28 августа 1993 года - катастрофа самолёта Як-40 б/н EY-87995 в а/п Хорог, Таджикистан. Тридцать лет назад...

179 прочитали

Данная авиакатастрофа, при казалось бы понятных на первый взгляд причинах, до сих пор сохраняет свои загадки. Время идёт, кое-что стирается в нашей памяти, поэтому нужно вспоминать эти не самые приятные события.

Немного предыстории. Аэропорт столицы Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана города Хорог был важным связующим звеном в непростой транспортной цепи. Конечно, всегда имелась возможность добраться до "большой земли", то есть до областных центров республики или её столицы на автомобиле по горной дороге, иначе именующейся Памирским трактом. Но это занятие было довольно утомительным и занимало довольно много времени. Гораздо проще было воспользоваться услугами гражданской авиации, тем более, что её развитию в советское время уделялось немало внимания со стороны властей. В конце 60-х начале 70-х годов на линию Душанбе - Хорог вышел самолёт Як-40, благодаря которому удалось с нормальным комфортом выполнять перевозки пассажиров и грузов .

Самолёт Як-40 в а/п Хорог
Самолёт Як-40 в а/п Хорог

Обычно в день делали семь рейсов по данному маршруту, хотя иногда частота их выполнения могла быть увеличена.

Аэропорт Хорог, взлетает Як-40, ещё два самолёта на перроне находятся, середина 80-х, фото Г.Ратушенко
Аэропорт Хорог, взлетает Як-40, ещё два самолёта на перроне находятся, середина 80-х, фото Г.Ратушенко

Шли годы, распался Советский Союз, вскоре начались политические события. которые привели Таджикистан к гражданской войне. В сентябре 1992 года кровопролитными боями были охвачены южные и припамирские области республики, в результате чего транспортное сообщение между регионами практически прекратилось. Примерно к декабрю 1992 года силы Народного Фронта Таджикистана смогли взять инициативу в свои руки и устанавливать новую власть. Соответственно, все те, кто имел отношение к стронникам оппозиции - были вынуждены покинуть насиженные места. Бал правил человек с ружьём, точнее с автоматом Калашникова - и расстрелять запросто могли за место рождения, указанное в паспорте, нередко бывало и такое.

В итоговом результате после окончания первой фазы конфликта, в Хороге оказалось довольно много беженцев, которые пытались сначала обустроиться на Памире, но поскольку тамошние условия не позволяли жить такому количеству гостей - начали выбираться ближе к своему покинутому жилью. Автомобильным транспортом выполнить такие перевозки не представлялось возможным, поскольку линия соприкосновения правительственных сил и боевиков оппозиции не предполагала свободного проезда транспорта. Оставался один вариант - гражданская авиация.

Аэропорт Душанбе, 1992 год
Аэропорт Душанбе, 1992 год

Самолёты и вертолёты после хаоса осени 1992 года начали выполнение полётов по некоторым местным линиям из Душанбе, аэропорт которого перешёл под охрану российских военных из 201-й МСД.

Для нас, русскоязычных жителей, всё продолжалось можно сказать своим чередом, поскольку мы для противоборствующих сторон особого интереса не представляли. Основной проблемой летом 1993 года было найти нормальный источник доходов, поскольку зарплаты платили не везде и не всегда. Именно поэтому я не стал в то время трудоустраиваться в аэропорт Душанбе, а направил свои документы в одну из частей МО РФ.

В марте 1993 года я возвращался из Худжанда, и совершенно случайно разговорился и познакомился с молодым человеком в аэрофлотофской форме пока мы летели на Як-40 в Душанбе. Звали его Юрий Дёмин, он был вторым пилотом на данном типе. Обменялись телефонами, я уехал домой. в Нурек и периодически мы с ним созванивались. Пока не было полной ясности с документами, я предпочитал жить у родителей в Нуреке, да и не было тогда особой возможности в Душанбе ездить.

