14 октября архангельский троллейбус отметил бы 46-ой день рождения. Сегодня мы познакомимся с историей этой северной троллейбусной системы.
Троллейбусный бум в СССР начался в 1970-е годы после запуска серийного производства троллейбусов ЗиУ-682Б в 1972 году. До этого троллейбусы работали только в более менее крупных городах: Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде и т.п. В провинциальных городах троллейбусное движение отсутствовало. Массовое производство троллейбусов ЗиУ-682 позволило нарастить количество троллейбусных систем в стране. Посмотрите сами: в 1972 году открывается троллейбусное движение в Качканаре, Курске, Липецке; в 1973 году - в Армавире, Барнауле, Махачкале, Рубцовске, Ульяновске; а в 1974-ом в Костроме, Майкопе и Архангельске.
Но, о том, что нужен троллейбус в Архангельске заговорили еще в 1936 году. Троллейбус предлагают запустить по поперечным улицам. Затем запустить троллейбус планировалось в 4-ой пятилетке (1946-1951 г.) - по главному проспекту города - Павлина Виноградова, вместо трамвая, который должны были перенести на параллельный проспект Чумбарова-Лучинского. Но дальше планов дело не пошло.
Окончательное решение о строительстве архангельского троллейбуса было принято в 1969 году. Троллейбусные линии должны пройти по проспекту Павлина Виноградова и улице Энгельса.
14 октября 1974 - состоялось открытие троллейбусного движения по 1-ому маршруту, который соединил Железнодорожный вокзал и Предмостную площадь. Построена троллейбусная линия по улице Энгельса (сейчас - ул. Воскресенская), улице Тимме, улице Гагарина. Построена служебная линия к троллейбусному депо по улице Розинга. Открывали движение новые троллейбусы ЗиУ-682Б. В первой партии их было 18 штук.
В 1976 году построена линия по улице Энгельса. 29 января открыт маршрут № 2. Он соединил магазин "Руслан" ("Богатырь") и Железнодорожный вокзал. С 24 марта начал работу маршрут № 3 от магазина "Руслан" до Предмостной площади. Уже с 6 ноября 1976 года маршруты № 2 и 3 продлены по новой линии до Главпочтамта. Для новых маршрутов поступила партия из 15 троллейбусов ЗиУ-682В.
С 6 октября 1977 года маршрут № 2 продлен до Смольного Буяна по новой линии по Набережной. Продолжают поступать троллейбусы ЗиУ-682В.
В 1982 году организуется дополнительный маршрут № 4 от Железнодорожного вокзала до Главпочтамта.
А с 1 декабря 1982 года маршрут № 1 продлевается до улицы Усть-Двинской. Для продления построена новая линия по Кузнечевскому мосту, улице Таймырской, улице Советской, улице Терехина и улице Адмирала Кузнецова.
С 1 февраля 1984 начал работу маршрут № 5 от улицы Гагарина до улицы Павла Усова. Маршрут прошел по новой линии по Гаражной улице (сейчас - Московский просп.), проспекту Обводный канал. Через год с 1 февраля 1985 года маршрут продлен до улицы Усть-Двинской.
В 1985 году 1-ый маршрут продлевают по новой линии по Маймаксанскому шоссе и улице Победы до Гидролизного завода.
С 12 мая 1986 года начинает работу маршрут № 6 от Железнодорожного вокзала до улицы Павла Усова.
В 1987 году построена линия по улице Победы и улице Капитана Хромцова. По ней продлен маршрут № 1 до Экономии.
С 1988 года начинают поступать троллейбусы ЗиУ-682В-012 [В0А]
В 1991 году на недолгое время организуются маршруты № 1к от Гидролизного завода до Железнодорожного вокзала и № 5А от Железнодорожного вокзала до улицы Усть-Двинской. В том же году они будут отменены.
В 1992 году отменяются маршруты № 2 и 4, 1-ый укорачивается до Гидролизного завода, но позже возвращается на Экономию.
