Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени были отработаны в киносъёмочных павильонах Голливуда.
Вы уже знаете, что кадры с невесомостью в миссиях "Аполлон" в 1969-72 гг. снимали точно также, как и в 1949 году в фильме "Место назначения - Луна" - с помощью подвески актёра на тонких тросах и поворота декорации относительно естественного положения. Об этом у нас была подробная статья "104. Как создавали эффект невесомости при полете на Луну в 1969 и в 1949 году?". Несложно догадаться, что и лунные пейзажи для "Аполлониады" создавались по тем же киношным лекалам.
Хотите узнать, как на самом деле выглядели лунные пейзажи? Смотрите фотографии рабочих моментов со съёмочных площадок американских космических фильмов. К счастью, таких фотографий можно найти достаточное количество, и мы сейчас вам их покажем, например, со съёмок того же фильма, о котором шла речь в последних двух статьях (№103 про старт ракеты и №104 - про создание невесомости).
Фильм "Место назначения - Луна" получил награду "Оскар" в 1951 году за создание спецэффектов и номинацию за лучшую работу художника-постановщика, т.е. на тот момент времени это был передовой край создания фильмов космической кинофантастики.
Как пишет Википедия:
Новаторская для своего времени работа, первая цветная полнометражная научно-фантастическая лента в истории кинематографа США, оказавшая значительное влияние на последующее развитие жанра.
По сюжету фильма высадка происходит в районе кратера Гарпал (Море Холода), поэтому вокруг много гор.
Для более реалистичного создания кратера Гарпал использовались свежие фотографии поверхности Луны, сделанные в обсерватории Паломар с помощью 5-метрового телескопа, который с 1949 по 1975 год был самым большим телескопом в мире.
Когда же НАСА приступило к съёмкам сериала под названием "Аполлониада" (а подготовка съёмочных павильонов началась ещё в 1965 году), то для создания лунных пейзажей использовались не только фотографии лунной поверхности, полученные с земных телескопов, но и фотографии, полученные с помощью 5 аппаратов "Лунар орбитер", которые отправлялись к Луне, начиная с августа 1966 года. Время их работы составляло менее двух недель, снимки имели разрешение до 20 метров и покрывали почти 99% всей лунной поверхности, а для 36 потенциальных мест посадки (как пишут американские источники, хотя верится трудом) были сделаны снимки с разрешением в 2 метра.
Поэтому лунные пейзажи, которые мир увидел в 1969 году в сериале "Аполлон" были наиболее приближены к реальному лунному ландшафту, по сравнению с тем, что зрители увидели в фильме "Место назначения - Луна". В 1949 году художник изобразил лунную поверхность с сильной эрозией, как будто после засухи, чего, конечно, нет на Луне.
Подготовка к павильонным и натурным съемкам (построение декораций, макетов, выбор мест съёмок и пр.) заняла почти целый год. Сами съёмки длились полтора месяца, а потом ещё полгода - монтаж, озвучание и печать финальной копии.
Я специально останавливаюсь на этих периодах, чтобы вы понимали, сколько времени уходит на полуторачасовой фильм. А на сериал под названием "Аполлон-11" времени ушло гораздо больше: премьера была назначена на июль 1969 года, а снимать начали уже в 1966 году.
С чего же начинается эпизод пребывания на спутнике Земли в фильме "Место назначения - Луна"? Вы не поверите! Он начинается с такого кадра, про который защитники НАСА говорят, что его невозможно снять в павильоне, можно только на Луне. Это - круговая панорама. Два астронавта выглядывают из люка на верху космического корабля, и перед их глазами открывается величественная панорама, которая длится больше минуты. Конечно, автомобильные лампочки на фоне чёрного бархата, которые изображают звёзды, выглядят неестественно огромными и сильно "смазывают" впечатление.
Во время панорамы, которая длится 77 секунд, видно небольшое смещение звёзд относительно горных вершин, что говорит о том, что горы и звёздное небо расположены в разных плоскостях.
Вот как это выглядит в кино:
Когда камера показывает лунную панораму — то это на самом деле 4-метровая картина художника Чесли Бонестелла движется на колесиках мимо неподвижной камеры. Для того, чтоб звезды были ярче, в картине проделали 534 дырки и светили в них с обратной стороны.
Участок лунной поверхности там, где села ракета, был полностью воссоздан в павильоне. Его строительство заняло около двух месяцев. И звёзды здесь - автомобильные лампочки на фоне чёрного бархата.
В реальном размере была построена только нижняя часть ракеты.
Крупные камни и небольшие горы в том месте, где действовали актёры, были объемными, а горы на заднем плане были нарисованы художником.
Иногда порой трудно понять, где заканчивается бутафорская объемная гора, и с какого места начинается гора, нарисованная на плоском заднике.
В тех кадрах, где видна ракета целиком, использовалась уменьшенная копия ракеты.
А в некоторых кадрах, вполне возможно, ракета была просто нарисована на заднике.
Точно такой же принцип построения кадра мы видим и в лунных миссиях НАСА 1969-72 гг. Вот на фотографии якобы астронавт из миссии "Аполлон-12" подошёл якобы к Сервейеру. Однако лунный модуль на заднем плане - всего лишь миниатюра, уменьшенная копия.
Горы и возвышенности вблизи на снимках НАСА - это выполненные в объеме макеты. А горы вдали - это проекция картинки на плоский задник. Там сзади либо киноэкран, на который проецируется слайд с видом горы - так делались ФОТОГРАФИИ, об этом мы писали, например, в статье "25. Самая известная лунная фотография из миссии "Аполлон-15" снята в павильоне методом фронтпроекции", а также в статье "28. Восемь фотографий у американского флага, или Нападение людей-грибов".
Либо на фоне вообще - нарисованный художником задник с лунным пейзажем. А чтобы этот задник как можно меньше "читался", изображение показывали в очень низком разрешении, "замыленным" - как бы съёмка ТЕЛЕКАМЕРОЙ. При этом граница, где заканчивается насыпной в павильоне грунт и начинается нарисованный задник, становилась малозаметной.
Для создания эффекта малой лунной гравитации в фильме "Место назначения - Луна" актёров подвешивали на двух тросах. При одном тросе актёр крутился бы вокруг оси при подъеме.
Потом в фильме эти тросы затирались.
Вот как этот момент выглядит в кино:
В "лунных миссиях" НАСА применяли ту же технологию подвески "астронавтов" на тросах. И если в симуляторе во время прямого эфира это не скрывали,
то потом, в миссиях "Аполлон", этот приём старались использовать осторожно, и поэтому актёров не поднимали слишком высоко. К тому же, чтобы эффект подъёма на лонже как можно меньше был похож на земной, прыжки замедляли в 2,5 раза за счет изменения скорости съёмки.
В так называемых лунных миссиях НАСА (1969-1972 гг.) для создания в павильоне лунных ландшафтов, использовались киноприёмы, которые широко применялись в те годы на киностудиях - дальние горы и дальняя часть пейзажа находились на заднике.
Над этими задниками посмеялись в бондиане "Бриллианты навсегда" (1971 г.), изобразив дальние горы в виде разрисованной фанерной подставки. По сюжету фильма Джеймс Бонд попадает в закрытую "Зону-51", где в строгой секретности происходят съёмки высадки американцев на Луну.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!