Начинаем разговор о лунных горах на снимках НАСА. Чтобы вы могли понять, какой высоты они были в реальности, и почему в некоторых "экспедициях" их нет, необходимо вначале сказать несколько слов о типичных сроках производства кинофильмов. Оказывается, эти два вопроса - высота гор и сроки производства кинофильма, взаимосвязаны.
Вот ехал я по Москве, а на билбордах сейчас - реклама фильма "Джон Уик-4" с Киану Ривзом. Сейчас апрель 2023 года, и фильм только вышел в прокат. А начались съёмки этого фильма в июне 2021 года, т.е. почти 2 года назад. Летом 2021 года начался съёмочный период. А отбор предполагаемых мест съёмок (Берлин, Париж, Нью-Йорк и Япония) и отбор актёров (кастинг) начался ещё раньше - это было в подготовительном периоде. А до подготовительного периода писался и утверждался сценарий. С момента написания сценария до выхода фильма в прокат проходит примерно 3 года.
Рассказывая в трёх статьях (№№ 103, 104 и 105) про съёмки фильма на космическую тематику, "Цель назначения - Луна" (1949 г.), я специально акцентировал внимание на продолжительности подготовительного и съёмочного периодов.
Подготовка к павильонным и натурным съемкам (построение декораций, макетов, выбор мест съёмок и пр.) заняла почти целый год. Сами съёмки длились полтора месяца, а потом ещё полгода - монтаж, озвучание и печать финальной копии.
Я специально останавливаюсь на этих периодах, чтобы вы понимали, сколько времени уходит на полуторачасовой фильм. А на сериал под названием "Аполлон-11" времени ушло гораздо больше: премьера была назначена на июль 1969 года, а снимать начали уже в 1966 году.
Однако в 1966 году, когда в павильоне начались съёмки первой высадки на Луну под названием "Аполлон-11", Стенли Кубрик ещё не завершил разработку технологии проекции гор на большой фоновой киноэкран. Об этой технологии мы рассказывали в статье № 195.
Поэтому в фотоальбоме "Аполлон-11" вы не увидите горного "лунного" пейзажа. Как правило, сразу за тенью лунного модуля луна заканчивалась, и дальше начинался чёрный бархат.
Я знаю, что НАСА придумало оправдание такому "эффекту" - якобы лунный модуль сел в углубление.
Но чтобы хоть как-то создать иллюзию удалённого горизонта с другой стороны от лунного модуля, к насыпному грунту подрисовывалась на заднике полоса горизонта. Возьмём типичную фотографию из альбома "Аполлон-11", снятую по свету в другом направлении - например, из той же кассеты, через 10 кадров, снимок AS-11-40-5938.
Стоит чуть-чуть увеличить эту фотографию, как тут же становится заметна резкая граница, отделяющая горизонтальную плоскость с насыпным грунтом от вертикальной плоскости задника.
В этом месте, на границе двух плоскостей, происходит заметная смена фактуры - рисованный фон на заднике выглядит "замыленным".
Когда вы смотрите видеоролик с песней "Последняя электричка" (музыка Д.Тухманова, слова М.Ножкина), вы сразу понимаете, что часть импровизированной железной дороги расположена горизонтально, а уходящий к горизонту участок нарисован на заднике в вертикальной плоскости.
Точно также и я, разглядывая снимки "Аполлона-11", сделанные (по словам НАСА) на Луне, сразу вижу, где проходит граница рисованного задника. Посмотрите на снимок 5958 из той же кассеты (из того же "магазина") - здесь линия раздела просто бросается в глаза.
Художники Голливуда - мастера рисованных задников.
Глядя, например, на вечерние сцены фильма "Звуки музыки" (196 г.), вы не сразу поймёте, что деревья на фоне нарисованные.
И только при высветлении кадра становится ясным, где проходит граница рисованной декорации.
В фильме "Мэри Поппинс" 1964 года есть эпизод, когда нянек уносит ветром. Этот эпизод полностью снят в павильоне, нянек изображали переодетые каскадёры, подвешенные на трапециях, а фон за оградой - деревья - был нарисован художником.
В 2016 году вышла книга "Искусство голливудского фона" (The Art of the Hollywood Backdrop), в которой более 300 иллюстраций.
Вот некоторые примеры из неё:
Вот здесь (снимок ниже) персонажи фильма выходят из "диспетчерской", и при открывании двери видна часть аэродрома с самолётом. Обратите внимание на вид облаков над самолётом и сравните с верхним снимком.
Технология рисованного задника настолько хорошо отработана в кинематографе, что художникам Голливуда не стоило большого труда "подрисовать" продолжение "лунной" поверхности для кадров "Аполлона-11".
Как сделать так, чтобы фон на "Луне" был равномерно освещён, как будто солнечным светом? В кино поступают очень просто, взгляните на декорацию к фильму "Нулевая видимость". Задник равномерно высвечивают большим количеством осветительных приборов. А эффект солнечного света, например, если нужны тени от камней в глубине "лунного" кадра, просто подрисовывают.
Производство сериала под названием "Аполлон" - процесс очень долгий, требует тщательной подготовки. Поэтому съёмки той или иной миссии начинались примерно за 3 года до премьеры. Так, съёмки "Аполлона-11" начались в 1966 году и продолжались в 1967 году, а премьера состоялась только через 3 года после начала съёмок. В день премьеры, 16 июля 1969 года, в прямом эфире был показан красочный фейерверк - взлёт ракеты-носителя "Сатурн-5". Всё остальное к этому моменту уже было отснято и озвучено.
В 1966 году Стенли Кубрик ещё не завершил работы над фронтпроекцией, с помощью которой в павильоне можно было реалистично изобразить горы на заднем плане, проецируя их с диапозитива на 32-метровый по ширине экран.
Если вы пересмотрите ещё раз пролог фильма "2001. Космическая одиссея", то убедитесь, что главная задача, которая стояла перед Кубриком в эпизоде "На заре человечества" - это как раз проекция гор на задний план методом фронтпроекции.
Об этом методе у нас была подробная статья:
Но к "первой высадке на Луну" Кубрик не успел, поэтому в первых миссиях, "Аполлон-11" и "Аполлон-12", на "лунных" фотографиях ещё нет гигантских гор на фоне. Они появятся позже.
Эти горы будут спроецированы с большого по размеру диапозитива (20 х 25 см) на световозвращающий экран. И если относительно "Космической одиссеи" известно, что горы были отсняты в Африке, в пустыне Намибии, то вот относительно лунных гор многие задаются вопросом - где они были отсняты и какой высоты были на самом деле?
Об этом мы поговорим в следующей статье.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!