Продолжаем наш цикл о выдающемся советском украинском актере, режиссере и сценаристе Иване Миколайчуке. Начало тут.
После съемок в положенном "на полку" фильме "Пропавшая грамота",
который по рейтингу IMDB в 8.4 баллов занимает первое место среди фильмов, снятых в советское время, выше чем у оскароносных "Войны и мира" и "Москва слезам не верит", Иван Миколайчук стал самым востребованным украинским актером. С 1972 по 1979 гг. он снялся в 11 фильмах, по его сценариям было снято 3 кинокартин.
А с 1979 г. Миколайчук сам начал снимать художественные фильмы как кинорежиссер и только по своим сценариям. Его первой кинокартиной как режиссера стал "Вавилон ХХ". Сценарий фильма написали сам Иван Миколайчук и украинский писатель Василий Земляк по мотивам повести последнего "Лебединая стая".
Эта повесть и ее продолжение "Зеленые млыны", по моему мнению, одно из выдающихся произведений советской литературы, незаслуженно забытое. Написана она в 1971 г. украинским писателем и сценаристом чешского происхождения Вацлавом Вацеком, взявшим имя Василий Сидорович Земляк. Прямой продолжатель творчества Николая Гоголя и Михаила Булгакова в жанре "магического реализма".
Когда Земляк написал и опубликовал в 1971 г. свою "Лебединую стаю" , продвинутый советский читатель гонялся за социально-бытовыми "московскими повестями" Юрия Трифонова, за счастье считалось достать что-нибудь из неподцензурного "самиздата". Из зарубежной литературы первенствовал латиноамериканский "магический реализм" Хорхе Луиса Борхеса, Хулио Кортасара и, конечно же, Габриэля Гарсиа Маркеса с его "Сто лет одиночества", одной из главных книг ХХ века.
А Василий Земляк, бывший партизан, скромный сценарист киностудии им. Довженко, автор пары повестей из жизни послевоенного украинского села и пары военных детективов, был мало кому известен за пределами Украины. Но именно он написал "наш ответ" роману Маркеса "Сто лет одиночества". Украинское село Вавилон в Южном Побужье стало ответом колумбийскому городку Макондо.
Великолепная проза, занимательнейший сюжет, тщательно прописанные образы всех, и главных, и второстепенных героев. Как у Маркеса прототипом Макондо и его обитателей является его родной колумбийский городок Аракатка, так и Земляк наделил чертами родного украинского села Конюшевка и его обитателей свой Вавилон. Почему Вавилон?
Наш старенький, многогрешный и в чем-то все же немеркнущий Вавилон, у которого, кроме названия, заимствованного из Двуречья, нет ничего общего с Вавилоном месопотамским, стоит, как и стоял издавна, над речкой Чебрецом, малоизвестным притоком Южного Буга, почти неслышным в паводок и бурливо-тревожным в сушь...Доподлинно неизвестно, чего хотели основатели Вавилона, давая своему поселению столь претенциозное название...Вавилон по-ассирийски — врата бога
Пройти в Ворота бога, пронести через них все лучшее, что было за душой?.. Возможно, и так, возможно, тем неведомым людям захотелось подняться над окружающим миром как можно выше. Теперь мы невольно вспоминаем о них, когда лебединая стая, словно сам дух неукротимости, курлычет над нами во мраке ночи, преодолевая кругосветную усталость, или торжественно молчит, перемеряя провисшими шнурками осенние небеса. И хотя людям прекрасное всегда кажется непривычным, но, как утверждает местный философ, в час испытаний они и сами чем-то напоминают ту лебединую стаю в пути. Уж не тем ли подсознательным стремлением к чему-то, и впрямь непостижимо высокому и потому неосмысленному до конца?..
Действие повести происходит в конце 20-х годов, в селе Вавилон начинается коллективизация, обостряется классовая борьба, кулаки и подкулачники готовят восстание против Советской власти, но их вражеская вылазка терпит поражение, вожаков расстреливают, остальных высылают в места отдаленные. Это если схематично.
А так повесть настолько густо насыщена описанием жизни обитателей Вавилона, там столько действующих лиц, о каждом из которых можно снять отдельный интереснейший полнометражный фильм, что подробная экранизация этого произведения в то время, Миколайчук приступил к съемкам фильма в 1979 г., на экраны фильм вышел в апреле 1980 г., была просто неподъемной задачей.
