрим, как выглядел Архангельск с трамваями в самом начале своей истории.

Впервые о строительстве трамвая в Архангельске было предложено еще в далеком в 1896 году, но от проекта до реализации прошло 20лет! Из года в год на заседаниях Городской Думы возникал злополучный "трамвайный вопрос", но власти так и не решались строить трамвай в губернской столице. Дело с мертвой точки сдвинулось только в 1913 году, когда и было принято принципиальное решение о строительстве трамвая в Архангельске.

1914 г., Строится трамвай. Поворот с ул. Пермской на Набережную, фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4002:permskaya-naberezhnaya-1914-god&catid=94&Itemid=104
1914 г., Строится трамвай. Поворот с ул. Пермской на Набережную, фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4002:permskaya-naberezhnaya-1914-god&catid=94&Itemid=104

Во многом решающую роль сыграл тогдашний городской глава Яков Лейцингер. Именно благодаря его принципиальному решению в Архангельске начали строить трамвай.

Яков Лейцингер, фото из набора открыток "Архангельский трамвай", 2005 г.
Яков Лейцингер, фото из набора открыток "Архангельский трамвай", 2005 г.

За более чем 2 года строительства трамвайной системы были сооружены: городская электростанция, трамвайный парк, тяговая подстанция, построена вся линия, закуплены трамвайные вагоны.

Торжественно трамвайное движение в Архангельске было открыто 26 июня 1916 года.

1916 г., Троицкий проспект, торжественное открытие трамвайного движения, Гласные у здания Городской думы. фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2863:pervyj-tramvaj-172&catid=94&Itemid=104
1916 г., Троицкий проспект, торжественное открытие трамвайного движения, Гласные у здания Городской думы. фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2863:pervyj-tramvaj-172&catid=94&Itemid=104

Важную роль в строительстве трамвая в Архангельске сыграл инженер Константин Репин. В 1913 году встреча Якова Лейцингера и Константина Репина в Пскове сыграли решающую роль в судьбе северного трамвая. Именно после знакомства с псковским трамваем городской глава принял решение о сооружении трамвая в Архангельске, а в помощь был приглашен Константин Репин. Это именно он уговорил гласных Думы строить трамвай га городские средства, прокладывать двухпутную линию широкой колеи 1524 мм.

1916 г., Строители архангельского трамвая в трамвайном депо в день открытия, фото из набора открыток "Архангельский трамвай". 2005 г.
1916 г., Строители архангельского трамвая в трамвайном депо в день открытия, фото из набора открыток "Архангельский трамвай". 2005 г.

Одной из особенностей трамвайной системы Архангельска было то, что для связи центра города с островной окраиной Соломбалой трамвайные пути укладывали летом по временному мосту, а зимой по льду реки Кузнечихи.

1917 г., Строительство трамвайной линии по льду реки Кузничихи, фото из книги "По улицам Старого Архангельска", 2005 г.
1917 г., Строительство трамвайной линии по льду реки Кузничихи, фото из книги "По улицам Старого Архангельска", 2005 г.
1917 г., Строительство трамвайной линии по льду реки Кузничихи, фото из книги "По улицам Старого Архангельска", 2005 г.
1917 г., Строительство трамвайной линии по льду реки Кузничихи, фото из книги "По улицам Старого Архангельска", 2005 г.
1918 г., трамвай на льду реки Кузнечихи, фото из набора открыток "Архангельский трамвай", 2005 г.
1918 г., трамвай на льду реки Кузнечихи, фото из набора открыток "Архангельский трамвай", 2005 г.

Трамвайная линия начиналась у трамвайного парка на Быку одним путем проходила по Почтовому тракту, выходила на улицу Архиерейскую (улица Урицкого) и далее на Набережную. В обратную сторону вагоны шли по Печерской улице (улица Выучейского) и Петроградскому проспекту (проспект Ломоносова). Один из конечных пунктов была улица Архиерейская.

