Автобусами моего детства били желтые "луноходы" - как их тогда назвали - ЛиАЗы-677. Они работали практически в каждом городе СССР, и вплоть до 2000-х годов составляли львиную автобусного парка. Эти автобусы даже поставлялись в 16 зарубежных стран: Монголию, ГДР, Кубу.
История
С 1959 года Ликинский автобусный завод выпускал автобус ЛиАЗ-158В. Главным недатском которого была малая вместимость (всего 32 места для сидения и до 70 пассажиров). При активном жилищном строительстве и росте городов перевозной способности ЛиАЗ-158В явно не хватало. Кроме того у автобусов были проблемы с прочностью кузова, из-за чего многие машины списывались уже через 8-10 лет эксплуатации.
Одной из решения проблем - создание автобуса большой вместимости.
Первый автобус был собран в 1962 году. В 1963-ем - был выпущен еще один автобус. Автобусы прошел удачные испытания в 1965 году и с 1967 года началось их производство. По мере производство изменялась конструкция автобуса: вместо откидных форточек стали устанавливать раздвижные. Вместо пневморессорной подвески с 1972 года стали устанавливать пневматическую подвеску. С 1978 года на крыше появилось 3 люка, а с 1979 года все автобусы стали выпускаться в цвете охры.
В 1975 году завод собирает 2 модернизированных автобуса ЛиАЗ-677М. Первая партия ЛиАЗ-677 была собрана в 1977-1978 годах, и серийно автобус начал выпускаться только с 1982 года. Серийное производство ЛиАЗ-677М было свернуто в 1994 году в пользу новой модели ЛиАЗ-5256.
При этом вплоть до 2002 года ЛиАЗ-677М из готовых машинокомплектов выпускался на различных небольших ремонтных заводах в Рыбинске, Орехово-Зуево, Тосно, Бору, Петрозаводске.
За все время производство суммарно было выпущено более 194 тысяч автобусов ЛиАЗ-677. С начала 2000-х автобусы этой модели начали выводиться из эксплуатации. В Москве последний автобус вышел на линию 6 ноября 2004 года, с 1 июля 2005 года - в Санкт-Петербурге. Последние ЛиАЗ-677 сняты с маршрутов в Новосибирске в 2015 году.
Модификации
Завод выпускал ЛиАЗ-677 всего в нескольких модификациях.
ЛиАЗ-677
Первый вариант автобуса. Производился с 1962 по 1982 год.
ЛиАЗ-677А
Вариант ЛиАЗ-677 для северных территорий с повышенной теплоизоляцией и планировкой салона 2+2. Производился с 1967 по 1982 год
ЛиАЗ-677Д
Дизельный автобус. Двигатель расположен под полом. Выпущено несколько экземпляров в 1967 году.
ЛиАЗ-677В
Экскурсионный автобус с одной дверью и комфортабельными сиденьями. Производился в 1970-1975 годах.
ЛиАЗ-677Б
Вариант автобуса для пригородных маршрутов. Планировка салона 2+2, задняя накопительная площадка отсутствовала. Выпускался с 1973 по 1982 год.
ЛиАЗ-677П
Перронный автобус для аэропортов. Выпущено 3 автобуса в 1974-1975 годах. Имел двери с обоих сторон.
ЛиАЗ-677Г
Автобус, работающий от нефтяного газа. Баллоны располагались на крыше. Первый экземпляр выпущен в 1974 году, серийное производство началось в 1976-1982 и 1986-1989 годах.
ЛиАЗ-677М
Модернизированная версия ЛиАЗ-677. Производился в 1977-2002 годах. Модернизации подверглась тормозная система, усовершенствована гидропередача, снизился уровень вибрации, незначительно изменился дизайн.
ЛиАЗ-677БМ
Модернизированная версия пригородного автобуса ЛиАЗ-677Б. Производился с 1978 по 1994 год.
ЛиАЗ-677МС
Автобус ЛиАЗ-677М для северных территорий. Отличался двойным остеклением. Выпускался в 1982-1992 годах.
На базе ЛиАЗ-677 был так же создан автобус-передвижная телевизионная станция ЛиАЗ-5930.
Конструкция
Автобус стандартной вагонной компоновки. Двигатель расположен спереди рядом с местом водителя. Двери две - они двухстворчатые, ширмовые. Отдельная дверь для водителя с противоположной стороны. Кабина водителя отделена от салона стенкой со стеклом. На автобусы установлен бензиновый двигатель ЗИЛ-509.10 и ЗИЛ-375Я7 (кроме ЛиАЗ-677Г). Трансмиссия - гидромеханическая. Коробка передач - автоматическая, двухступенчатая. Мост - Raba-MAN.
В салоне установлены диваны и одиночные сиденья. Планировка: 2 (диваны) + 1. Над колесными арками так же установлены диваны. У задней двери - большая накопительная площадка, у передней поменьше. В стандартном автобусе мест для сидения - 25, общая вместимость от 80 до 110 человек.
Впечатления
Автобус ЛиАЗ-677 - один из символов отечественного, советского автобуса. Он работал в почти каждом городе СССР и поставлялся даже за рубеж.
Автобус отличались своим "булькающими" звуками двигателя, плавным разгоном и торможением. Удобная планировка позволяла вместить большое количество пассажиров и перевозить крупногабаритный багаж.
Мне лично нравились места на диване у окна на стенке кабины. Здесь можно было смотреть как водитель работает.
Одним из главных недостатков автобуса считается высокий расход топлива. Причина банальна -на автобусе устанавливался устаревший бензиновый двигатель, вместо более экономичного дизельного. Так же много места занимал двигатель впереди салона - место использовалось нерационально. Ну и две всего две двери. В часы пик пассажирам из середины салона приходилось "протискиваться" к ближайшей двери либо в начло автобуса, либо в конец. Кроме того сами ширмовые двери закрывались неплотно и через них попадал холодный воздух. Все эти проблемы будут решены на новом автобусе ЛиАЗ-5256: там и двигатель в конце автобуса с расположенными над ним сиденьями и три широкие поворотные двери.
Тем не менее ЛиАЗ-677 помог справиться с проблемой вывоза районов новостроек. Не зря же кроме прозвища "лунаход"- эти автобусы были прозваны "скотовозами".
Благодаря, тому что ЛиАЗ-677 выведены из эксплуатации совсем не давно, да и были очень популярны во многих городах они сохранились, в качестве служебных. В ряде городов установлены, как памятники.
В моем Архангельске ЛиАЗ-677 работали почти на всех городских маршрутах. И были выведены из эксплуатации в 2006 году, уже тогда они казались чем-то архаичным. На смену ЛиАЗам - пришли не менее архаичные ПАЗики - которые работают на городских маршрутах до сих пор.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить что-нибудь интересное!
Почитайте другие статьи о моделях автобусов:
Автобусы ЛиАЗ-6213 - низкопольные "гармони" из Ликино-Дулево