Вот и еще одно здание в Москве окружают временным строительным забором. На территории уже снуют рабочие в зеленых жилетах, рычит техника и, словно грибы, из ниоткуда появляются все новые и новые бытовки. В скором времени на этом месте не останется ничего, напоминающего о прошлом страны под названием СССР, поэтому давайте отдадим дань уважения зданию и вместе вспомним его славную историю с печальным концом.
В мае 1941 года на Свалочном шоссе (именно так раньше назывался один из участков нынешней улицы Вавилова) было построено здание автобазы Академии Наук. Здание получилось необычным, так как архитектор Павел Моргунов задумал его в стиле советского ар-деко. В строительстве также принимал участие инженер Юрий Фельзер, создавший ранее гараж Наркомпочтеля - одно из первых отечественных железобетонных сооружений.
На балансе автопредприятия Академии Наук к тому времени насчитывалось 130 автомобилей. Новая база могла вместить до 250 единиц техники. В разгар перевода машин и оборудования в свежевыстроенное здание началась война, которая внесла в деятельность АН свои непоправимые коррективы. Более половины автомобилей ушли на нужды фронта, а сама автобаза была передана Наркомату Обороны для ремонта боевой техники. Верой и правдой она служила правому делу до самого окончания войны, после чего в 1945 году была возвращена Академии Наук.
Автопарк начал пополняться новенькими ЗИСами, ЗИЛами, ГАЗами, вместе с этим обновлялась и сама автобаза - открывались новые цеха, увеличивался штат сотрудников. Появились собственная диспетчерская служба, кабинет безопасности движения и технический класс, а также помещения для общественных организаций автобазы, столовая и даже актовый зал для проведения торжественных мероприятий.
В лучшие годы количество автомобилей на базе достигало 800 единиц, включая легковушки, грузовики и автобусы. Закономерно назрел вопрос о расширении здания. Но пока великие умы работали сперва над обоснованием реконструкции, а затем над разработкой проекта, Советский Союз рухнул, и необходимость в обновлении отпала сама собой. Хозяйственная деятельность предприятий РАН была значительно упрощена, поэтому новые экономисты посчитали, что старой базы им вполне достаточно.
Обслуживание сотрудников теперь уже Российской Академии Наук легло на плечи созданного в 90-х годах Производственного объединения "Академавтотранс". Оно же параллельно вело на территории автобазы коммерческую деятельность: ремонтировало и обслуживало автомобили частных лиц, продавало автозапчасти, проводило техосмотры, занималось мойкой автомобилей и даже обучало вождению в собственной автошколе. По большому счету, некогда ведомственный гараж превратился в крупный автотехцентр, совмещающий основную деятельность с коммерцией.
Автопарк для нужд Академии со временем был значительно сокращен. "Академавтотранс" не мог позволить себе приобретать новые автомобили в связи с высокими налогами и низкими тарифами на перевозки, и все вопросы обновления техники решались только через Президиум РАН. Основная деятельность предприятия оказалась убыточной, поэтому водителям платили мало, а капитальный ремонт уставших зданий растянулся на долгие годы.
Некогда могущественное подразделение, имевшее в былые годы собственный пионерлагерь, турбазу, детские сады, обеспечивавшее сотрудников путевками на курорты и в санатории, жильем и медицинским обслуживанием, превратилось в печальное зрелище. Новые сотрудники сюда шли уже неохотно, а старые дорабатывали до пенсии и уходили со слезами на глазах, стараясь не оборачиваться, чтобы не ворошить прошлое.
В 2017 году Производственное объединение "Академавтотранс" было ликвидировано. Вскоре после того, как последний автомобиль покинул базу РАН, просторные помещения здания облюбовали киношники. Они использовали их в качестве съемочных павильонов, поэтому вполне возможно, что один из ваших любимых российских фильмов снимали именно здесь.
Что же ждет автобазу в ближайшем будущем? Увы, ее судьба предрешена. Земля под зданием находится в распоряжении Фонда реновации, который планирует возвести на этом месте около 135 тысяч квадратных метров жилья, предназначенного как для переселения людей из ветхих и аварийных домов, так и для продажи. Уже озвучены и сроки окончания строительства - декабрь 2028 года.
Просьба всех тех, кто имел отношение к автобазе РАН, дать в комментариях свою оценку происходящим преобразованиям.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме.
Впереди еще очень много интересного. Многие из новых публикаций не отображаются в новостной ленте, поэтому рекомендую иногда заходить на страницу https://dzen.ru/pomoskve , чтобы видеть все обновления!
Поддержать канал «Пешком по Москве» вы можете по ссылке или по номеру карты 5536 9138 1771 9947