1916 г., трамвай на ул. Архиерейской, фото: https://pastvu.com/p/320569
1916 г., трамвай на ул. Архиерейской, фото: https://pastvu.com/p/320569

После Набережной линия становилась двухпутной и выходила в центр города - на Троицкий проспект. Далее путь сворачивал на Пермскую улицу (улица Суворова), он становился однопутным и выходил на Набережную и далее через реку Кузничиху (либо по мосту, либо по льду) в Соломбалу по Никольскому проспекту. 1-ый маршрут соединял Общину Красного Креста и улицу Архиерейскую, 2-ой маршрут был открыт 20 января 1917 года и шел от Общины Красного Креста до Морского собора в Соломбале, а с 17 апреля 1917 года работал и еще и 3-ий маршрут от улицы Архиерейской до Загородного квартала на Быку у трамвайного парка.

Трамвай на Троицком пр., фото из книги "По улицам трамвайного Архангельска", 2005 г.
Трамвай на Троицком пр., фото из книги "По улицам трамвайного Архангельска", 2005 г.

Летом 1918 года Архангельск был захвачен интервентами, что отразилось и на работе городского трамвая. Работники трамвая отказвались водить вагоны, из-за чего их привозили на работу под конвоем. Зачастую место вагоноважатого занимали сами американские солдаты.

1918 г., Троицкий пр., фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2791:pervyj-tramvaj&catid=94&Itemid=104
1918 г., Троицкий пр., фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2791:pervyj-tramvaj&catid=94&Itemid=104
1919, Троицкий пр., фото https://pastvu.com/p/465229
1919, Троицкий пр., фото https://pastvu.com/p/465229

Первые вагоны архангельского трамвая были построены на Мытищинском вагоностроительном заводе. Всего в 1915-1916 году городом было закуплено 17 пассажирских вагонов.

Перекресток Троицкого пр. и Соборной ул., фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3917:troitskij-sobornaya&catid=94&Itemid=104
Перекресток Троицкого пр. и Соборной ул., фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3917:troitskij-sobornaya&catid=94&Itemid=104

Трамвайное хозяйство активно развивалось и в период интервенции, так с 11 августа 1918 года линию в Соломбале продлили до Преображенской площади (пл. Терехина), в сентябре 1919 года была построена новая линия до 6-ой версты (поселок Лесозавода № 3), а с 5 октября 1919 года трамвай продлили до конца Никольского проспекта в Соломбале. Новая конечная получила название "Завод Шмидта".

Троицкий пр., фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3877:troitskij-pr-1349&catid=94&Itemid=104
Троицкий пр., фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3877:troitskij-pr-1349&catid=94&Itemid=104
Троицкий пр., фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3436:tramvaj-na-ploshchadi-pered-zdaniem-prisutstvennykh-mest-v-1910-kh-g&catid=94&Itemid=104
Троицкий пр., фото: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3436:tramvaj-na-ploshchadi-pered-zdaniem-prisutstvennykh-mest-v-1910-kh-g&catid=94&Itemid=104

Архангелогородцы и в начале 20 века месили грязь на городских улицах. Кстати, в первую же трамвайную весну сходы с рельс вагонов были обыденным делом. Болотистая почва приводила к колебаниям трамвайных путей.

1918-1919. Троицкий пр., фото: https://pastvu.com/p/935185
1918-1919. Троицкий пр., фото: https://pastvu.com/p/935185

20 февраля 1920 года Архангельск был освобожден от интервентов, а к 1922 году закончилась оновная часть военных действий Гражданской войны. Но об жизни трамвая в этот период мы поговорим как-нибудь в другой раз.

1919, Троицкий пр., фото: https://pastvu.com/p/242061
1919, Троицкий пр., фото: https://pastvu.com/p/242061
1919-1920, трамвай на льду реки Кузнечихи, фото: https://pastvu.com/p/512619
1919-1920, трамвай на льду реки Кузнечихи, фото: https://pastvu.com/p/512619

Мы посмотрели на фотографии трамвайного Архангельска и окунулись в его историю в первые 5 лет существования.

Фотографии взяты с замечательных сайтов "Старый Архангельск" и PastVu.

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитате другие статьи канала: