26 июня 2021 года архангельскому трамваю исполнилось бы 105 лет. В связи с этим предлагаю понастальгировать, прогулявшись по улицам Архангельска, в то время, когда по ним ездили трамваи.
Все фотографии взяты с замечательного сайта PastVu.
Кстати с историей архангельского трамвая мы знакомились год назад.
Строительство трамвая в Архангельске началось в 1914 году. Первая линия прошла от Архиерейской улицы (улица Урицкого) по Набережной (обратно по Печерской улице (улице Выучейского) и Петроградскому проспекту (проспекту Ломоносова)), Троицкому проспекту до Общины Красного Креста. На фото - строительство второй линии по Пермской улице (улице Суворова) и Набережной к мосту через Кузничиху - для связи города с островной Соломбалой. На заднем фоне - Ольгинская гимназия, 1916-ого года постройки - ровесник архангельского трамвая. К счастью, здание гимназии сохранилось до сих пор, в отличие от трамвая.
Торжественное открытие трамвайного движения - 26 июня 1916 года. Гласные городской думы и городской глава сфотографировались у первого трамвая рядом со зданием Городской Думы. Это здание сохранилось до сих пор, правда в изменном виде. Сейчас здесь распологается Северный государственный медицинский университет.
Трамвайное движение в Архангельске открывали двухосные вагоны Мытищинского завода. Они работали на городских улицах вплоть до 1950-х годов.
На фотографии ниже трамвай находится на конечной на улице Архиерейской (ул. Урицкого). Один путь - для проезда линейных вагонов, а второй - для отстоя резервных, сломавшихся и вагонах на перерыве. Ксати, такая конфигурация путей здесь сохранялась вплоть до последних дней существования архангельского трамвая.
В 1918-1920 годах Архангельск находился под управлением иностранных интервентов. В это время трамвай продолжал свою работу. Но рабочие трамвайного предприятия частенько бастовали и трамваи водили американские и английские военные.
Интересно, что в годы интерванции трамвай активно развивался: была построена трамвайная линия в район современного 3-его лесозавода, в несколько этапов построена линия в Соломбалу. Для связи островной Соломбалы с центром зимой трамвайную линию прокладывали по льду Кузнечихи, а летом по временному мосту. Уже при советской власти в 1924 году был построен первый постоянный деревянный мост через Кузнечевский рукав с трамвайной линией (на фото ниже), но этот мост не пережил первого же ледохода и был разрушен. Кстати, в том же 1924 году трамвайная линия была построена в поселок 14-ого лесозавода.
В 1920-1930-е годы трамвай активно развивался: была построена линия на север в плоть до порта Экономия, а на юге - до 2-ого лесозавода.
В это же время начались поступления новых вагонов - двухосных моторных Х и прицепных М, а так же четырехосных моторных КМ и прицепных КП.
В годы Великой Отечественной войны трамвай продолжал свою работу. Правда, выпуск на пассажирские линии был снижен до минимума. Кроме того, из-за плохого состояния энергохозяйства, путей и подвижного состава трамвайное движение зачастую останавливовалось.
После войны трамвай начал потихоньку модернизировать. Была построена новая линия до Соломбальского ЦБК. Практически полностью был обнавлен трамваный парк. Первые вагоны Мытищинского завода, а так же "деревянные" Х/М и КМ/КП были списаны. Им на смену приши двухосные поезда из трамваев КТМ-1 и КТП-1 (на фото ниже).
Самым значимым событием стало открытие в 1956 году железобетонного Кузнечевского моста, благодаря которому Соломбала и центр города были связаны постоянной трамвайной линией. В ходе подготовки к открытию моста были построены новые линии в Кузнечихе и Соломбале. Трамвайные маршруты получили свои номера, был открыт новый 5-ый маршрут связавший новые кварталы Кузнечихи и улицу Урицкого.
В 1960-е годы начали поступать поезда из двухосных вагонов КТМ-2 и КТП-2 (на фото ниже).
В 1960-е годы была продлена трамвайная линия в поселок Соломбальского ЦБК, модернизирована и перестроена в двухпутную линия по Ленинградскому проспекту, построено новое трамвайное депо на улице Кехотской (ул. Касаткиной).
В 1970-е годы трамвайное движение было закрыто на большей части маймаксанской линии в ходе строительства улицы Победы. 3-ий маршрут был укорочен до улицы Баумана в поселке 21-ого лесозавода.
В 1970-е годы был полностью обнавлен парк вагонов. За место двухосных КТМов начали поступать вагоны ЛМ-57, позднее ЛМ-68 (на фото выше) и ЛМ-68М, а затем известные каждому архангелогородцу трамваи из Риги - РВЗ-6М2 (на фото ниже) - которые с средины 1980-х вплоть до 1993 года были единственным типом подвижного состава. Да даже и после составляли львинную долю выпуска.
В 1993 году в Архангельск поступили 2-х секцилнные трамваи ЛВС-86Т, а в 1995 году четырехосные ЛМ-93.
В 1990-е годы храническое недофинонсирование трамвайного хозйства привло к проблемам в его работе: изношеные пути и вагоны, забастовки сотрудников, простои из-за отсуствия электричества. На фоне всего этого появились более быстрые частные ПАЗики. Платежеспасобные пассажиры уходили на эти автобусы, это было явно быстрее, чем трестить на старом, медленном и громыхающем трамвае.
Но в основном же трамвай погубила недальновидность и корумпированость городских властей. В 2002 году были закрыты соломбальские маршруты из-за плохого состояния Кузнечевсого моста, в 2003-ем - по главному Троицкому проспекту, а в 2004-ом единственный 2-ой маршрут "загнулся" сам по себе закончив тем самым историю самого северного трамвая.
Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Другие статьи о трамвайных системах: