В наше время даже люди, бесконечно далёкие от науки, широко обсуждают научные вопросы. Ничего плохого в этом нет, наоборот - такие дискуссии свидетельствуют, что "простые люди" по крайней мере иногда задумываются о чём-то кроме насущных потребностей. Правда, в эти споры время от времени "вклиниваются" псевдонаучные фрики, уводящие людей от истины; но в последнее время их популярность, судя по всему, заметно снизилась.
В России самое первое подобное обсуждение состоялось в 1685 году. И тема этого резонансного диспута была любопытная: в какой момент литургии кусок хлеба и стакан вина превращаются в мясо и кровь Иисуса Христа? Эту важнейшую для развития наук и технологий проблему активно обсуждали торговцы, ремесленники, извозчики, женщины и дети.
А началась вся вакханалия с того, что в Москву стали массово приезжать образованные люди из Белоруссии и Левобережной Украины, незадолго до этого присоединённой к России. В семнадцатом веке в тех землях существовали "братские школы", дающие среднее образование, но вот продолжать обучение приходилось в католических университетах. Студенты, оканчивавшие эти заведения, в плане богословия подпадали под влияние католического вероучения.
В католической литургии считается, что булка превращается в мясо бога после слов "Приимите, ядите...". В православной же версии спектакля после этих слов следует дополнительная сценка с несколькими персонажами, и магическое превращение происходит после неё. Так уж получилось, что самым главным московским интеллектуалом на долгие годы стал Симеон Полоцкий - крупный учёный, философ, писатель и первый русский драматург. Происходил он из белорусского Полоцка, который в те годы принадлежал Речи Посполитой, и очень быстро сблизился с семьёй царя, став воспитателем его детей.
В своём сочинении "Жезл правления" Симеон изложил католическую версию спектакля. В ответ на это московский протопоп Никита (которого потом назвали Пустосвятом) разразился собственным сочинением, в котором отстаивал православную версию. В дальнейшем спор продолжили ученик Полоцкого Сильвестр Медведев и греческие учёные братья Лихуды, приехавшие преподавать в только что открытую Славяно-греко-латинскую академию. Они принялись писать один трактат за другим, в котором каждый отстаивал свою версию обряда. Эта эпистолярная разборка стала достоянием простого народа. Бразильских сериалов тогда не было, многотиражных газет тоже, и спор о хлебе и вине вполне заменял всё это, став поводом потрещать языками на рынках и в кухнях.
Диспут продолжался до тех пор, пока деспотичный патриарх Иоаким не "разобрался" с Медведевым, уволив того из монашества. На соборе 1689 года он объявил, что окончательно победил "хлебопоклонную ересь".
Так начинала своё существование российская академическая наука.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора: