105. Как вблизи выглядели лунные горные пейзажи?

3,2K прочитали

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени были отработаны в киносъёмочных павильонах Голливуда.

Вы уже знаете, что кадры с невесомостью в миссиях "Аполлон" в 1969-72 гг. снимали точно также, как и в 1949 году в фильме "Место назначения - Луна" - с помощью подвески актёра на тонких тросах и поворота декорации относительно естественного положения. Об этом у нас была подробная статья "104. Как создавали эффект невесомости при полете на Луну в 1969 и в 1949 году?". Несложно догадаться, что и лунные пейзажи для "Аполлониады" создавались по тем же киношным лекалам.

Хотите узнать, как на самом деле выглядели лунные пейзажи? Смотрите фотографии рабочих моментов со съёмочных площадок американских космических фильмов. К счастью, таких фотографий можно найти достаточное количество, и мы сейчас вам их покажем, например, со съёмок того же фильма, о котором шла речь в последних двух статьях (№103 про старт ракеты и №104 - про создание невесомости).

Фильм "Место назначения - Луна" получил награду "Оскар" в 1951 году за создание спецэффектов и номинацию за лучшую работу художника-постановщика, т.е. на тот момент времени это был передовой край создания фильмов космической кинофантастики.

Как пишет Википедия:

Новаторская для своего времени работа, первая цветная полнометражная научно-фантастическая лента в истории кинематографа США, оказавшая значительное влияние на последующее развитие жанра.

По сюжету фильма высадка происходит в районе кратера Гарпал (Море Холода), поэтому вокруг много гор.

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...
Кратер Гарпал
Кратер Гарпал

Для более реалистичного создания кратера Гарпал использовались свежие фотографии поверхности Луны, сделанные в обсерватории Паломар с помощью 5-метрового телескопа, который с 1949 по 1975 год был самым большим телескопом в мире.

Обсерватория Паломар, штат Калифорния
Обсерватория Паломар, штат Калифорния

Когда же НАСА приступило к съёмкам сериала под названием "Аполлониада" (а подготовка съёмочных павильонов началась ещё в 1965 году), то для создания лунных пейзажей использовались не только фотографии лунной поверхности, полученные с земных телескопов, но и фотографии, полученные с помощью 5 аппаратов "Лунар орбитер", которые отправлялись к Луне, начиная с августа 1966 года. Время их работы составляло менее двух недель, снимки имели разрешение до 20 метров и покрывали почти 99% всей лунной поверхности, а для 36 потенциальных мест посадки (как пишут американские источники, хотя верится трудом) были сделаны снимки с разрешением в 2 метра.

Поэтому лунные пейзажи, которые мир увидел в 1969 году в сериале "Аполлон" были наиболее приближены к реальному лунному ландшафту, по сравнению с тем, что зрители увидели в фильме "Место назначения - Луна". В 1949 году художник изобразил лунную поверхность с сильной эрозией, как будто после засухи, чего, конечно, нет на Луне.

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-4

Подготовка к павильонным и натурным съемкам (построение декораций, макетов, выбор мест съёмок и пр.) заняла почти целый год. Сами съёмки длились полтора месяца, а потом ещё полгода - монтаж, озвучание и печать финальной копии.

Я специально останавливаюсь на этих периодах, чтобы вы понимали, сколько времени уходит на полуторачасовой фильм. А на сериал под названием "Аполлон-11" времени ушло гораздо больше: премьера была назначена на июль 1969 года, а снимать начали уже в 1966 году.

С чего же начинается эпизод пребывания на спутнике Земли в фильме "Место назначения - Луна"? Вы не поверите! Он начинается с такого кадра, про который защитники НАСА говорят, что его невозможно снять в павильоне, можно только на Луне. Это - круговая панорама. Два астронавта выглядывают из люка на верху космического корабля, и перед их глазами открывается величественная панорама, которая длится больше минуты. Конечно, автомобильные лампочки на фоне чёрного бархата, которые изображают звёзды, выглядят неестественно огромными и сильно "смазывают" впечатление.

Здесь звезды - это лампочки.
Здесь звезды - это лампочки.

Во время панорамы, которая длится 77 секунд, видно небольшое смещение звёзд относительно горных вершин, что говорит о том, что горы и звёздное небо расположены в разных плоскостях.

Начало лунной панорамы
Начало лунной панорамы

Конец лунной панорамы
Конец лунной панорамы

Вот как это выглядит в кино:

Когда камера показывает лунную панораму — то это на самом деле 4-метровая картина художника Чесли Бонестелла движется на колесиках мимо неподвижной камеры. Для того, чтоб звезды были ярче, в картине проделали 534 дырки и светили в них с обратной стороны.