В начале августа 1993 года в очередной раз позвонил я ему, поболтали о том, о сём. Юра собирался переезжать и активно искал новую работу. Он прошёл курсы английского языка и даже стажировался в Пакистане, причём во время боевых действий в Душанбе, тогда повезло... Мне врезались в память слова, что сейчас нормальных рейсов нет, а в Хорог летать единственная возможность хоть что-то получить.

Если честно, день именно 28 августа 1993 года не оставил следа о себе, на следующее утро по радио сказали. что разбился самолёт в Хороге. Сначала было не совсем понятно. что произошло, поскольку говорили про Ан-28, а в обед ситуация стала проясняться, хотя междугородняя связь работала не очень. Правда, когда озвучили количество погибших, я подумал, что напутали - откуда в Як-40 более 70 пассажиров взялось? Отсутствие внятной информации конечно же способствовало появлению различных слухов и пересудов. Кое-как через наших знакомых удалось хоть что-то узнать и примерно понять картину произошедшего. Примерно через месяц в газете "Вечерний Душанбе" опубликовали выдержки из отчёта комисии по расследованию.

Эти выдержки в общем-то и являются официальной версией произошедшего: "При посадке пассажиров в а/п Хорог, боевики, контролировавшие Хорог и окрестности (в Таджикистане шла гражданская война), угрожая экипажу автоматическим оружием, посадили в самолет 81 пассажира, в т.ч. - женщин и 14 детей.
  При взлёте самолёт Як-40 б/н EY-87995 пробежал по взлётно-посадочной полосе 1629 метров, после чего экипаж поднял носовую стойку. Однако самолёт не взлетел, а продолжал движение по ВПП, пока не выкатился за её пределы. Пробежав по земле от торца полосы ещё 150 метров, Як-40 левой стойкой врезался в бруствер неглубокого (30 см) арыка, а затем столкнулся с камнем высотой 60 см. Через 30 метров левое колесо попало в промоину и разрушилось, а правое колесо вскоре столкнулось с бетонным дотом метровой высоты с отрывом плоскости, затем второй плоскости крыла, после чего самолёт рухнул в промоину реки Пяндж."

ВПП а/п Хорог, хорошо виден островок, куда выкатился самолёт
ВПП а/п Хорог, хорошо виден островок, куда выкатился самолёт

Конечно, все были просто шокированы произошедшим. Как можно затолкать столько народу в самолёт, который ведь не арба с ишаками и не ЗиЛ-130 - такое мнение бытовало вокруг, и я его полностью разделял. Поиск новых аспектов и обстоятельств катастрофы был довольно сильно осложнён событиями 1995 года, когда началась вторая стадия гражданской воны в многострадальном Таджикистане - не до этого было совершенно.

Торец ВПП а/п Хорог
Торец ВПП а/п Хорог

Прошло довольно много времени с тех пор, мы стали реже вспоминать о данной трагической дате, появились новые заботы. Однако, оставались невыясненными некоторые вопросы в очевидном, вроде бы случае.

Я никогда не мог понять, почему экипаж не прекратил взлёт, понимая, что длины ВПП однозначно не хватает? Понятно, что некие боевики грозили оружием - но в данном случае всё очевидно, не может самолёт взлететь и всё тут. Опять же, что мешало просто повредить самолёт, наехав на препятствие?

Для чего в состав погибшего экипажа был включён штурман? Какая была необходимость в его присутствии? Маршрут Душанбе - Хорог был вполне отработан и выполнялся очень много раз. Тем более. что обстановка в аэропорту была весьма нездоровой, о чём руководство а/к "Точикистон" предупреждали неоднократно.

В опубликованных материалах совершенно отсутствует запись речевого регистратора, который наверняка мог прояснить некоторые детали.

