Найти тему
Stories и история

Религия - опиум народа или все-таки опиум ДЛЯ народа? Как правильно?

Вообще-то немецкий философ (социолог, экономист, историк) Карл Маркс написал "опиум народа".

Карл Маркс. Фото 1867 г.
Карл Маркс. Фото 1867 г.

В работе "К критике гегелевской философии права" 1843 года Маркс написал: "Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа / Sie ist das Opium des Volks". Т.е. религия смягчает боль угнетенных классов в совершенно бездушном обществе социального неравенства.

"Религия есть опиум народа", - написал Карл Маркс, имея в виду утешительную функцию религии.

Мысль не новá. Маркс - не первый, кто сравнил религию с опиумом, сильнодействующим веществом. Похожее выражение уже было у философа Руссо в романе 1761 года "Новая Элоиза". В виде известного нам афоризма ("Религия - опиум народа") эту фразу впервые сказал английский священник, представитель христианского социализма Чарльз Кингсли.

Чарльз Кингсли. Фото 1870 г.
Чарльз Кингсли. Фото 1870 г.

Автором фразы является английский священник, представитель христианского социализма Чарльз Кингсли.

Но почему так выразился священник, проповедник, писатель?

Одна из функций религии - утешительная. Вот что писал Кингсли: "Мы использовали Библию, как будто это справочник констебля или как дозу опиума, успокаивающего перегруженное вьючное животное - чтобы поддерживать порядок среди бедных".

Ничего оскорбительного в этих словах не было.

А в словах Ленина - было. Отдадим справедливость: цитируя Маркса, В.И. Ленин, основатель первого советского государства, ни разу не написал ДЛЯ народа. Цитировал он правильно. Так, в статье 1905 года "Социализм и религия" он написал: "Религия есть один из видов духовного гнёта, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой...". Эксплуататоров же "...религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа . Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь". Но из контекста мы видим, что религия не столько успокаивает, сколько уводит эксплуатируемого человека куда-то в сторону (не в ту), а сам этот эксплуатируемый человек как бы и не субъект. Ему НАВЯЗЫВАЮТ, ДАЮТ псевдо-утешение господа, подобно тому как англичане давали опиум китайцам. Для увода от реальной жизни (по Ленину - от БОРЬБЫ).

В.И. Ленин, цитируя Маркса, не исказил данную фразу. Но интерпретировал ее несколько по-иному.

Подтверждение читаем в работе В.И.Ленина 1909 г. "Об отношении рабочей партии к религии": "Религия есть опиум народа , - это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса".

Последнее высказывание можно считать программным для партии большевиков. Исходя из высказанной позиции, большевики, придя к власти, повели борьбу с религией, вплоть до уничтожения храмов и репрессий священнослужителей.

Серьезная велась борьба
Серьезная велась борьба

Маркс такого не писал. Более того, Маркс (будучи неверующим) даже считал, что религия необходима. Существуют же философия, искусство, духовная культура в целом. В несправедливо устроенном мире людям нужна религия для утешения. По Марксу, конец религии придет с наступлением коммунизма, когда религия потеряет почву и САМА перестанет существовать.

Маркс же писал, что религия необходима, как необходимы философия, искусство, наука и все области духовной культуры в целом.

Ну, а что же с известной цитатой про опиум "ДЛЯ народа"? В советское время ее не знал только уж самый ленивый школьник. А, да это писатели Илья Ильф и Евгений Петров пошутили. В романе "Двенадцать стульев" Остап Бендер иронически говорит отцу Федору легендарную фразу: "Почем опиум для народа?". Роман вышел в 1928 году, "Союз воинствующих безбожников " в СССР расцветал, так что слова были даже к месту.

"Союз воинствующих безбожников " существовал в СССР с 1925 по 1947 гг.
"Союз воинствующих безбожников " существовал в СССР с 1925 по 1947 гг.

Авторами легендарной фразы: "Почем опиум для народа?" были советские писатели Илья Ильф и Евгений Петров.

Приведем диалог литературных героев полностью:

"...отец Фёдор быстро высунул голову за дверь и с долго сдерживаемым негодованием пискнул:

- Сам ты дурак!
- Что? - крикнул Остап, бросаясь обратно, но дверь была уже заперта, и только щелкнул замок. Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал:
Почем опиум для народа ?
За дверью молчали". (
И. Ильф, Е. Петров. "Двенадцать стульев").

А вот поэт Иосиф Бродский цитирует:

"Нынче поклонники оборота

Религия - опиум для народа

поняли, что им дана свобода,

дожили до золотого века" (стихотворение "Речь о пролитом молоке" 1967 года).

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе!

Читайте еще: Карл Маркс не любил Россию, а в России приняли учение Маркса