Вот тут наши оппоненты приводят ссылку на статью (автор Михай Гораньи), где указывается, что лунная пыль из-под колёс ровера движется в соответствии с лунной гравитацией.
Как сказано в аннотации к статье, рекомендована она в качестве упражнений на уроках физики средней школы.
Правда, никакой "научности" в статье нет вообще. Никто ведь ещё ни разу не видел, как из-под колёс лунохода на большой скорости вылетает пыль. Что советские луноходы 50 лет назад, что китайский 9 лет назад, двигались очень медленно. Поэтому мы имеем лишь предположение, как должна себя вести пыль, выброшенная на Луне. Вот если бы в статье было сравнение реально заснятого разлета пыли на Луне с разлётом, показанном на проезде ровера в сериале "Аполлон-16", то вот такая статья могла бы представлять интерес и могла бы быть опубликована в журнале "Америкэн синематографер".
Ведь в статье анализируется то, как игрушечный ровер с неподвижной куклой ездит по песочнице, а из-под колёс сжатым воздухом выбрасываются фонтанчики песка. И задаётся вопрос: удалось ли кинематографистам на экране создать иллюзию слабого лунного тяготения? Удалось ли сделать параболу подъёма и опускания песка, как должно быть по формулам, где присутствует величина свободного ускорения?
Это всё равно, что я взял бы фильм "Назад в будущее-3", сцену с поездом, несущимся к ущелью, и с помощью математических формул стал доказывать, что в ущелье упал настоящий поезд, и это падение в точности соответствует земной гравитации и ускорению. И добавил, что это видно, например, по летящим вниз рядом с паровозом вырванным шпалам. Шпалы начали разлетаться, когда паровоз врезался в ограждение.
Хотя при этом я точно знаю, что во время съёмок падал в ущелье не настоящий поезд, а макет - его уменьшенная копия - миниатюра, как говорят в США. А чтобы падение не выглядело слишком быстрым (поезд маленький и высота маленькая), съёмка производилась на завышенной скорости.
Вы помните этот эпизод, когда поезд с МакФлаем несётся к ущелью с недостроенным мостом?
Вначале нам много раз показывают реальный поезд, который толкает по рельсам реальный автомобиль DeLorean. Правда, есть несколько общих планов (снятых как бы в "профиль"), которые по соображениям техники безопасности снимались "реверсом" - обратной съёмкой: локомотив ехал назад и тянул за собой автомобиль.
Когда по сюжету фильма паровоз и автомобиль подъезжают к обрыву, их заменяют на макеты.
Автомобиль МакФлая, набрав нужную скорость, переносится во времени, а паровоз летит вниз с обрыва.
Макет создавался около двух месяцев, перед началом съёмок был начинен взрывчаткой, разогнан на миниатюрных рельсах на горе и уничтожен взрывом за несколько секунд.
Коснувшись земли, макет взрывается.
А теперь к этому эпизоду я напишу математические формулы. Возьму их из книги оператора комбинированных съёмок Б.Горбачёва. Он как раз там разбирает, как нужно снимать поезд, терпящий катастрофу.
Мы производим съёмку макета железнодорожного полотна, по которому движется курьерский поезд, терпящий катастрофу и падающий с высокой насыпи.
Если макет выполнен в масштабе 1:10, то и ехать этот поезд должен в 10 раз медленнее обычного поезда, т.е. вместо обычной скорости 80 км/ч уменьшенный макет должен двигаться со скоростью 8 км/ч (2,2 м/с).
Если так снять макет, то на экране он промчится с нужной скоростью, но при падении с насыпи будет похож на лёгкую игрушку, падающую с невысокой подставки.
Как же поступить, чтобы падение макета соответствовало бы земному ускорению? ДЛя этого в формулу пройденного пути при равноускоренном движении нужно ввести масштаб макета. И соответствующим образом изменить скорость съёмки.
Другими словами говоря, если макет выполнен в масштабе 1:10, то изменить скорость съёмки нужно в корень квадратный из 10 - это с округлением 3,2. Соответственно вместо стандартной частоты 24 к/с падающий макет следует снимать на скорости 77 к/c. Б.Горбачев округляет это значение до 80 к/с. В таком случае на экране создастся иллюзия земного ускорения при падении макета поезда.