В ноябре 1992 года открывается новая линия по Московскому проспекту. Маршрут № 5 продлевается до улицы Галушина, а маршрут № 6 - отменяется.
С 1993 года начинаются поставки троллейбусов ЗиУ-682Г. В том же году восстанавливаются маршруты № 4 и 6. Маршрут № 2 так и не восстановлен, его контактная сеть по Набережной разобрана.
В 1994 году в Архангельск поступил троллейбус Jelcz ТЕА 120М из Польши. После удачных испытаний было создано предприятие "Северный троллейбус". Предприятие в цехах Механического завода собирало троллейбусы с российским электрооборудованием на базе кузовов польских автобусов Jelcz ТЕА 120М. Новые машины получили заводское обозначение Nordtroll-120МTr. Первые три Нордтролла и 1 один оригинальный польский троллейбус поступили в Архангельск в 1995 году. Еще 4 машины город получил в 1996 году. К концу 1996 года предприятие "Северный троллейбус" было признано банкротом, а производство троллейбусов было перенесено в Владимир и Ижевск. В 1998 году сборка троллейбусов Nordtroll-120МTr была свернута и там.
Отсутствие денежных средств у трамвайно-троллейбусного предприятия и городской мэрии на покупку новых троллейбусов привело к отменен с 1 апреля 1995-ого года маршрутов № 4 и 6.
В июне 1997 года троллейбусы не работали вообще из-за долгов по зарплате перед работниками.
В 1998 году вводится маршрут № 1к от Гидролизного завода до Железнодорожного вокзала. С 10 июня 1998 года маршрут № 3 продлевается до улицы Усть-Двинской, восстанавливается маршрут № 6.
В 2000-2002 год в архангельск поступают 2 машины ВМЗ-100 и 3 машины ВМЗ-170.
С 5 марта 2001 вводится маршрут № 3к от Петровского парка до Предмостной площади.
Из-за нехватки рабочих троллейбусов друг за другом отменяются маршруты: в январе 2002 - отменяется № 1к; с 1 февраля 2002 - закрыт № 1; маршрут № 3к - отменен, а маршрут № 3 укорочен до Предмостной площади. С 5 марта 2002 года начинает работу новый маршрут № 7 от улицы Галушина до Петровского парка, на нем работают освободившиеся троллейбусы с маршрута № 1, но и он проработает не долго: с 21 мая будет отменен.
При всей перетрубации и экспериментами с маршрутной сетью большую часть 2002 года троллейбусы стояли. в феврале - из-за отключения за долги электроэнергии, а в апреле - из-за долгов по зарплате.
С 12 февраля 2003 года в очередной раз отменяется маршрут № 6. Остается два маршруты № 3 и № 5.
Троллейбусами должны были заменить трамваи после их закрытия на Троицком проспекте. Но, потеря популярных трамвайных маршрутов в центре города привела к вводу на трамвайно-троллейбусном предприятии внешнего управления в мае 2003 года.
После окончательного закрытия трамвайного движения в 2004 году планируется дальнейшее развитие троллейбуса: строительство линий по Троицкому и Ленинградскому проспектам.
В 2004 году так же троллейбусный парк пополнился 2 старыми троллейбусами из Вологды: ЗиУ-682Г [Г00] и ЗиУ-682В [В00].
С февраля 2005 года троллейбусное движение остановилось из-за долгов за электричество. В октябре 2005 года обанкротившиеся трамвайно-троллейбусное предприятие было куплено московской компанией "Оптторг-М". Новый владелец выкупил у таможни, приобретенные еще в мае 2005 года 13 старых троллейбусов Škoda 14Tr из Чехии. Обновление парка техники позволило с 1 декабря 2006 года восстановить маршрут № 6.
В августе 2006 года маршрут № 5 был направлен до Железнодорожного вокзала (вместо улицы Галушина) маршрут № 6 - отменен, из-за ремонтов на теплотрассе на проспекте Обводный канал. 5-ый маршрут, самый популярный в городе, из-за ремонта лишился самого "хлебного" участка, что окончательно подкосило предприятие.