То же самое и со "Сто лет одиночества", этот один из самых знаменитых романов всех времен и народов так до сих пор и не экранизирован. Писали, что компания "Netflix" в октябре 2022 г. начала работу над экранизацией "Ста лет", скорее всего это будет сериал из нескольких сезонов.
А вот Иван Миколайчук рискнул вместе с Василием Земляком экранизировать "Лебединую стаю". И сам сыграл в фильме одну из главных ролей. Естественно, полностью такое произведение экранизировать было невозможно, поэтому Миколайчук и Земляк отобрали лишь небольшую часть сюжетных линий и несколько главных действующих лиц из огромного числа героев.
После выхода фильма он вызвал достаточно бурную дискуссию в кинематографической среде. Время для украинского кинематографа было непростое. Как мы уже писали в статье про "Пропавшую грамоту", идеологическое руководство на особом контроле держало культурную сферу Украины, зорко высматривая малейшие признаки украинского национализма и всякой там бандеровщины. А кроме того, критике подверглось и так называемой "украинское поэтическое кино", если говорить по современному арт-хаус на этническую тему. Первый секретарь ЦК КПУ В.В. Щербицкий на одном из партийных Пленумов отмечал
Некоторое время приемы так называемого "поэтического кино" с ударением на абстрактной символике, с резко подчеркнутым этнографическим орнаментом трактовались чуть ли не как ведущие принципы развития киноискусства на Украине. Сейчас эти тенденции преодолены.
А одним из главных представителей. если не самым главным, этого самого "поэтического кино" и был Иван Миколайчук. И как-то сразу фильм завоевал несколько призов на кинофестивалях, в т.ч. на Всесоюзном кинофестивале 1980 г. в Душанбе Миколайчук получил приз за лучшую режиссуру.
Поэтому и неудивительно, что критика захотела разобраться что же такое из себя представляет этот самый "Вавилон ХХ". Реабилитировано ли "украинское поэтическое кино" или оно вышло на новый уровень с учетом партийной критики. Читать рецензии профессиональных киноведов того времени об этом фильме — это надо очень постараться. Три четверти текста заумные теоретические рассуждения с экскурсами по истории кино, которые простого зрителя и читателя, для которого и снимался фильм, могут вогнать просто в депрессию от того, что он никак не продерется через частокол специфических терминов, марксистско-ленинскую оценку содержания.
Как говорится - "с одной стороны оно конечно же так, но в то же время и не так." Вроде бы масса эклектики. и в то же время очень оригинально. Чтение тех рецензий занятие очень утомительное и бесполезное. Объявило "Искусство кино" дискуссию о неоднозначном и в достаточно редком жанре снятом фильме — вот вам рецензии. И понимайте как хотите.
И главный недостаток этих рецензий был в том, что фильм рассматривался отдельно от повести, поскольку повесть эти рецензенты, скорее всего, не читали. Вот и приходилось им всячески выкручиваться, измышлять что же такое хотел режиссер показать в своем фильме. То ли это "поэтическое кино", то ли социальная драма из времен коллективизации. То ли все вместе, но не понятно в каких пропорциях.
А как же сам Миколайчук "квалифицировал" свой фильм?
В редакторской аннотации на «Вавилон-ХХ», rде надо было указать жанр картины, мы, после долrих размышлений, обозначили его так - «народно-романтическая небылица».Небылица, или как в народе говорится, быль-небылица. Потому что есть уверенность в том, что рассказанное было, но никто уже не поручится, что было так, а не иначе. Как запомнилось, так и осталось в памяти народной. И не надо ее поправлять, память эту- она есть национальное достояние, плод длительной, многотрудной работы истории.
А свойство памяти забывать самое плохое и помнить самое хорошее. Вот и в этом фильме о коллективизации нет ни одного чисто отрицательного героя. Если советская традиция была показывать кулаков и подкулачников пузатыми, бородатыми мироедами в жилетках и поперек пуза золотая цепочка для часов, которые в ночное время с обрезами или вилами караулят группой лиц за углом одинокого председателя сельсовета или селькора. Про Павлика Морозова вообще молчу. В общем, что-то типа средневековых изуверов.
Но в фильме, а особенно в повести, те же кулаки изображены, как работящие крестьяне, своим горбом и потом добившиеся благополучия. Дала им Советская власть землю, барский инвентарь сами поделили и из беднейших крестьян своим каторжным трудом. умом и сноровкой добились достатка и уважения. А теперь им предлагают записываться в колхоз и сдать все нажитое непосильным трудом в общественную собственность. Ну, кто же добровольно на это согласиться.
