Найти в Дзене
Транспортная планета

Памяти Архангельского троллейбуса

14 октября архангельский троллейбус отметил бы 46-ой день рождения. Сегодня мы познакомимся с историей этой северной троллейбусной системы.

Троллейбусный бум в СССР начался в 1970-е годы после запуска серийного производства троллейбусов ЗиУ-682Б в 1972 году. До этого троллейбусы работали только в более менее крупных городах: Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде и т.п. В провинциальных городах троллейбусное движение отсутствовало. Массовое производство троллейбусов ЗиУ-682 позволило нарастить количество троллейбусных систем в стране. Посмотрите сами: в 1972 году открывается троллейбусное движение в Качканаре, Курске, Липецке; в 1973 году - в Армавире, Барнауле, Махачкале, Рубцовске, Ульяновске; а в 1974-ом в Костроме, Майкопе и Архангельске.

Но, о том, что нужен троллейбус в Архангельске заговорили еще в 1936 году. Троллейбус предлагают запустить по поперечным улицам. Затем запустить троллейбус планировалось в 4-ой пятилетке (1946-1951 г.) - по главному проспекту города - Павлина Виноградова, вместо трамвая, который должны были перенести на параллельный проспект Чумбарова-Лучинского. Но дальше планов дело не пошло.

Окончательное решение о строительстве архангельского троллейбуса было принято в 1969 году. Троллейбусные линии должны пройти по проспекту Павлина Виноградова и улице Энгельса.

14 октября 1974 - состоялось открытие троллейбусного движения по 1-ому маршруту, который соединил Железнодорожный вокзал и Предмостную площадь. Построена троллейбусная линия по улице Энгельса (сейчас - ул. Воскресенская), улице Тимме, улице Гагарина. Построена служебная линия к троллейбусному депо по улице Розинга. Открывали движение новые троллейбусы ЗиУ-682Б. В первой партии их было 18 штук.

г. Архангельск, 1974 г., ул. Тимме, маршрут № 1, троллейбус ЗиУ-682Б, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=2737:trollejbus-za-shvejnoj-fabrikoj&Itemid=163
г. Архангельск, 1974 г., ул. Тимме, маршрут № 1, троллейбус ЗиУ-682Б, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=2737:trollejbus-za-shvejnoj-fabrikoj&Itemid=163
г. Архангельск, ул. Энгельса, маршрут № 1, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=3026:perekrjostok-ul-engelsa-ul-timme-1975-god&Itemid=163
г. Архангельск, ул. Энгельса, маршрут № 1, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=3026:perekrjostok-ul-engelsa-ul-timme-1975-god&Itemid=163

В 1976 году построена линия по улице Энгельса. 29 января открыт маршрут № 2. Он соединил магазин "Руслан" ("Богатырь") и Железнодорожный вокзал. С 24 марта начал работу маршрут № 3 от магазина "Руслан" до Предмостной площади. Уже с 6 ноября 1976 года маршруты № 2 и 3 продлены по новой линии до Главпочтамта. Для новых маршрутов поступила партия из 15 троллейбусов ЗиУ-682В.

г. Архангельск, 1976 г., ул. Энгельса, маршрут № 3, троллейбус ЗиУ-682Б, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1908:engelsa-obvodnyj&Itemid=163
г. Архангельск, 1976 г., ул. Энгельса, маршрут № 3, троллейбус ЗиУ-682Б, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1908:engelsa-obvodnyj&Itemid=163