С 28 сентября 2006 - троллейбусное движение в очередной раз прекращено из-за долгов за электроэнергию, предприятие "Оптторг-М" признано банкротом. Троллейбусный парк перешел в руки другой конторе - "Брянский капитал".
В ноябре 2007 года - троллейбус начал восстанавливать инвестор, предприятие "Регион Автотранс". Они вернули к жизни 10 из 45 машин, и с 1 декабря 2007 года начал работу маршрут № 3у от Предмостной площади до магазина "Богатырь". С 25 декабря маршрут получил свой исторический № 3 и продлен до Петровского парка.
Новый владелец начал активное обновление парка - в 2008 году поступили 10 троллейбусов ВЗТМ-5280 и 2 троллейбуса ПТ-5280.02. Новые машины вышли на маршрут с 1 февраля 2008 года.
11 апреля 2008 года троллейбусное движение прекращено, как оказалось теперь на всегда. Изначально троллейбусы встали из-за обрыва высоковольтного кабеля. Затем территорию парка потребовал освободить его владелец - "Брянский капитал". Выделить какую-либо другую пригодную площадку для строительства нового троллейбусного депо "РегионАвтотрансу" мэрия отказалась. Новые троллейбусы ВЗТМ-5280 и ПТ-5280.02 были проданы в Нижний Новгород. Старые троллейбусы ЗиУ-682, ВМЗ-100 и Škoda 14Tr были разрезаны на металлолом.
Становится понятно, что вся авантюра с покупкой трамвайно-троллейбусного предприятия компанией "Оптторг-М" была необходима не для развития троллейбусного движения, а для оттяпывания жирных кусков земле в черте города Архангельска. На территории трамвайного парка на улице Касаткиной в 2017 году был построен и открыт гипермаркет "Леруа Мерлен", а в 2018 году на территории троллейбусного парка на улице Розинга - торговый центр "Рио". Причем, он расположены в стороне от крупных магистралей страдает от нехватки покупателей, так же большая часть торговых площадей в нем пустует.
Вернуть троллейбус в столицу Поморья областные власти планировали в 2010 году, Троллейбусный маршрут должен был связать Петровский парк и улицу Галушина, а троллейбусы отстаиваться в парке городского автобусного перевозчика. Выходить на линию рогатые машины должны за счет автономного хода.
Сейчас российский троллейбус переживает далеко не лучшие времена. Архангельск оказался не первым и далеко не последним городом, где в 21 веке было закрыто троллейбусное движение. Недальновидность и коррупция чиновников привело к тому что троллейбус закрылся в когда-то самом троллейбусном городе на планете - Москве.
Современный троллейбус не зависит от пробок и контактной сети. Современные скоростные стрелки и спецчасти позволяют экологически чистому троллейбусу проезжать их на большой скорости. Благодаря аккумуляторам и функции автономного хода троллейбусные маршруты можно продлить в новые микрорайоны без строительства линии. Достоинства троллейбуса поняли в Европе и сейчас во всю восстанавливают ранее закрытые троллейбусные системы.
А тем временем общественный транспорт в Архангельске после ликвидации трамваев и троллейбусов, так и не стал лучше. По когда-то популярным троллейбусным и трамвайным маршрутах сейчас ездят в основном автобусы ПАЗ-32054, изредка разбавленные средними автобусами ПАЗ "Вектор Некст", МАЗ-206 и ЛиАЗ-4292. На 350-и тысячный город имеется всего 4 больших автобуса. Как говорится, без комментариев....
Часть фотографий взята с замечательного сайта "Старый Архангельск"
Спасибо, что дочитали статью до конца. Ставтье лайк, подписывайтесь на канал. До новых встреч.
Почитайте другие статьи:
Памяти Архангельского трамвая
Памяти Московского троллейбуса. Часть 1. Общая характеристика системы
Памяти Московского троллейбуса. Часть 2. История
Памяти Московского троллейбуса. Часть 3. Подвижной состав