Вторая часть данной темы будет содержать кадры японской хроники периода Карафуто.
Японские власти были заинтересованы в обеспечении губернаторства Карафуто собственными продуктами питания, именно поэтому в первые годы ставка делалась на заселение аграриями. Были периоды спада для сельского хозяйства губернаторства, когда все силы бросались на развитие рыбной промышленности, затем лесной с 1919-20 гг., но уже в середине 20-х годов начинается период организованного заселения.
Администрация целенаправленно приглашала на Сахалин «детей и младших братьев из крестьянских семей, а также лиц, сменивших свою профессию на сельское хозяйство, и успешно справляющихся со своей работой».[1]
Этому способствовало два важных фактора. Экономическая обстановка в Японии, где в первой половине 20 века 60% населения было занято в сельском хозяйстве. «Рисовые бунты» 1918 года подстегнули хронический кризис времен Первой мировой войны, затем грянул мировой экономический кризис конца 20-х годов, все это очень негативно отразилось на состоянии сельского хозяйства Японии. Второй фактор: патриархальный уклад в японской семье, где главой мог быть только мужчина (отец или старший сын), а остальные члены семьи во всем зависели от него, имея мало шансов стать самостоятельными. Переезд в Карафуто многим давал возможность устроить собственную судьбу.
Тоёхара – богатая (плодородная) долина, это не только красивое название нового приобретения японской империи. Приезжавшим сюда переселенцам от государства можно было получить надел земли до 2,7 га. «Семьям выделяли лошадей, трактора и обязывали распахивать в первый год 1 га, во второй – 2 га».[2] В период организованного заселения вновь прибывшим семьям выдавалась денежная помощь в размере 300 йен, а если земли были очень плохого качества, то до 400 йен.
Окрестности поселения Конума до 1905 года не одно десятилетие осваивались ссыльнокаторжными Российской империи. Основным видом деятельности здесь всегда было сельское хозяйство. Японские крестьяне занимали поля, брошенные русскими, и принимались за привычный труд.
Первые опыты японских полеводов были не особо удачными, климатические условия Сахалина отличались от близлежащего Хоккайдо, еще больше от остальных японских островов. Возникла острая необходимость глубокого изучения особенностей ведения растениеводства и животноводства в новых условиях и подготовки новых специалистов в сельском хозяйстве для губернаторства Карафуто.
В 1929 году на южной окраине селения Минами Конума создают Центральную опытную станцию при губернаторстве Карафуто, которая в 1933 году переезжает во вновь построенное знание на западном берегу реки Харуки (Красносельская). Красивое светлое здание, формой напоминающее трехпалубный теплоход, возвышалось над ближайшими полями, на который располагались экспериментальные площади полеводов. Рядом построили специализированную теплицу, где выращивали экзотические для Сахалина растения.
Укороченный третий этаж здания Центральной опытной станции весь был отдан под библиотеку, фонд которой к 1945 году был полностью сформирован. Все стеллажи и полки занимала научная литература и периодика, до сих пор значительная часть того фонда хранится в этом помещении на том же этаже.
В этом научном учреждении работали маститые ученые со всей Японии. Исследования велись в направлении сельского хозяйства, лесного хозяйства, животноводства, поздней к ним добавились работа по изучению здоровья и быту. У Центральной опытной станции было несколько филиалов, расположенных в разных районах Карафуто.
Была одна особенность в организации рабочего процесс в Лаборатории: научная деятельность осуществлялась только в теплую половину года, на зимний период ученые уезжали домой в Японию, оставляя здания и прилегающие территории на попечение обслуживающего персонала.
Из книги «30 лет губернаторства Карафуто»: «В апреле 1929 года издано постановление о профессиональных вспомогательных училищах, и создано 10 училищ в разных местах Карафуто... Кроме того, учитывая особое положение на острове, построено в селе Тоёкита (Новоалександровск) колониальное училище для подготовки основных кадров - руководителей сельскохозяйственного производства».[3] Училище расположилось на восточном берегу реки Харуки, в нем было три факультета: сельскохозяйственный, животноводческий и лесопромышленный. Те же самые научные дисциплины являлись ведущими в Экспериментальной опытной станции. Учеба длилась 3 курса, 15 преподавателей обучали 300 учащихся.
Экспериментальная лаборатория и школа взаимодополняли друг друга, выполняя цели, поставленные Администрацией губернаторства. Поля, на которых производились работы, раскинулись от восточного берега реки Судзуи до самого подножия Сусунайского хребта. Учащиеся училища работали на полях, здесь же сдавали экзамены.
Одним из исследований Экспериментальной опытной станции было выращивание пшеницы. Результатом этих работы стал следующий вывод: «Пшеница, произрастающая в Карафуто, богата клейковиной, в рекомендуемых сортах содержится 32% клейковины (в канадской 31%), она твердая, из нее можно приготовить хлеб».[4] Ученые рекомендовали увеличить ее посевы, чтобы сократить ввоз пшеницы на остров, обеспечив его собственным зерном.
Автор Аристархова Г.Г.
Начало темы читайте здесь
История поселения Пустаки (1893-1899 гг.)
Зваться поселение будет Пустаки
Карафуто: пять принципов общего образования (по-японски)
[1] 30 лет губернаторства Карафуто. т.3
[2] Сахалин и Курилы в прошлом и настоящем. -М., 2015. –С.231.
[3] ГИАСО. Ф. 1170. Оп.1. Ед.хр. 42. Л. 82.
[4] ГИАСО. Ф. 1170. Оп.1. Ед.хр. 42. Л.66.
Продолжение следует