Юбилейная коллекционная фото-книга известного рок-фотографа Михаила Грушина в подарочном твердом переплете посвящена 35-й годовщине Московского Музыкального Фестиваля Мира (ММФМ), состоявшегося 12-13 августа 1989 г. На стадионе имени В. И. Ленина в Лужниках собрались тогда более ста тысяч человек. На два дня был зажжен Олимпийский огонь. Издание вышло в свет в начале ноября 2024 г.
О ФЕСТИВАЛЕ
Ведущими организаторами концерта были Стас Намин – руководитель первого в СССР независимого продюсерского центра «Центр Стаса Намина» и американский рок-менеджер первой линии Док МакГи (Doc McGhee) со своей командой. Фестиваль транслировался в 59 стран мира с аудиторией около миллиарда зрителей.
В концерте приняли участие советские и зарубежные рок-звезды первой величины музыкального небосклона тех лет. От СССР: Gorky Park («Парк Горького»), «Бригада С» и «Нюанс». С западной стороны – великий и ужасный Ozzy Ozbourne (Великобритания), Scorpions (Германия), Сinderella, Motley Crue, Bon Jovi и Skid Row (все США). Было исполнено 67 песен.
Пресс- конференция перед концертом. Второй слева Стас Намин, один из организаторов фестиваля, руководитель продюсерского центра «Центр Стаса Намина».
Мыслитель. Великий и ужасный Оззи Озборн на пресс--конференции был очень сосредоточен и внимателен. На мой взгляд, лучшее фото Оззи. И его сделал московский фотограф Миша Грушин.
ММФМ был настоящим прорывом русского рока на международную сцену, когда советские выступали на равных с несоветскими. Например, в сравнении с участием годом раньше «богоподобного» тогда Гребенщикова в концерте «Освободите Манделу» на лондонском стадионе «Уэмбли». Российского музыканта с кличкой Б-г довелось тогда наблюдать в тени заурядной поп-группы «Юритмикс» в дальнем углу сцены.
В августе 1989 г. слово Москва впервые прозвучало на международной рок сцене весомо и авторитетно. Прошедший в столице СССР фестиваль сразу стали сравнивать с американским «Вудстоком», грандиозным рок-событием, состоявшимся почти день в день за 20 лет до того и собравшим за три дня почти полмиллиона зрителей. Иногда говорят, что в Москве Scorpions впервые исполнили знаменитую «Wind of Change». Нет, она была написана позже, именно под впечатлением фестиваля.
Самая западная тогда советская рок-группа Gorky Park («Парк Горького»)
Фестиваль стал ярким воплощением Послания о Мире Всему Миру от лица молодежи, объединенной любовью – любовью к музыке в стиле рок, музыкальным воплощением «ветров перемен» того времени. Восток и Запад протянули друг другу руки.
В отличие от многих подобных фестивалей, на этом не произошло:
- ни одной драки;
- ни одного ареста за хулиганство;
- ни одного несчастного случая.
Гитаристы американской «Золушки» (Cindererella) Jeff Labar и Tom Keifer
Кто б тогда знал, что через два года, в сентябре 1991 г., в московском Тушино по случаю победы либеральной демократии над охранителями старого мира состоится грандиозный фестиваль Monsters of Rock, который соберет на единственный концерт от полумиллиона до миллиона зрителей (точно посчитать невозможно - вход был бесплатный). И там реально прольется кровь
Лучшая концертная фотография Scorpions, не только в Москве, но и в целом за все время выступлений группы.
- Последней прозвучала на фестивале песня Джона Леннона «Дайте миру шанс»/«Give Peace a Chance»! Миру снова нужен шанс!
О КНИГЕ
К книге прилагается CD с записью концерта.
Согласно редакционному плану книга должна была выйти в августе, но по техническим причинам это эпохальное событие свершилось в ноябре 2024 г.
Михаил Грушин, автор книги, рок-фотограф с почти сорокалетним стажем.
Автор книги был аккредитован на фестивале как штатный фотограф Московской рок-лаборатории, где он работал с 1988 г. Здесь мы с Мишей познакомились в 1989 г. С тех пор и продолжаются наши дружески-деловые отношения.
Это уникальная работа. За всю советско-российскую историю рок-музыки подобных изданий не было ни в СССР, ни в России. Грушин - один из лучших отечественных рок-фотографов – сам представляет весь изобразительный материал. Пишет очень личностно, простым самобытным языком, что придает его комментариям особую «вкусность». Тексты написаны на русском и английском языках, по объему занимают 16 страниц. Остальное - фотографии, выполненные на высочайшем профессиональном уровне: 80 полос экспрессивной репортажной съемки и других изобразительных документальных материалов, связанных с концертом.
В книге, например, представлены фотографии артефактов фестиваля из московского Музея группы Scorpions Ильи Матвеева и коллекции рок-музыканта Сергея Курлыкова: кепка Маттиаса Ябса, гитары с автографами музыкантов, именные барабанные палочки, другие экспонаты, даже билет на концерт стоимостью 14 руб.