Симпатичны авторам фильма эти "мироеды". А с другой стороны также симпатичны им и вавилонские "коммунары", которые живут своей трудовой коммуной в бывшем барском поместье, особого достатка и экономических успехов не добились , но главную задачу видят в воспитании нового человека. Вот они два пути к "богатству" - или "коммуна" или "мироедство".
Но перейдем к главным героям. Ими авторы фильма сделали деревенского гробовщика и местного философа, по происхождению как будто из рода вавилонских мудрецов, хоть и нет у него на то неопровержимых доказательств, Левко Хороброго, по прозвищу Фабиан. Такое прозвище он получил от своего козла по кличке Фабиан. В книге козел Фабиан один из главных героев, даже не понять сразу кому в повести отведено больше страниц — козлу Фабиану или его хозяину. И в фильме козел играет важную роль.
А другая главная героиня, местная красавица Мальва Кожушная, вавилонская блудница или "хвойда" по местному. Хотя никакая она, конечно, не блудница. Просто муж ее много старше и сильно болен чахоткой, а Мальве очень нравится сосед, конокрад Данько Соколюк.
Гробовшика-философа играет сам Иван Миколайчук, Мальву- Любовь Полищук. Наверное именно с этой роли и началась настоящая кинокарьера этой замечательной актрисы. которая могла сыграть и трагедию и комедию. До этого наиболее запомнившемся ее появлением на экране была бессловесная "девушка мечты", головой которой Андрей Мирнов, играя Остапа Бендера в телефильме "12 стульев", то выбивал витрину магазина, то бросал с высоты собственного роста спиной на землю, так что становилось страшно за актрису.
Кто играет козла не знаю, но с козлами у Миколайчука давние отношения. Вот что рассказал в 1972 г. его друг, кинорежиссер Юрий Ильенко, снявший "Белую птицу с черной отметиной" по сценарию Ивана Миколайчука.
Расскажу, к слову, один интересный случай. Шли мы с Иваном лесом, в горах за Товарницей. И услыхали рев дикого козла. Иван аж задрожал - охотник он азартный. Стали подкрадываться на рев. Как заревет - перебежка, замолкнет - стоим не дышим. И сумел Иван подойти к козлу за деревьями метра на два-три. А в руках у него не то что ружья - палки нет, бутылка армянс:кого коньяка. Видать, совсем одолел его охотничий азарт. Прыгнул Иван на козла, чтоб сбить его с ног и притиснуть к земле. Бросился я на помощь, но пока бежал в гору, козел вс:кочил.
Смотрю, глазам не верю: Иван сидит верхом, мертвой хваткой вцепился за рога и орет благим матом. Видать, решил напугать козла до смерти. Озверел козел. Как рванул с места в карьер - только я его и видел. А Иван все кричит, слова, правда, не подходящие для читателей - больше для козлов. Ну, а мне они направление указывают, куда козел прет. Он, козел, дороги не разбирает, напролом с перепугу летит, кусты, не кусты - все равно. Местность в Карпатах, как известно, сильно пересеченная, так что минут через двадцать козел начал сдавать, устал бедняга, скорость уменьшилась, а Иван ничего, даже голоса поддал, за счет хрипоты.
Козел почему-то кругами бегал. Рассчитал я по голосу Ивана, откуда может выскочить животное, и бросился наперерез. Выбегаю на поляну и вижу: шатаясь, выходит из леса козел с безумными главами, а на нем с такими же глазами сидит голый человек с бородой и орет благим матом. Ободранный, поцарапанный - смотреть страшно. Когда козел мчал по кустам - всю одежду с Ивана содрал по кусочкам. Вышел козел на поляну, зашатался и упал на колени.
Вы мне, чувствую, не верите. Конечно, не легко поверить в такую историю. Не настаиваю. Как знаете ... Только расскавал я ее не ради смеха. Когда работаю с Иваном или наблюдаю, ка:к он овладевает ролью, почему-то всегда вспоминаю этот случай. С таким азар том работает этот человек. Можете быть уверены, если он уж взялся за роль - она в на дежных руках, он ее одолеет. Это умение работать с огромной отдачей, настойчивостью, уверенностью и даже с отчаянностью придает его характеру черты рабочего человека.
А однажды, когда Иван Миколайчук приехал в гости к родным в свою деревню мать спросила его
- Иво, пишут в журнале, что ты образЫ играешь (образЫ по-украински иконы)?
- Не образЫ, мама, а Образы.
- То все одно. А кто же людей играть будет?
Ошиблась мать. Играл он людей, а не иконы.
Продолжение в следующей части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.