г. Архангельск, улица Энгельса, конечная у Главпочтамта, троллейбус ЗиУ-682В, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=4173:ul-engelsa-konechnaya-trollejbusa&Itemid=163
г. Архангельск, улица Энгельса, конечная у Главпочтамта, троллейбус ЗиУ-682В, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=4173:ul-engelsa-konechnaya-trollejbusa&Itemid=163
г. Архангельск, ул. Энгельса, маршрут № 3, троллейбус ЗиУ-682В, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=4099:trollejbus-3-go-marshruta&Itemid=163
г. Архангельск, ул. Энгельса, маршрут № 3, троллейбус ЗиУ-682В, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=4099:trollejbus-3-go-marshruta&Itemid=163
г. Архангельск, ул. Энгельса, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1048:perekrestok-p-vinogradova-i-engelsa&Itemid=220#comment-3477
г. Архангельск, ул. Энгельса, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1048:perekrestok-p-vinogradova-i-engelsa&Itemid=220#comment-3477
г. Архангельск, ул. Энгельса, маршрут № 3, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=4098:muzej-izo&Itemid=163
г. Архангельск, ул. Энгельса, маршрут № 3, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=4098:muzej-izo&Itemid=163

С 6 октября 1977 года маршрут № 2 продлен до Смольного Буяна по новой линии по Набережной. Продолжают поступать троллейбусы ЗиУ-682В.

г. Архангельск, набережная им. В. И. Ленина, маршрут № 2, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=4641:perekrestok-naberezhnoj-i-teatralnogo-pereulka&Itemid=163
г. Архангельск, набережная им. В. И. Ленина, маршрут № 2, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=4641:perekrestok-naberezhnoj-i-teatralnogo-pereulka&Itemid=163

В 1982 году организуется дополнительный маршрут № 4 от Железнодорожного вокзала до Главпочтамта.

А с 1 декабря 1982 года маршрут № 1 продлевается до улицы Усть-Двинской. Для продления построена новая линия по Кузнечевскому мосту, улице Таймырской, улице Советской, улице Терехина и улице Адмирала Кузнецова.

С 1 февраля 1984 начал работу маршрут № 5 от улицы Гагарина до улицы Павла Усова. Маршрут прошел по новой линии по Гаражной улице (сейчас - Московский просп.), проспекту Обводный канал. Через год с 1 февраля 1985 года маршрут продлен до улицы Усть-Двинской.

Архангельск, проспект Обводный канал, маршрут № 5, троллейбус ЗиУ-682В-012 [В0А], https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=603:obvodnyj-pomorskaya&Itemid=163
Архангельск, проспект Обводный канал, маршрут № 5, троллейбус ЗиУ-682В-012 [В0А], https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=603:obvodnyj-pomorskaya&Itemid=163

г. Архангельск, 1984 г., ул. Энгельса, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=3928:perekrestok-engelsa-lomonosova-1984-god&Itemid=163
г. Архангельск, 1984 г., ул. Энгельса, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=3928:perekrestok-engelsa-lomonosova-1984-god&Itemid=163
г. Архангельск, ул. Энгельса, троллейбус ЗиУ-682В, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=2982:engelsa-99&Itemid=163
г. Архангельск, ул. Энгельса, троллейбус ЗиУ-682В, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=2982:engelsa-99&Itemid=163
г. Архангельск, пл. 60-летия Октября, троллейбус ЗиУ-682В, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1021:ulitsa-engelsa&Itemid=163
г. Архангельск, пл. 60-летия Октября, троллейбус ЗиУ-682В, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1021:ulitsa-engelsa&Itemid=163

В 1985 году 1-ый маршрут продлевают по новой линии по Маймаксанскому шоссе и улице Победы до Гидролизного завода.

С 12 мая 1986 года начинает работу маршрут № 6 от Железнодорожного вокзала до улицы Павла Усова.

г. Архангельск, ул. Энгельса, маршрут № 6, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1953:ostanovka-trollejbusa&Itemid=163
г. Архангельск, ул. Энгельса, маршрут № 6, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1953:ostanovka-trollejbusa&Itemid=163
г. Архангельск, 1986 г., наб. Северной Двины, маршрут № 2, троллейбус ЗиУ-682В, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=3196:naberezhnaya-im-lenina-blizhe-k-ul-uritskogo-1986-god&Itemid=220#comment-3785
г. Архангельск, 1986 г., наб. Северной Двины, маршрут № 2, троллейбус ЗиУ-682В, https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=3196:naberezhnaya-im-lenina-blizhe-k-ul-uritskogo-1986-god&Itemid=220#comment-3785

В 1987 году построена линия по улице Победы и улице Капитана Хромцова. По ней продлен маршрут № 1 до Экономии.

