196. Почему в альбоме "Аполлон-11" мы не видим лунных гор на горизонте?

6,4K прочитали

Начинаем разговор о лунных горах на снимках НАСА. Чтобы вы могли понять, какой высоты они были в реальности, и почему в некоторых "экспедициях" их нет, необходимо вначале сказать несколько слов о типичных сроках производства кинофильмов. Оказывается, эти два вопроса - высота гор и сроки производства кинофильма, взаимосвязаны.

Вот ехал я по Москве, а на билбордах сейчас - реклама фильма "Джон Уик-4" с Киану Ривзом. Сейчас апрель 2023 года, и фильм только вышел в прокат. А начались съёмки этого фильма в июне 2021 года, т.е. почти 2 года назад. Летом 2021 года начался съёмочный период. А отбор предполагаемых мест съёмок (Берлин, Париж, Нью-Йорк и Япония) и отбор актёров (кастинг) начался ещё раньше - это было в подготовительном периоде. А до подготовительного периода писался и утверждался сценарий. С момента написания сценария до выхода фильма в прокат проходит примерно 3 года.

Рассказывая в трёх статьях (№№ 103, 104 и 105) про съёмки фильма на космическую тематику, "Цель назначения - Луна" (1949 г.), я специально акцентировал внимание на продолжительности подготовительного и съёмочного периодов.

Подготовка к павильонным и натурным съемкам (построение декораций, макетов, выбор мест съёмок и пр.) заняла почти целый год. Сами съёмки длились полтора месяца, а потом ещё полгода - монтаж, озвучание и печать финальной копии.
Я специально останавливаюсь на этих периодах, чтобы вы понимали, сколько времени уходит на полуторачасовой фильм. А на сериал под названием "Аполлон-11" времени ушло гораздо больше: премьера была назначена на июль 1969 года, а снимать начали уже в 1966 году.

Однако в 1966 году, когда в павильоне начались съёмки первой высадки на Луну под названием "Аполлон-11", Стенли Кубрик ещё не завершил разработку технологии проекции гор на большой фоновой киноэкран. Об этой технологии мы рассказывали в статье № 195.

Поэтому в фотоальбоме "Аполлон-11" вы не увидите горного "лунного" пейзажа. Как правило, сразу за тенью лунного модуля луна заканчивалась, и дальше начинался чёрный бархат.

Снимок AS-11-40-5928 из фотоальбома "Аполлон-11" - манекен астронавта около муляжа лунного модуля
Снимок AS-11-40-5928 из фотоальбома "Аполлон-11" - манекен астронавта около муляжа лунного модуля

Я знаю, что НАСА придумало оправдание такому "эффекту" - якобы лунный модуль сел в углубление.

Но чтобы хоть как-то создать иллюзию удалённого горизонта с другой стороны от лунного модуля, к насыпному грунту подрисовывалась на заднике полоса горизонта. Возьмём типичную фотографию из альбома "Аполлон-11", снятую по свету в другом направлении - например, из той же кассеты, через 10 кадров, снимок AS-11-40-5938.

Снимок AS-11-40-5938 из фотоальбома "Аполлон-11
Снимок AS-11-40-5938 из фотоальбома "Аполлон-11

Стоит чуть-чуть увеличить эту фотографию, как тут же становится заметна резкая граница, отделяющая горизонтальную плоскость с насыпным грунтом от вертикальной плоскости задника.

Фрагмент снимка AS-11-40-5938. Хорошо видна граница раздела двух фактур.
Фрагмент снимка AS-11-40-5938. Хорошо видна граница раздела двух фактур.

В этом месте, на границе двух плоскостей, происходит заметная смена фактуры - рисованный фон на заднике выглядит "замыленным".

Когда вы смотрите видеоролик с песней "Последняя электричка" (музыка Д.Тухманова, слова М.Ножкина), вы сразу понимаете, что часть импровизированной железной дороги расположена горизонтально, а уходящий к горизонту участок нарисован на заднике в вертикальной плоскости.

Начинаем разговор о лунных горах на снимках НАСА.-4

Точно также и я, разглядывая снимки "Аполлона-11", сделанные (по словам НАСА) на Луне, сразу вижу, где проходит граница рисованного задника. Посмотрите на снимок 5958 из той же кассеты (из того же "магазина") - здесь линия раздела просто бросается в глаза.

