Найти в Дзене
Stories и история

Кто эта блондинка?

Оглавление
Фредерик Лейтон. "Блондинка". Картина 1879 года. Здесь и дальше изображения из открытых источников.
Фредерик Лейтон. "Блондинка". Картина 1879 года. Здесь и дальше изображения из открытых источников.

Вы задумывались когда-нибудь - что за люди изображены на картинах художников? Кто эти кружевницы, незнакомки, шоколадницы, косцы, едоки картофеля..?

Вот, например, эта молодая девушка, совсем еще девочка, названная автором "Блондинка" (в XIX веке уничижительного оттенка в этом слове не было. Блондинка - это просто блондинка. Дама со светлыми волосами).

Автор портрета - английский художник Фредерик Лейтон из небольшого (курортного) городка Скарборо на Северном море в графстве Норт- Йоркшир. Дед художника, сэр Джеймс Лейтон, был придворным врачом аж двух российских императоров - Александра I и Николая I.

Живописью Фредерик Лейтон увлекся в детстве. По одним данным, он начал рисовать в возрасте 9 лет, поправляясь после перенесенной скарлатины. По другим данным, - в путешествии, путешествовал он много, сначала с родителями, а потом, в зрелые годы, сам.

Из всех живописных школ молодого художника особенно привлекала итальянская школа. Чтобы лучше проникнуться творчеством великих итальянских живописцев, Лейтон, который к тому времени уже прошел обучение в берлинской, а затем флорентийской Академиях художеств, в 1852 году совершил свое первое самостоятельное путешествие в Рим.

Фредерик Лейтон . "Автопортрет". 1880 г.
Фредерик Лейтон . "Автопортрет". 1880 г.

В те годы в Англии зародилось движение т.наз. прерафаэлитов в живописи. Художники-прерафаэлиты обращались к творчеству великих флорентийцев, творивших "до Рафаэля": Перуджино, Дж.Беллини, и др. Это был своеобразный бунт художников против академического стиля, утверждавшегося Королевской Академией Художеств как единственный. Устав от академизма, прерафаэлиты использовали ранние приемы живописи. Они принципиально писали с натуры, а их натурщики и модели становились, если можно так сказать, творцами, создателями произведения наряду с автором; среди моделей, к слову, немало родных и близких художников, включая их жен и детей. Существенной чертой является отход от темных тонов и "верность природе", которая понималась и как возврат к духовности и религиозности Раннего Возрождения: в каждой веточке, в каждой травинке следует видеть создание Бога...

К этому кругу относились упоминаемый мною в других статьях Джон Эверетт Милле, Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, и другие. После ряда скандалов (так, например, прерафаэлиты писали обнаженную натуру, это в викторианской-то Англии!) направление было все же принято общественностью, и даже сама королева Виктория приобретала их отдельные картины.

К этому же кругу относили и Лейтона. Несмотря на то, что стиль его живописи определяют как академический, в полотнах художника немало от прерафаэлитов. У Лейтона много замечательных полотен, принесших ему известность. Первая - это"Мадонна Чимабуэ", приобретенная за немалую цену королевой Викторией по совету принца Альберта. Мне лично нравится его "Пылающий июнь":

Ф. Лейтона. "Пылающий июнь". Картина 1895 года.
Ф. Лейтона. "Пылающий июнь". Картина 1895 года.

Но вернемся к его "Блондинке".

Кем была в реальной жизни та девушка, которая позировала художнику? Трудно сказать. Я не нашла точного ответа на этот вопрос.

Известно, что в начале 1880-х гг. моделью художника была "девушка кокни" Дороти Дин. Кокни называли лондонских простолюдинов, на котором говорили представители городских низов. Настоящее имя Дороти - Ада Алиса Пуллен. Работая натурщицей, девушка содержала себя и своих младших сестер. Лейтон очень полюбил Дороти Дин, написал с ней в качестве модели множество портретов и сюжетных картин, руководил ее образованием и помог начать театральную карьеру. Кстати, это он придумал ей сценический псевдоним "Дороти Дин". Не исключено, что именно Дороти Дин послужила прототипом героини пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион" Элизы Дулитл, а ее отношения с Лейтоном легли в основу сюжета пьесы.

Какие отношения связывали Лейтона и Дин?

Дороти Дин. Фото с сайта https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Van_Der_Weyde,_Henry_Frederick._Dorothy_Dene.png. Похожа?
Дороти Дин. Фото с сайта https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Van_Der_Weyde,_Henry_Frederick._Dorothy_Dene.png. Похожа?

Британские театроведы (например: Banham J. Dorothy Dene) считают, что со стороны Лейтона - отеческие, его сподвигало желание "защитить и направить юную протеже", а со стороны юной леди это была глубокая привязанность, уважение и благодарность.

На фото Генри ван дер Вейде - Дороти Дин в роли Кассандры. 1886 год.
На фото Генри ван дер Вейде - Дороти Дин в роли Кассандры. 1886 год.

А вообще-то Фредерик Лейтон никому не позволял глубоко проникать в свою частную жизнь. Один его друг, художник Уильям Пауэлл Фрайт, говорил: "Я знаком с Лейтоном уже 30 лет и пока не знаю его".

Дороти Дин позировала и другим художникам: Милле, Уоттсу, Бёрн-Джонсу, и др.