С 1988 года начинают поступать троллейбусы ЗиУ-682В-012 [В0А]

В 1991 году на недолгое время организуются маршруты № 1к от Гидролизного завода до Железнодорожного вокзала и № 5А от Железнодорожного вокзала до улицы Усть-Двинской. В том же году они будут отменены.

В 1992 году отменяются маршруты № 2 и 4, 1-ый укорачивается до Гидролизного завода, но позже возвращается на Экономию.

В ноябре 1992 года открывается новая линия по Московскому проспекту. Маршрут № 5 продлевается до улицы Галушина, а маршрут № 6 - отменяется.

С 1993 года начинаются поставки троллейбусов ЗиУ-682Г. В том же году восстанавливаются маршруты № 4 и 6. Маршрут № 2 так и не восстановлен, его контактная сеть по Набережной разобрана.

В 1994 году в Архангельск поступил троллейбус Jelcz ТЕА 120М из Польши. После удачных испытаний было создано предприятие "Северный троллейбус". Предприятие в цехах Механического завода собирало троллейбусы с российским электрооборудованием на базе кузовов польских автобусов Jelcz ТЕА 120М. Новые машины получили заводское обозначение Nordtroll-120МTr. Первые три Нордтролла и 1 один оригинальный польский троллейбус поступили в Архангельск в 1995 году. Еще 4 машины город получил в 1996 году. К концу 1996 года предприятие "Северный троллейбус" было признано банкротом, а производство троллейбусов было перенесено в Владимир и Ижевск. В 1998 году сборка троллейбусов Nordtroll-120МTr была свернута и там.

г. Нижний Новгород, 1997 г., троллейбус NordTroll-120МТ, участник Нижегородской ярмарки, их книги: Коссой, Ю. М. "50 лет нижегородскому троллейбусу". - Нижний Новгород: "Литера", 1997 г.
г. Нижний Новгород, 1997 г., троллейбус NordTroll-120МТ, участник Нижегородской ярмарки, их книги: Коссой, Ю. М. "50 лет нижегородскому троллейбусу". - Нижний Новгород: "Литера", 1997 г.

Отсутствие денежных средств у трамвайно-троллейбусного предприятия и городской мэрии на покупку новых троллейбусов привело к отменен с 1 апреля 1995-ого года маршрутов № 4 и 6.

В июне 1997 года троллейбусы не работали вообще из-за долгов по зарплате перед работниками.

В 1998 году вводится маршрут № 1к от Гидролизного завода до Железнодорожного вокзала. С 10 июня 1998 года маршрут № 3 продлевается до улицы Усть-Двинской, восстанавливается маршрут № 6.

В 2000-2002 год в архангельск поступают 2 машины ВМЗ-100 и 3 машины ВМЗ-170.

С 5 марта 2001 вводится маршрут № 3к от Петровского парка до Предмостной площади.

Схема линий на 2002 год
Схема линий на 2002 год

Из-за нехватки рабочих троллейбусов друг за другом отменяются маршруты: в январе 2002 - отменяется № 1к; с 1 февраля 2002 - закрыт № 1; маршрут № 3к - отменен, а маршрут № 3 укорочен до Предмостной площади. С 5 марта 2002 года начинает работу новый маршрут № 7 от улицы Галушина до Петровского парка, на нем работают освободившиеся троллейбусы с маршрута № 1, но и он проработает не долго: с 21 мая будет отменен.

При всей перетрубации и экспериментами с маршрутной сетью большую часть 2002 года троллейбусы стояли. в феврале - из-за отключения за долги электроэнергии, а в апреле - из-за долгов по зарплате.

С 12 февраля 2003 года в очередной раз отменяется маршрут № 6. Остается два маршруты № 3 и № 5.

Троллейбусами должны были заменить трамваи после их закрытия на Троицком проспекте. Но, потеря популярных трамвайных маршрутов в центре города привела к вводу на трамвайно-троллейбусном предприятии внешнего управления в мае 2003 года.