Участок лунной поверхности там, где села ракета, был полностью воссоздан в павильоне. Его строительство заняло около двух месяцев. И звёзды здесь - автомобильные лампочки на фоне чёрного бархата.

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-8

В реальном размере была построена только нижняя часть ракеты.

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-9

Крупные камни и небольшие горы в том месте, где действовали актёры, были объемными, а горы на заднем плане были нарисованы художником.

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-10
Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-11

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-12

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-13

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-14

Иногда порой трудно понять, где заканчивается бутафорская объемная гора, и с какого места начинается гора, нарисованная на плоском заднике.

Кадр из фильма "Место назначения - Луна"
Кадр из фильма "Место назначения - Луна"
Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-16
Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-17
Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-18
Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-19

В тех кадрах, где видна ракета целиком, использовалась уменьшенная копия ракеты.

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-20

А в некоторых кадрах, вполне возможно, ракета была просто нарисована на заднике.

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-21

Точно такой же принцип построения кадра мы видим и в лунных миссиях НАСА 1969-72 гг. Вот на фотографии якобы астронавт из миссии "Аполлон-12" подошёл якобы к Сервейеру. Однако лунный модуль на заднем плане - всего лишь миниатюра, уменьшенная копия.

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-22

Горы и возвышенности вблизи на снимках НАСА - это выполненные в объеме макеты. А горы вдали - это проекция картинки на плоский задник. Там сзади либо киноэкран, на который проецируется слайд с видом горы - так делались ФОТОГРАФИИ, об этом мы писали, например, в статье "25. Самая известная лунная фотография из миссии "Аполлон-15" снята в павильоне методом фронтпроекции", а также в статье "28. Восемь фотографий у американского флага, или Нападение людей-грибов".

Границы между зонами хорошо читаются. Граница у киноэкрана ровная, у платформы - с изгибами. Фотография из альбома "Аполлон-15".
Границы между зонами хорошо читаются. Граница у киноэкрана ровная, у платформы - с изгибами. Фотография из альбома "Аполлон-15".

Либо на фоне вообще - нарисованный художником задник с лунным пейзажем. А чтобы этот задник как можно меньше "читался", изображение показывали в очень низком разрешении, "замыленным" - как бы съёмка ТЕЛЕКАМЕРОЙ. При этом граница, где заканчивается насыпной в павильоне грунт и начинается нарисованный задник, становилась малозаметной.

Стрелками указана граница, где располагается задник с нарисованным фоном.
Стрелками указана граница, где располагается задник с нарисованным фоном.

Для создания эффекта малой лунной гравитации в фильме "Место назначения - Луна" актёров подвешивали на двух тросах. При одном тросе актёр крутился бы вокруг оси при подъеме.

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-25

Потом в фильме эти тросы затирались.

Для создания атмосферы пребывания астронавтов-"аполлоновцев" среди лунных ландшафтов, НАСА в 1969 году использовало технологии, которые к тому времени  были отработаны в киносъёмочных павильонах...-26

Вот как этот момент выглядит в кино:

В "лунных миссиях" НАСА применяли ту же технологию подвески "астронавтов" на тросах. И если в симуляторе во время прямого эфира это не скрывали,

то потом, в миссиях "Аполлон", этот приём старались использовать осторожно, и поэтому актёров не поднимали слишком высоко. К тому же, чтобы эффект подъёма на лонже как можно меньше был похож на земной, прыжки замедляли в 2,5 раза за счет изменения скорости съёмки.

В так называемых лунных миссиях НАСА (1969-1972 гг.) для создания в павильоне лунных ландшафтов, использовались киноприёмы, которые широко применялись в те годы на киностудиях - дальние горы и дальняя часть пейзажа находились на заднике.

Над этими задниками посмеялись в бондиане "Бриллианты навсегда" (1971 г.), изобразив дальние горы в виде разрисованной фанерной подставки. По сюжету фильма Джеймс Бонд попадает в закрытую "Зону-51", где в строгой секретности происходят съёмки высадки американцев на Луну.

 Кадр из фильма "Бриллианты навсегда"
Кадр из фильма "Бриллианты навсегда"
Кадр из фильма "Бриллианты навсегда"
Кадр из фильма "Бриллианты навсегда"
Кадр из фильма "Бриллианты навсегда"
Кадр из фильма "Бриллианты навсегда"

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!