Найти тему
Stories и история

ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ: история еще одной эмиграции

Одна из моих любимых песен - "Прощание с летом" Г. Дикштейна.

Что можно рассказать о песне? Лучше ее послушать:

"Прощание с летом" - это песня, которая хорошо поется под гитару у костра, в походе или экспедиции. Под ностальгию я скачала песню в открытом доступе и выбрала подходящие фотографии. Подходящие - это осенние. Это поездка 2012 года в Каменногорский монастырь с детьми, с их классом, а также фото, сделанные в разные годы.

Григорий Ефимович Дикштейн - русский поэт, бард, композитор.

Г. Дикштейн. Фото с сайта http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3984&level1=main&level2=articles
Г. Дикштейн. Фото с сайта http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3984&level1=main&level2=articles

Он с Украины, родился 4 ноября 1936 г. в Харькове. 1968 году Дикштейн закончил Украинский заочный политехнический институт по специальности "Инженер-механик" (а до этого еще был техникум).

Стихи Григорий Дикштейн начал писать с 14 лет, а песни – примерно с 1952 года. Авторской песней увлекся в 1960-е годы одновременно с увлечением туризмом, альпинизмом. И песни-то Григорий писал для своих друзей, а исполнялись они у походного костра.

Из интервью 2011 года:

"Какое событие, случай или человек, помог взять в руки гитару? Сколько вам тогда было?

Мне было 14 лет. Гитару купил на деньги, вырученные от продажи стеклотары. Маленькую такую, завода Луначарского (Л-д). Соседка-самоучка (ей было уже 22!) показала 3 аккорда.

Может, припомните самую первую песню, которую выучили, и сами сыграли?

"Разлука" . Соседка и подсказала" / http://www.bardschool.kiev.ua/faces_8.rdr

Григорий Ефимович - лауреат и член жюри многочисленных городских, республиканских и всесоюзных конкурсов. В 1976 году вместе с Юрием Визбором и Сергеем Никитиным Григорий Дикштейн получил приз зрительских симпатий на знаменитом Грушинском фестивале.

"Когда появилось понимание того, что это «ваш путь»?
На этот вопрос у меня нет ответа. Пишется - пишу. Зовут - пою. Если нравится людям - счастлив. Всё" / http://www.bardschool.kiev.ua/faces_8.rdr А мне вспоминается по этому поводу еще одна хорошая песня - Булата Окуджавы. "Каждый пишет, как он слышит.."

Автор записал на московской фирме "Мелодия" три авторских диска, из которых, увы, вышли только два.

"Мне представляется, что в то время Харьков был эпицентром авторской песни в Украине (концерты Кукина, Клячкина, Окуджавы). Или все-таки Киев? А что, в Харькове своя тусовка была? Легендарные личности, круг в котором вы вращались?

Харьков в шестидесятые, действительно стал эпицентром авторской
песни на Украине. Киев, как всегда, являясь неким коммунистическим
заповедником, исторгал одну и ту же команду: "Не пущать!" В Харькове же, клуб "Молодёжь и искусство", с моей лёгкой руки (и благодаря личным знакомствам) стал центром "проката" самых популярных в те годы авторов.
В 1967 году там прошел городской конкурс туристской песни. Я занял первое место (как автор) и сразу же стал востребован (на первых порах в Украине).
В 1968 - тот же результат и... до 1974-го года конкурсы были запрещены. Но было поздно. "Процесс пошел..."
КГБ запрещало и срывало концерты, увольняло клубное начальство, нагло требовало в формальной и неформальной форме, прекращения распространения "антисоветчины" на плёнках (читай очерк во
второй моей книге "Мы дети погонь и агоний" , - "Рикошет".
Не хочу называть словом "тусовка" узкий круг диссидентов, гостем
которого бывали Юлий Ким, Борис Чичибабин, правозащитник (сидевший дважды) Генрих Алтунян, мой друг и автор песен Серёжа Свербилов, замечательная исполнительница песен Новеллы Матвеевой Фаина Шмеркина... Как говорится, и я там был...
Чуть позже мой дом стал местом незабываемых встреч: Булат
Окуджава, Юна Мориц, Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Вероника Долина, Никитины, Алик Мирзоян, Витя Луферов... Короче все, все, все...
А с Высоцким я встречался только за кулисами театра Муз. Комедии после его концерта(1978)" / http://www.bardschool.kiev.ua/faces_8.rdr.

Несколько альбомов автора, а также две книги стихов и песен вышли в США, где Дикштейн живет с 1992 года. Там он работал дизайнером и параллельно выступал с концертами. К слову, упомянутое интервью 7 июля 2011 года было дано Дикштейном в Чикаго.

Мало кто знает, что этот поэт-бард писал песни на литературные произведения В. Шукшина и И. Бабеля. Почему, что заставило его обратиться к творчеству столь разных писателей?

Послушаем автора.

"Мои песни к сказке В.М.Шукшина были написаны по предложению моего друга, художника Белгородского театра кукол Лёни Ваксмана. Мы гуляли по берегу Черного моря в Пицундинском ущелье и Лёня рассказывал , какими он видит персонажей этой сказки. Я увлёкся его идеями и по возвращению за три дня написал 16 песен к спектаклю. К сожалению, спектакль худ. совет не принял. Однако, член этого худ. совета, зав. лит. театра Образцова Светлана Александровна Смелянская, рассказала комплементарную для меня историю, связанную с приёмом этого спектакля. После просмотра, председатель худ. совета в своей "тронной" речи сказал: " В показанном вами спектакле, звучат песни, которые из общей ткани спектакля точат, как пики! Вы или поднимите спектакль до уровня песен, или опустите песни до уровня вашего спектакля".
Однако, песни были готовы, сказку я помнил и, выступая с концертами,
стал эти песни исполнять, сопровождая их фрагментами шукшинского текста" / http://www.bardschool.kiev.ua/faces_8.rdr.

Многие стихи Г. Дикштейна переведены на чешский, словацкий, иврит, английский и французский языки.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал в Дзене и делитесь ею в соцсетях!

Читайте еще: О чем рассказала ЧЕРВОНА РУТА. Легенда, песня, человек