Ее же мы видим на картине Лейтона "Пылающий июнь" (см. выше). Вот еще картины Лейтона с этой моделью:

Ф. Лейтон. "Феба". Картина 18(...) года.
Ф. Лейтон. "Феба". Картина 18(...) года.
Ф. Лейтон. Дороти Дин. Один из этюдов художника 1884 года, названный "Безмятежное блуждание в трансе трезвой мысли".
Ф. Лейтон. Дороти Дин. Один из этюдов художника 1884 года, названный "Безмятежное блуждание в трансе трезвой мысли".

Чем-то похожа.

Но не она. Не та девушка, которая позировала для картины "Блондинка".

И вот как-то мне попался материал о том, что до знакомства художника с Адой Алисой Пуллен ему позировала Конни Гилкрист, тоже актриса. Конни - ее сценическое имя, настоящее имя - Констанс Макдональд Гилкрист, а позировать художникам Гилкрист начала, будучи девочкой. "Ее черты каким-то образом захватили воображение викторианцев", - так сказала о ней куратор галереи Гилдхолл Кэтти Пирс. Рано, еще ребенком, Гилкрист начала выступать и на театральной сцене:

Конни Гилкрист на сцене. Начало 1870-х гг.
Конни Гилкрист на сцене. Начало 1870-х гг.

Конни Гилкрист родилась в семье механика в графстве Гэмпшир и была младшей из пяти дочерей. Мать - натурщица, известная как Тилли Гилкрист. О Конни много писали. Не исключено, что, используя известность девочки, семья таким образом выбиралась из нищеты.

Ф. Лейтон. "Урок музыки". Картина 1877 года.
Ф. Лейтон. "Урок музыки". Картина 1877 года.

Конни Гилкрист позировала Фредерику Лейтону в картинах "Маленькая Фатима" 1875 г., "Урок музыки" и "Изучение манускрипта на подставке для чтения" 1877 г., "Скручивание мотка пряжи" 1878 г. Обратим внимание - все работы написаны до 1880-х гг., т.е. до знакомства с Дороти Дин. Позировала ли Конни Гилкрист при написании "Блондинки"?

Посмотрим фотографии юной актрисы:

Конни Гилкрист на фото А. Бассано.
Конни Гилкрист на фото А. Бассано.
Конни Гилкрист на фотографии студии London Stereoscopic Company.
Конни Гилкрист на фотографии студии London Stereoscopic Company.

Есть сомнения? У меня - нет. И неизменно то же грустное выражение лица. Собственно, современники и вспоминали Конни как грустную маленькую девочку...

Причины для грусти у Конни были. Как-то раз художник Фрэнк Холл зашел к Гилкристам домой, чтобы пригласить девочку для позирования, и застал юную модель в слезах. Оказывается, мать избила дочь за то, что девочка отказалась... мыть волосы после 11 часов вечера. Устала от тяжелой работы. Как правило, Конни позировала какому-либо художнику, после чего спешила домой, чтобы вымыться, привести себя в порядок и причесаться; и опять на работу, весь вечер она танцевала в театре. Когда уставший ребенок возвращался домой, нужно было снова мыть волосы для нового рабочего дня... (записано со слов дочери художника, Ады Холл).

Поэтому, может, и к лучшему, что привлекательность Конни в подростковый период несколько померкла. Об этом мы знаем из высказываний английского писателя Льюиса Кэрролла.

Конни ведь явилась вдохновительницей для писателя. Кэрролл, впервые увидев девочку в театре в роли Арлекина в 1877 году, расчувствовался и подарил ей экземпляр сказки "Алиса в стране Чудес". Он даже возил Конни в Королевскую академию, чтобы показать ей две картины Лейтона, для которых она позировала. Это "Урок музыки" и "Изучение манускрипта на подставке для чтения". Конни Гилкрист была поражена, увидев себя на картине "Урок музыки", а Кэрролл записал в своем дневнике о "самом прекрасном ребенке, которого я когда-либо знал".

Ф. Лейтон. "Изучение манускрипта на подставке для чтения". Картина 1877 года.
Ф. Лейтон. "Изучение манускрипта на подставке для чтения". Картина 1877 года.

Но... прошел всего год, и тот же Кэрролл разочарованно пишет: "Конни Гилкрист была в роли Зибеля <в спектакле "Маленький доктор Фауст">: она теряет свою красоту и не может играть, но старый номер "Танец со скакалкой" она исполнила великолепно".

В целом жизнь Конни Гилкрист сложилась благополучно. Она ушла со сцены в 1886 году в возрасте 21 года, а в 1892 года вышла замуж за Эдмонда Уолтера Фицмориса, 7-ого графа Оркни, причем жених был на два года моложе Конни. Супруги имели дом в Лондоне, но жили в загородном поместье в Бакингемшире; их дочь Мэри впоследствии была известна как леди Мэри Констанс Гамильтон Гослинг.

А Лейтон?

Ф. Лейтон. Автопортрет 1880 года.
Ф. Лейтон. Автопортрет 1880 года.

Ну, а что Лейтон. Тоже прожил долгую плодотворную жизнь. В конце жизни получил титул барона, а за день до смерти 24 января 1896 году был удостоен титула лорда. Увы, он пробыл лордом всего один день, т.к. 25 января скончался в своей усадьбе. Отметим, что в Великобритании художнику по профессии честь носить это звание выпала впервые.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе и делитесь этой статьей в соцсетях!

Читайте еще: Что изображено на картине Милле?

Почему на картине Милле изображен горшок с базиликом?

ПРЕРАФАЭЛИТЫ (галерея)

Ю. Пименов: Новая Москва. 1937 год.

Утро в метро Нью-Йорка на картине 1914 года