После окончательного закрытия трамвайного движения в 2004 году планируется дальнейшее развитие троллейбуса: строительство линий по Троицкому и Ленинградскому проспектам.

В 2004 году так же троллейбусный парк пополнился 2 старыми троллейбусами из Вологды: ЗиУ-682Г [Г00] и ЗиУ-682В [В00].

С февраля 2005 года троллейбусное движение остановилось из-за долгов за электричество. В октябре 2005 года обанкротившиеся трамвайно-троллейбусное предприятие было куплено московской компанией "Оптторг-М". Новый владелец выкупил у таможни, приобретенные еще в мае 2005 года 13 старых троллейбусов Škoda 14Tr из Чехии. Обновление парка техники позволило с 1 декабря 2006 года восстановить маршрут № 6.

г, Архангельск, ул. Воскресенская, маршрут № 3,  троллейбус Škoda 14Tr
г, Архангельск, ул. Воскресенская, маршрут № 3, троллейбус Škoda 14Tr
г. Архангельск, июнь 2006 г., улица Воскресенская, маршрут № 3, троллейбус Škoda 14Tr
г. Архангельск, июнь 2006 г., улица Воскресенская, маршрут № 3, троллейбус Škoda 14Tr
г. Архангельск, июнь 2006 г., улица Воскресенская, маршрут № 3, троллейбус ВМЗ-100
г. Архангельск, июнь 2006 г., улица Воскресенская, маршрут № 3, троллейбус ВМЗ-100

В августе 2006 года маршрут № 5 был направлен до Железнодорожного вокзала (вместо улицы Галушина) маршрут № 6 - отменен, из-за ремонтов на теплотрассе на проспекте Обводный канал. 5-ый маршрут, самый популярный в городе, из-за ремонта лишился самого "хлебного" участка, что окончательно подкосило предприятие.

С 28 сентября 2006 - троллейбусное движение в очередной раз прекращено из-за долгов за электроэнергию, предприятие "Оптторг-М" признано банкротом. Троллейбусный парк перешел в руки другой конторе - "Брянский капитал".

г. Архангельск, сентябрь 2006 г., троллейбусное депо, троллейбусы отстранены от работы
г. Архангельск, сентябрь 2006 г., троллейбусное депо, троллейбусы отстранены от работы
г. Архангельск, сентябрь 2006 г., троллейбусное депо, троллейбусы отстранены от работы
г. Архангельск, сентябрь 2006 г., троллейбусное депо, троллейбусы отстранены от работы

В ноябре 2007 года - троллейбус начал восстанавливать инвестор, предприятие "Регион Автотранс". Они вернули к жизни 10 из 45 машин, и с 1 декабря 2007 года начал работу маршрут № 3у от Предмостной площади до магазина "Богатырь". С 25 декабря маршрут получил свой исторический № 3 и продлен до Петровского парка.

г. Архангельск, декабрь 2007 г., ул. Гагарина, маршрут № 3у, троллейбус Škoda 14Tr
г. Архангельск, декабрь 2007 г., ул. Гагарина, маршрут № 3у, троллейбус Škoda 14Tr
г. Архангельск, декабрь 2007 г., проспект Обводный канал, маршрут № 3у, троллейбус ВМЗ-170
г. Архангельск, декабрь 2007 г., проспект Обводный канал, маршрут № 3у, троллейбус ВМЗ-170
г. Архангельск, декабрь 2007 г., улица Гагарина, маршрут № 3у, троллейбус ВМЗ-170
г. Архангельск, декабрь 2007 г., улица Гагарина, маршрут № 3у, троллейбус ВМЗ-170
г. Архангельск, декабрь 2007 г., улица Воскресенская, маршрут № 3, троллейбус Škoda 14Tr
г. Архангельск, декабрь 2007 г., улица Воскресенская, маршрут № 3, троллейбус Škoda 14Tr
г. Архангельск, декабрь 2007 г., улица Воскресенская, маршрут № 3, троллейбус ВМЗ-100
г. Архангельск, декабрь 2007 г., улица Воскресенская, маршрут № 3, троллейбус ВМЗ-100
г. Архангельск, декабрь 2007 г., набережная Северной Двины, маршрут № 3, троллейбус ВМЗ-170
г. Архангельск, декабрь 2007 г., набережная Северной Двины, маршрут № 3, троллейбус ВМЗ-170

Новый владелец начал активное обновление парка - в 2008 году поступили 10 троллейбусов ВЗТМ-5280 и 2 троллейбуса ПТ-5280.02. Новые машины вышли на маршрут с 1 февраля 2008 года.

