Найти тему

Что такое шелфи и как его использовать в обучении?

Всем знакомо такое понятие, как селфи. Это фотография самого себя, сделанная на камеру мобильного телефона. А вот что такое шелфи? И как можно использовать эту "фишку" на уроках?

Слово "шелфи" произошло от английского "shelf" - полка. Как правило, на своих полках дома мы размещаем те предметы, которые нам близки, которые составляют нашу жизнь, интересы, предпочтения. Посмотрите на полки своих знакомых. Вы не найдете ни одной похожей. У кого-то на них стоят книги, у кого-то - фарфоровые статуэтки, а у кого-то - кубки за победы в соревнованиях. Полка так или иначе отражает образ жизни и внутренний мир человека.

Шелфи - это фотография своей полки. Как говорят, это селфи для интеллектуалов. Привычное селфи - это лишь снимок внешности человека, а по внешности многого о самом человеке сказать нельзя. А вот по фотографии его полки можно многое узнать о жизни, увлечениях, особенностях личности.

По сути, шелфи - это натюрморт, который демонстрирует вкус человека и то, чем наполнена его жизнь. Самый распространенный вид шелфи - это фотография полки с любимыми книгами. Впервые этот тренд появился в Инстаграмме, его основателем стала фотограф Элис Гао.

Я использовала этот тренд на своих уроках. Рассказала десятиклассникам о том, что такое шелфи, а потом предложила им выполнить мини-проекты. Им нужно было сделать фотографии своих полок (кстати, не обязательно полок: это мог быть письменный стол, тумбочка, подоконник или любое другое место, где они хранят самые дорогие предметы). Были поставлены два условия: на фото должна обязательно присутствовать любимая книга (книги) и снимок не должен быть подписан.

Когда шелфи были готовы, ученики скинули мне их на компьютер, а потом на уроке мы вместе смотрели фотографии на экране, пытаясь угадать, кому принадлежит тот или иной снимок. Это был урок удивительных открытий. Ребята узнали друг о друге очень многое, даже то, чего раньше никто и не знал.

Во-первых, мы увидели, каков круг их интересов. У одних это был спорт, у других - настольные игры, у третьих - компьютер, у четвертых - история... Десятиклассники отнеслись к заданию творчески и представили уголки своих интересов, которые отражали их внутренний мир. На полках мы увидели и модели, сделанные из деталей конструктора, и открытки из путешествий, и мягкие игрушки, и любимые шоколадки, и памятные вещицы, и медали за спортивные соревнования... И, конечно, книги. Да, были те, кто не имел любимой книги, но, чтобы выполнить условие задания, клали на полку изучаемое по литературе произведение. Но большинство ребят показали именно те книги, которые им дороги.

Сначала мы внимательно рассматривали фотографии, анализировали каждый предмет на них, потом старались угадать, кому принадлежит фото. Иногда это было непросто, потому что многие интересы ребят стали для нас сюрпризом. Когда же автор снимка был узнан, мы просили его коротко прокомментировать свое шелфи. При этом я старалась заострить большее внимание, конечно, на читательских предпочтениях.

Это не был привычный урок литературы. Скорее, это был час откровения, неожиданных открытий и познания друг друга. И это было здорово.

Попробуйте дать своим ученикам такой проект. Увидите, что каждый из них откроется для вас и своих товарищей совсем с другой стороны.

Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".