Известному журналисту, телеведущему В.В. Познеру задали вопрос - существует ли судьбоносный перекресток в истории нашего государства? Такой, что в результате принятого альтернативного решения страна жила бы иной судьбой и развивалась бы по другому сценарию? (я немного сократила вопрос, ниже он приведен полностью)
05.09.2021 ответ на вопрос и мнение Владимира Владимировича были опубликованы на его официальном сайте Познер Online / Перекресток в российской истории, который определил все.
Существует ли судьбоносный перекресток в истории нашего государства? -мнение В.В. Познера.
Мне оно показалось настолько интересным, что я решила сделать, что называется, перепост:
– Владимир Владимирович, существует ли такой судьбоносный перекресток в истории нашего государства, проживая который, главой державы или ее элитами в тот момент могло бы быть принято альтернативное решение, иное, в результате чего на многие века вперед страна жила бы иной судьбой и развивалась бы по другому сценарию? Знаете ли вы о таком перекрестке? Если их несколько, расскажите, а лучше назовите самый главный.
Владимир Познер: Да, я считаю, что был такой перекресток в российской истории, который, собственно, и определил все, вплоть до сегодняшнего дня. Я полагаю, что когда князь Владимир принял православие, а не католицизм, не иудаизм и не ислам, то этим он определил развитие России, развитие Руси, развитие национального характера.
Кстати, я сейчас занимаюсь съемками фильма, мы плавали по Волге, еще на машинах будем ездить, пытаясь выяснить, а что такое все-таки – русский характер. И может быть, когда это закончится, мне будет проще ответить на ваш вопрос. Не гарантирую, конечно, но возможно.
Возвращаясь к тому, что я сказал в самом начале. Выбор религии, которая стала государственной и которая сыграла в развитии России, может быть, самую главную роль – это и есть тот перекресток, который в русской истории, с моей точки зрения, разумеется, является главным.
Я полностью согласна с В.В. Познером.
Его мнение перекликается с позицией русского философа, публициста П.Я. Чаадаева. При этом обратим внимание, Владимир Владимирович не выразил своего отношения к православию, мы не йдем у него оценочных суждений в отношении выбора князя Владимира.
Петр Яковлевич Чаадаев в 1836 году шокировал русское просвещенное общество. В журнале "Телескоп" было опубликовано его "Философическое письмо", первое из серии "Философических писем к г-же ***", в которых философ делился с читателями своими раздумьями о прошлом и будущем России.
Чаадаев объявил православие ошибкой. Кем объявили Чаадаева?
Так вот, Петр Яковлевич написал, что роковой ошибкой для России и всей ее последующей истории было принятие христианства из Византии. Почему? -Чаадаев считал, что, приняв православие, Россия оторвалась от западноевропейской цивилизации и оказалась в культурной изоляции (как известно, философ был западником). И Россия, приняв восточный вариант христианства из Византии, унаследовала не столько культуру, сколько традиции византийского деспотизма... И развивается с тех пор сама по себе, не примыкая ни к востоку, ни к западу, существуя как бы вне времени... (а что, в этом есть резон).
"Философическое письмо" дорого обошлось автору. Заявить такое в православной стране, где главной идеологией была теория официальной народности! Известно, как обошлись с Чаадаевым в николаевской России: объявили сумасшедшим...
А сейчас вернемся к тому самому перекрестку в российской истории, который на века определил путь развития нашей страны. К принятию христианства по восточному(греческому) образцу князем Владимиром Святославовичем в 988 году.
Петр Яковлевич Чаадаев написал, что роковой ошибкой для России и всей ее последующей истории было принятие христианства из Византии.
А, собственно, были ли альтернативы?
Да, были. Еще до этого события вдова князя Игоря, мать Святослава Игоревича и бабушка Владимира Святославовича княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе в 957 году (дата ее крещения под вопросом, но это не наша сегодняшняя тема).
Однако же в целом визит Ольги в Константинополь считался не вполне удачным. Ольга крестилась, но вторая цель поездки в Константинополь достигнута не была: не удалось породниться с византийскими императорами. Когда Ольга вернулась на Русь, в ее окружении (возможно, и без ее ведома) от ее лица начались переговоры с Римом. В окружении Ольги всерьез подумывали о сближении с западной ветвью христианства.
Здесь поясним: в 988 году еще не было католичества и православия, уместнее говорить о западном и восточном христианстве, которые различались обрядностью. В то же время оба течения являлись до 1054 года единой церковью, а константинопольские патриархи считали Римского папу Римского главой церкви.
Разделение церквей: как православие отделилось от католицизма
В итоге на Русь в 961 году императором Священной Римской империи Оттоном I был послан епископ Адальберт Магдебургский.
Миссия закончилась полным провалом. К тому году в Киев вернулся князь Святослав, он вообще был сторонником языческой партии, и Адальберта, мягко говоря, прогнали. А точнее, еле ноги унес, чудом жив остался, т.к. некоторых из его спутников "по причине враждебного отношения к христианству" убили. В-общем, в тот год с западным христианством у Руси не сложилось.
В ближайшем окружении княгини Ольги всерьез подумывали о сближении с западной ветвью христианства.
Следующий выбор делал Владимир Святославович. Владимир преследовал вполне прагматическую цель: он хотел скрепить государственное единство религиозным и, как язычник, действовал поначалу в рамках язычества. Его первая религиозная реформа заключалась в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном. Но многобожие есть многобожие, к тому же на местах крепко держались за своих богов.
И тогда Владимир решил порвать с язычеством. Согласно летописям, он рассматривал все мировые религии; в том числе снова пришли послы от "латинян". На этот раз им сказали: "Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли", - и не открыли ворота Киева. Рассматривал Владимир и возможности принятия ислама и иудаизма, но по разным причинам отверг. Летописи, конечно, приводят сведения полулегендарного характера. Так, ислам был отвергнут из-за запрета для мусульман пить вино, а "на Руси есть веселие пити", - якобы сказал князь Владимир, а выбор им христианства по греческому образцу связан с пышностью обрядов и возможностью совершать литургию на родном языке...
На самом деле на выбор веры повлиял политический расчет. Византия, южный сосед Руси, в Х веке оставалась крупнейшим и могущественнейшим государством в средневековом мире.
Принятие христианства по греческому образцу сопровождалось заключением военного союза между Византией и древнерусским государством (действовал до середины XI в.).
Выбор князя Владимира Святославовича в 988 году: принятие на Руси христианства по восточному(греческому) образцу.
Союз был скреплен династическим браком Владимира (Василия теперь в крещении) с багрянородной царевной Анной, сестрой византийского императора Василия II.
А теперь вернемся к тому, с чего началось наше рассуждение. К мнению В.В. Познера о перекрестке в русской истории.
"Выбор религии, которая стала государственной и которая сыграла в развитии России, может быть, самую главную роль – это и есть тот перекресток, который в русской истории, с моей точки зрения, разумеется, является главным" (В.В. Познер).
А ВАШЕ МНЕНИЕ?