г. Архангельск, троллейбусное депо, 2008 г., троллейбус ВЗТМ-5280, из газеты: "Новый Архангельск" от 6 февраля 2008 г., с. 1.
г. Архангельск, троллейбусное депо, 2008 г., троллейбус ВЗТМ-5280, из газеты: "Новый Архангельск" от 6 февраля 2008 г., с. 1.

11 апреля 2008 года троллейбусное движение прекращено, как оказалось теперь на всегда. Изначально троллейбусы встали из-за обрыва высоковольтного кабеля. Затем территорию парка потребовал освободить его владелец - "Брянский капитал". Выделить какую-либо другую пригодную площадку для строительства нового троллейбусного депо "РегионАвтотрансу" мэрия отказалась. Новые троллейбусы ВЗТМ-5280 и ПТ-5280.02 были проданы в Нижний Новгород. Старые троллейбусы ЗиУ-682, ВМЗ-100 и Škoda 14Tr были разрезаны на металлолом.

Становится понятно, что вся авантюра с покупкой трамвайно-троллейбусного предприятия компанией "Оптторг-М" была необходима не для развития троллейбусного движения, а для оттяпывания жирных кусков земле в черте города Архангельска. На территории трамвайного парка на улице Касаткиной в 2017 году был построен и открыт гипермаркет "Леруа Мерлен", а в 2018 году на территории троллейбусного парка на улице Розинга - торговый центр "Рио". Причем, он расположены в стороне от крупных магистралей страдает от нехватки покупателей, так же большая часть торговых площадей в нем пустует.

Вернуть троллейбус в столицу Поморья областные власти планировали в 2010 году, Троллейбусный маршрут должен был связать Петровский парк и улицу Галушина, а троллейбусы отстаиваться в парке городского автобусного перевозчика. Выходить на линию рогатые машины должны за счет автономного хода.

Сейчас российский троллейбус переживает далеко не лучшие времена. Архангельск оказался не первым и далеко не последним городом, где в 21 веке было закрыто троллейбусное движение. Недальновидность и коррупция чиновников привело к тому что троллейбус закрылся в когда-то самом троллейбусном городе на планете - Москве.

Современный троллейбус не зависит от пробок и контактной сети. Современные скоростные стрелки и спецчасти позволяют экологически чистому троллейбусу проезжать их на большой скорости. Благодаря аккумуляторам и функции автономного хода троллейбусные маршруты можно продлить в новые микрорайоны без строительства линии. Достоинства троллейбуса поняли в Европе и сейчас во всю восстанавливают ранее закрытые троллейбусные системы.

А тем временем общественный транспорт в Архангельске после ликвидации трамваев и троллейбусов, так и не стал лучше. По когда-то популярным троллейбусным и трамвайным маршрутах сейчас ездят в основном автобусы ПАЗ-32054, изредка разбавленные средними автобусами ПАЗ "Вектор Некст", МАЗ-206 и ЛиАЗ-4292. На 350-и тысячный город имеется всего 4 больших автобуса. Как говорится, без комментариев....

Часть фотографий взята с замечательного сайта "Старый Архангельск"

Спасибо, что дочитали статью до конца. Ставтье лайк, подписывайтесь на канал. До новых встреч.

Почитайте другие статьи:
Памяти Архангельского трамвая
Памяти Московского троллейбуса. Часть 1. Общая характеристика системы
Памяти Московского троллейбуса. Часть 2. История
Памяти Московского троллейбуса. Часть 3. Подвижной состав