Найти тему
Татарский Мир

Гаспринский о казанских татарах

Оглавление

Крымский научный центр Института истории им. Ш. Марджани ведет работу по изданию Полного собрания сочинений Исмаила Гаспринского. Предлагаем вашему вниманию некоторые отрывки из данного издания.

Фото: https://newskif.su/wp-content/
Фото: https://newskif.su/wp-content/

КАЗАНЦЫ

(Зарисовка И. Гаспринского, опубликованная в газете «Переводчик-Терджиман» за 1884 г., 1 нояб. – № 38.)

Как мусульмане города Казани, так и вообще мусульманское население Поволжья зовётся «казанскими татарами», в отличие от родственных им башкирцев и киргиз, от коих они отличаются большим развитием и прочной оседлостью, тогда как киргизы и отчасти башкиры ведут полудикую, кочевую жизнь, казанцы отличаются оседлой жизнью и занятиями хлебопашеством, ремёслами и торговлей.

Магазин купца 1-й гильдиии Исхака Габдулвалиева, г. Верный (совр. Алматы).  Архитектор Поль Гурдэ, 1896. Фото: https://ic.pics.livejournal.com/
Магазин купца 1-й гильдиии Исхака Габдулвалиева, г. Верный (совр. Алматы). Архитектор Поль Гурдэ, 1896. Фото: https://ic.pics.livejournal.com/

Любовь и способность к торговле

Проживая вдоль границ России и Азии, казанцы служили видными посредниками [в] азиатской торговле и успели усвоить большой навык и развить в себе любовь и способность к торговле.

Мы думаем, что не одно из тюркских племён не обладает торговыми способностями в степени, равной казанцам…

Сколотив тридцать-сорок руб[лей], казанец смело начинает торг; он скупает, например, в одной деревне яйца, кур и прочее, чтобы обменять их в другом месте на что-то иное. Дойдя или доехав до города, он приобретает мелочи вроде ниток, иголок, пуговиц, платков и прочее, и идёт в деревню, чтобы совершить, таким образом, десятки оборотов своего маленького капитала. Вместе с тем казанец отличается бережливостью и воздержанностью. Он любит торговлю, как рыба воду. От Москвы до Кашкара и внутреннего Китая, от Сибири до южных границ Туркестана, в Константинополе и Египте вы встретите казанских торговцев. В Средней Азии нет города, где бы не было их. Зная местные наречия и русский язык, они составляют непременное условие азиатской торговли. По сведениям, собранным нами, в числе казанцев-негоциантцев насчитывается тридцать миллионеров, [а] купцов со стотысячным капиталом весьма значительное число.

Один знакомый нам коммерсант-мусульманин откровенно сообщил нам, что тридцать лет назад он начал торговать, имея всего пять рублей! Это один из видных миллионеров, ворочающий громадные дела; другой ведёт комиссионные дела со Средней Азией, Москвой и Германией на несколько миллионов... и эти почтенные торговцы совсем безграмотны; татарское письмо столь же им незнакомо, как и русское! Действия сотен людей, счёт десятков и сотен тысяч рублей укладываются в бойких головах! Будь эти люди сведущи и развиты – они могли бы поспорить с английскими коммерсантами.

Развитие грамотности

Однако грамотность между казанцами значительно развита (до 60 процентов. Во всяком случае, они более грамотны, чем крымцы и кавказцы. Жаль одно, что хотя имеется довольно мектебов и медресе для духовного обучения, но нет ни ремесленных, ни иных учебных учреждений, где они могли бы получать элементарные знания по прикладным наукам. При несколько большем развитии казанцы могли бы образовать большие торговые дела на товарищеских началах, учреждать компании и прочее. Отметим с удовольствием, что между ними ныне есть уже настолько понимающие купцы и муллы, что обсуждается необходимость и польза светских и прикладных знаний, [осознаётся], что религия нисколько не пострадает, если человек будет знать науки и искусства.