Это не первая подробная работа Михаила Грушина. Лет пять назад по заказу Scorpions он создал солидную фотокнигу, посвященную выступлению группы на Московском Музыкальном Фестивале Мира. Она сразу стала артефактом, потому что вышла всего в пяти экземплярах. Три получили «скорпионы»: Маттиас Ябс (Matthias Jabs), Клаус Майне (Klaus Meine) и Рудольф Шенкер (Rudolf Schenker). Один - Илья Матвеев, пятый Михаил оставил себе. Этот проект он не рекламирует, но все исходники в сохранности и эту уникальную книгу можно при желании заказать.
У Михаила после фестиваля также установились добрые отношения с группой Bon Jovi. В 2019 г. она приезжала в Москву и Михаил со всей семьей были приглашены на концерт.
Несколько страниц книги посвящены публикациям с фотографиями Михаила о концерте в прессе. Владимир Елбаев, журналист тогда еще советского Агентства Печати Новости (АПН), написал и обеспечил размещение материалов в изданиях АПН. Тогда это были 60 газет и журналов на 45 языках в 120 странах мира.
Автор этих строк, тогда еще ташкентский, а ныне московский, журналист Александр Попов, опубликовал разворот, под заголовком «Всемирный праздник рок-н-ролла» в молодежном журнале «Молодая смена» (11. 1989), выходившем тогда в Узбекистане.
Журналисты, в чьих публикациях о фестивале были использованы фотографии автора книги. Слева направо: Владимир Елбаев (АПН) - октябрь 1989; Александр Попов (в кепке) – «Молодая смена», Ташкент – ноябрь 1989; Александр Волков – соредактор журнала «КонтрКультураУр’а», Москва – 1989. Указаны даты съемки.
Разворот журнала «Молодая смена» (Ташкент) с публикацией «Всемирный праздник рок-н-ролла» Александра Попова и фотографиями Михаила Грушина, 11.1989
В статье «Всемирный праздник рок-н-ролла» говорится, что за два дня фестиваля его посетили 180 тыс. человек, в других источниках – 200 тыс., в русской Википедии приводится цифра – 120 тыс. человек, в англоязычной – 100 тыс. Такую цифру приводит автор в книге. Все считали по-разному. Да это и несущественно.
Сергей Гурьев - редактор журнала «КонтрКультУр’а» со страницами сохранившегося макета издания с публикацией о фестивале. Съемка - Москва, 2024 г.
Несколько разворотов о «Фестивале мира» опубликовал в выходившем тогда самиздатовском журнале «КонтрКультУр'а» Сергей Гурьев, хорошо известная фигура в кругах неофициальной музыкальной журналистики СССР и затем в России.
Обложки некоторых изданий, где были опубликованы статьи о Московском Международном Рок-фестивале Мира в августе 1989 г.
О КОМАНДЕ ПРОЕКТА
Книга издана независимым музыкальным издательством «Черта», которое также занимается выпуском CD-дисков под лейблами Meat Stoks Records и Metal Meat Studio. Тираж 500 экз. Каждый экземпляр со своим коллекционным номером. К изданию прилагается CD-диск с записями концерта.
Рабочая команда проекта. Стоят: Анастасия Морозова – консультант, Кирилл Бузин – переводчик, Дмитрий Кошелев –корректор, Артем Каритич - выпускающий редактор. Сидят: Михаил Грушин - автор, Максим Кошелев – дизайнер.
АВТОР И ЖУРНАЛИСТЫ
В один из дней после выхода книги автор организовал встречу с журналистами, упомянутыми в книге, что отметить событие.
Слева направо: автор - Михаил Грушин, Александр Попов, Сергей Гурьев, Владимир Елбаев.
ЧТО ПИШУТ
В сети уже появились первые отзывы на издание. В одном из них парнишка, явно родившийся в новой России, удивляется: «Вот что, оказывается в СССР было, а у нас такого никогда не было». Воронежский музыкальный журналист Александр Силин пишет: «…книга Михаила Грушина, открывает возможность окунуться в атмосферу времени, девиз которого я бы сформулировал так: «Когда звучит рок, пушки молчат». Тогда действительно работала другая артиллерия под названием «heavy metal», а представители ныне недружественных стран с удовольствием примеряли на себя униформу советских вооруженных сил». Очень верные слова в наше безумное время, кажется, что спустя 40 лет наступил «1984».
Тридцать пять лет назад Восток и Запад на одной сцене выступали в Москве под знаком мира и дружбы. Эта книга напоминает об этом славном моменте европейской истории, призывает вспомнить прошлое, чтобы избавиться в настоящем от политического неразумия, злобы и ненависти, разъедающих сегодня Европу.
P. C. Множество отзывов об этом историческом фолианте, читайте на сайте в ВК по адресу: https://vk.com/moscowmusicpeacefestival