Зная эти формулы, можно рассчитать, каким по размеру был макет ровера в сериале "Аполлон-16". Самое главное, что нам нужно получить в кадре - это замедленный вылет и осаждение песка, "как на Луне". И прыжки человека и подпрыгивания ровера на Луне должны быть похожи на прыжки, выполненные при лунной гравитации. Во сколько раз при этом нужно замедлить скорость показа, мы обсуждали в статье про "разрушителей мифов" (Mythbusters), которые пытались в павильоне воссоздать "лунные прыжки". Они в своих экспериментах пробовали увеличить частоту съёмки в 2 раза. Но я показал, что они ошибаются - увеличивать скорость съёмки нужно не в 2, а в 2,5 раза.
Цитирую абзац из статьи № 15.
Учитывая величину свободного ускорения на Земле и на Луне, скорость съёмки нужно увеличивать не 2 раза, как утверждается в сюжете, а в два с половиной.
Ускорение свободного падения на Земле: 9,8 м/с2, на Луне - в 6 раз меньше: 1,62 м/с2. Тогда изменение скорости должно равняться корню квадратному из отношения 9,8/1,62. Это будет 2,46. Другими словами, замедление скорости прыжка нужно было сделать в 2,5 раза.
В формуле стоит корень квадратный из ускорения:
А поскольку ускорение свободного падения изменилось в 6 раз, то мы находим корень квадратный из этого значения и получаем 2,46. Во столько раз нам нужно изменить скорость.
Я слегка замедлил видео, сделанное "разрушителями" и вот что получилось - просто копия того, что у НАСА:
Другими словами говоря, для создания эффекта "лунной гравитации" необходимо снимать на скорости в 2,5 раза выше стандартной, т.е. на 60 кадров в секунду (24 х 2,5 = 60). Тогда свободно падающие предметы будут перемещаться в 2,5 раза медленнее, чем на Земле.
Теперь мы знаем, что съёмки "лунного ровера" будут производиться на частоте 60 к/c, поскольку у нас в кадре есть "свободно падающие предметы" - песок. Отсюда легко определить, каким должен быть по масштабу макет ровера. Берём формулу, указанную в книге кинооператора Б.Горбачёва и находим масштаб "от обратного". Теперь нам известна скорость съёмки макета:
Отсюда корень квадратный из масштаба будет равен отношению 60/24. Это всё те же 2,5 раза, или точнее, 2,46. Это число возводим в квадрат и получаем 6. Другими словами, в видеоролике, которые называются "Проезд ровера в миссии Аполлон-16, Гран-При", находится макет повозки в масштабе 1:6. И его реальная длина не 122 дюйма (3 метра 10 см), а всего 52 см.
На этой радиоуправляемой повозке сидит кукла, рост которой должен быть 32 см вместо 195 см. 1,95 м - это полный рост астронавта вместе с ботинками, лунными галошами и скафандром на голове.
Здесь следует учесть, что вместо реальных астронавтов везде в "лунных" съёмках используются дублёры-карлики. Мы уже писали не раз об этом.
По самой известной «лунной» фотографии сделали игрушку-астронавта в масштабе 1:20. Рост астронавта Олдрина (178 см) в скафандре должен быть примерно 195 см - с учётом пустого пространства над головой в шлеме, с учетом чехла сверху над шлемом, с учетом ботинок и лунных галош. В масштабе 1:20 игрушка должна быть высотой примерно 97,5 мм (195 см:20) - масштаб указан на коробке.
Однако фигурка имеет высоту 86 мм, как будто прототип, с которого она делалась, имел рост в скафандре (86 мм х 20) 172 см. Если же вычесть скафандр и обувь, то получится, что реальный рост астронавта под скафандром (рост манекена) был примерно 155 см, но никак не 178 см, как у Олдрина. Разница на 23 см.
В связи с такой тенденцией - делать манекены и куклы меньше ростом, чем нужно для правильного соотношения масштабов, можно предположить, что кукла, которая восседала на ровере с неподвижной вытянутой левой рукой, на самом деле была не 32 см в высоту, а чуть меньше, например, 28 см. Но чтобы вас не путать в этих сантиметрах (сантиметр больше или сантиметр меньше), я везде буду писать, что высота куклы на ровере - 30 см.
А теперь - несколько заключительных слов по поводу статьи Михая Гораньи из университете Колорадо в Боулдере. Вот если бы в статье было указано, что в кадре находится макет в масштабе 1:6, что съёмка производилась на скорости 60 к/с, то могла бы получиться интересная аргументированная статья. А так она - половинчатая, недосказанная, незавершённая и поэтому не представляет никакой ценности.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!