Фрагмент снимка AS-11-40-5958
Фрагмент снимка AS-11-40-5958

Художники Голливуда - мастера рисованных задников.

Начинаем разговор о лунных горах на снимках НАСА.-6

Глядя, например, на вечерние сцены фильма "Звуки музыки" (196 г.), вы не сразу поймёте, что деревья на фоне нарисованные.

Кадр из фильма "Звуки музыки"
Кадр из фильма "Звуки музыки"

Кадр из фильма "Звуки музыки"
Кадр из фильма "Звуки музыки"

И только при высветлении кадра становится ясным, где проходит граница рисованной декорации.

Съёмка вечерней сцены в декорации
Съёмка вечерней сцены в декорации

В фильме "Мэри Поппинс" 1964 года есть эпизод, когда нянек уносит ветром. Этот эпизод полностью снят в павильоне, нянек изображали переодетые каскадёры, подвешенные на трапециях, а фон за оградой - деревья - был нарисован художником.

Рабочий момент съёмок фильма "Мэри Поппинс" (1964)
Рабочий момент съёмок фильма "Мэри Поппинс" (1964)

В 2016 году вышла книга "Искусство голливудского фона" (The Art of the Hollywood Backdrop), в которой более 300 иллюстраций.

Вот некоторые примеры из неё:

Декорация для фильма "Нулевая видимость" (1936 г.)
Декорация для фильма "Нулевая видимость" (1936 г.)

Вот здесь (снимок ниже) персонажи фильма выходят из "диспетчерской", и при открывании двери видна часть аэродрома с самолётом. Обратите внимание на вид облаков над самолётом и сравните с верхним снимком.

Кадр из фильма "Нулевая видимость"
Кадр из фильма "Нулевая видимость"

Кадр из фильма "Нулевая видимость" (1936 г.). За окнами якобы находится аэродром.
Кадр из фильма "Нулевая видимость" (1936 г.). За окнами якобы находится аэродром.

Технология рисованного задника настолько хорошо отработана в кинематографе, что художникам Голливуда не стоило большого труда "подрисовать" продолжение "лунной" поверхности для кадров "Аполлона-11".

Как сделать так, чтобы фон на "Луне" был равномерно освещён, как будто солнечным светом? В кино поступают очень просто, взгляните на декорацию к фильму "Нулевая видимость". Задник равномерно высвечивают большим количеством осветительных приборов. А эффект солнечного света, например, если нужны тени от камней в глубине "лунного" кадра, просто подрисовывают.

Производство сериала под названием "Аполлон" - процесс очень долгий, требует тщательной подготовки. Поэтому съёмки той или иной миссии начинались примерно за 3 года до премьеры. Так, съёмки "Аполлона-11" начались в 1966 году и продолжались в 1967 году, а премьера состоялась только через 3 года после начала съёмок. В день премьеры, 16 июля 1969 года, в прямом эфире был показан красочный фейерверк - взлёт ракеты-носителя "Сатурн-5". Всё остальное к этому моменту уже было отснято и озвучено.

В 1966 году Стенли Кубрик ещё не завершил работы над фронтпроекцией, с помощью которой в павильоне можно было реалистично изобразить горы на заднем плане, проецируя их с диапозитива на 32-метровый по ширине экран.

Если вы пересмотрите ещё раз пролог фильма "2001. Космическая одиссея", то убедитесь, что главная задача, которая стояла перед Кубриком в эпизоде "На заре человечества" - это как раз проекция гор на задний план методом фронтпроекции.

Кадр из фильма "2001. Космическая одиссея", пролог.
Кадр из фильма "2001. Космическая одиссея", пролог.
Кадр из фильма "2001. Космическая одиссея", пролог.
Кадр из фильма "2001. Космическая одиссея", пролог.

Об этом методе у нас была подробная статья:

Но к "первой высадке на Луну" Кубрик не успел, поэтому в первых миссиях, "Аполлон-11" и "Аполлон-12", на "лунных" фотографиях ещё нет гигантских гор на фоне. Они появятся позже.

Эти горы будут спроецированы с большого по размеру диапозитива (20 х 25 см) на световозвращающий экран. И если относительно "Космической одиссеи" известно, что горы были отсняты в Африке, в пустыне Намибии, то вот относительно лунных гор многие задаются вопросом - где они были отсняты и какой высоты были на самом деле?

Об этом мы поговорим в следующей статье.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!