Дорогие друзья! Вы на канале педагога раннего развития и мамы двух малышей.
В декабре я закончила курс повышения квалификации, и теперь я ещё Реджио-педагог.
Когда я узнала о Реджио-подходе, то поняла, что о нем должны знать все современные родители. И не зря он набирает все большую популярность в России. Мне кажется, вскоре о нем будут говорить так же, как и о методике Монтессори. Ведь этот подход помогает делать наших детей самостоятельными, творчески развитиями и полностью раскрывает их таланты!
А теперь я расскажу, что это такое, и что нам можно взять на заметку как родителям.
Основные принципы Реджио-похода или Реджио педагогики, которые меня и привлекли, широко распространены среди большинства осознанных родителей. По идее, они не новы: уважение к ребёнку, внимание к его интересам, способствование любознательности и безграничному творчеству.
Так в чем же суть именно этого подхода?
Интерпретировать этот подход можно по-разному. Расскажу, что больше всего привлекло меня.
Во-первых, это не методика, а подход.
То есть, для воплощения идей Реджио-педагогики не нужны регламенты и пособия. Такая свобода помогает расслабиться и творчески подходить к развитию ребенка.
Во-вторых, Реджио подход основан на проектной работе с детьми.
Я считаю такой метод очень эффективным. Дети сразу видят систему, цель, последовательность, ищут разные пути получения результата (причём результат может быть любой). Проекты могут длиться от нескольких часов до нескольких месяцев. К примеру, ребёнку стало интересно, как сделать стул. Мы изучаем не только варианты изготовления стульев, а делаем чертёж, идём в магазин, берём материалы и делаем, собственно, сам стул. Параллельно изучаем множество понятий. Начиная от счёта и единиц измерения, заканчивая тем, как работают продавцы в магазине, и что это за профессия.
В-третьих, почти все проекты вытекают из вопросов детей, их реальной и бытовой жизни.
Четвёртое- Реджио-педагоги не наставники, а соавторы.
И мне нравится их умение задавать вопросы, раскрывая потенциал ребёнка. Если ребёнку нужно нарисовать ромашку, мы не дадим картинку с ромашкой и попросим срисовать. А в идеале пойдём на улицу, рассмотрим ромашку под лупой, обсудим, на что она похожа, из чего она состоит, какой у неё жизненный цикл, и дети сами придут к интересным выводам. И, конечно, рисунки в всех будут разные.
Ниже историческая справка и немного специфики:
Название
«Реджио» происходит от названия города в Италии Реджио Эмилия. Именно там (точнее-в пригороде Вилла Челла) впервые было открыто дошкольное учреждение с новыми педагогическими принципами. Идеологом стал психолог и педагог Лорис Малагуцци.
История
В послевоенные годы в Италии было очень активным движение родителей и педагогов-новаторов. Они верили, что могут изменить мир, начав с принципов воспитания детей, чтобы не допустить повторения ужасов войны.
У жителей для строительства первых детских садов в распоряжении был только танк, несколько грузовиков и лошади. И, конечно, много энтузиазма.
Властям сначала было сложно признать новый формат детских садов, но в 1963 школа (имеем ввиду дошкольное учреждение) с «Реджио подходом» была официально признана на региональном уровне.
Специфика
Именно поэтому Реджио педагогика-это подход, а не метод. Нет франшизы. Педагоги Реджио Эмилии говорят, что мало кому удастся на 100% повторить ох опыт. Вряд ли где-то есть такая поддержка на региональном уровне (в регионе эти сады бесплатны, они муниципальные), есть такие же погодные условия, история и т.п. Поэтому остаётся лишь вдохновляться походом и создавать у себя что-то похожее.
Особенности реджио-педагогики
- Ребенок участвует в учебном процессе наравне с родителями и учителями.
- У ребёнка есть «Сто языков» - воспитанник выражает мысли и идеи не только с помощью слов, но и через рисунок, движение, музыку, театральные постановки, лепку.
- Развивающая среда – третий учитель.
- Есть понятие «Документации» - фиксирование процесса обучения в фотографии, аудио- и видеоматериалах, работах воспитанников.