Насчёт боевиков тоже не всё так просто. По официальной версии - они распоряжаются самолётом и экипажем, как хотят. При этом почему-то не снимают с борта штурмана и бортпроводника - они ведь явно лишние в такой ситуации, если что, после улетят. После катастрофы в Хорог прилетают спасатели, а позднее тогдашний премьер-министр Таджикистана А.Абдулоджанов - но никто их не выгоняет из вертолёта и транспорт не отбирает. Получается, какие-то лояльные автоматчики (между прочим, представители оппозиции), когда нужно.

Удивительным образом не сохранилось ни одной фотографии с места катастрофы. Судя по воспоминаниям спасателей - фото делали, да и работа комиссии по расследованию была бы попросту невозможной, а куда всё подевалось так и осталось загадкой.

Спасатель из а/п Душанбе В.Рагулин, который учавствовал в работе на месте происшествия, несколько раз описывал свои впечатления в "Живом журнале" и один из комментариев под его постом меня сильно впечатлил. Картина становилась совершенно другой: "Я тоже была там и все видела своими глазами. Мне было тогда 19 лет. На самолет все садились естественно без билетов и документов, я та пассажирка, которая не смогла попасть в число пассажиров, хотя была на полпути, меня вытолкнули с трапа женщины с детьми, вооруженные люди автоматом всем преграждали вход в самолет, но женщины шли волной, не знаю, как я оказалась вытолкнутой. Идя по трапу, я видела пассажиров внутри борта – это были женщины и дети, они стояли вплотную друг к другу. Боевики всеми силами старались преградить вход в самолет, но их никто не воспринимал. Когда, всё таки все зашли и самолет развернувшись проехал до конца взлетной полосы и начал разгоняться для взлета, то он даже не взлетел, а с набранной скоростью врезался в островок, который со всех сторон омывала холодная река с сильным течением. Он так и остался на этом островке, лишь нижняя часть хвоста была слегка в воде, а сам самолет просто треснул пополам. Сбежались все, кто там был, но ничего сделать и предпринять мы не могли. Очень быстро прибыли Российские пограничники ( называемые - СНГшники) они оперативно друг за другом держась за руки, цепью пробрались к островку с разрушенным самолетом."

Там же был опубликован комментарий от имени бывшего КВС из Душанбе Ю.В Зыкова: "Я за два дня до этой катастрофы на этой же машине № 87995 взлетал с Хорога с 22 пассажирами и оторвался на последней плите ( атм. давление 595 мм.рт.ст, температура +30 при высоте аэродрома 2070 м над уровнем моря. Макс. загрузка падает до 22 человек). При этом тяжелейшая схема взлета и захода на посадку. Командир был мой лучший друг. Это трагедия. Нас тоже заставляли взлетать под дулами автоматов. Но мы отказались". Получается, выбор экипажу всё-таки оставляли, очень жалею, что не успел с ним поговорить.

До сей поры нет полной ясности, сколько же самолётов было в тот момент в а/п Хорог, поскольку приходилось неоднократно слышать, что два борта прилетело утром.

Аэропорт Душанбе, примерно 1997 год
Аэропорт Душанбе, примерно 1997 год

Позже, в социальных сетях довелось пообщаться с одним из работников АТБ а/п Душанбе, который также рассказал несколько иную версию произошедшего. КВС данного борта, оказывается был всегда не против подзаработать, перевозя "зайцев". Собственно, винить его и экипаж в данном стремлении не следует - время было "весёлое", а жить всем нужно. Кроме того, душанбинские авиаторы наверняка знали о довольно смелых полётах коллег из Нагорного Карабаха, которые в Як-40 возили в два раза больше положенных пассажиров - и всё у них получалось.

Такая вот картина складывается. К сожалению, полную правду узнать вряд ли когда получится - до сих пор складывается впечатление, что акт расследования остаётся под грифом "секретно". Исходя из статистики причин подобных происшествий можно предположить, что авиакатастрофа была следствием разных причин. Обычно сами по себе такие обстоятельства не могут привести к трагическим последствиям, но все вместе - вполне.

Полный список экипажа того злополучного рейса: КВС- М.Сияров; 2П- Ю.Дёмин; Б/М - Н.Буриев; Б/П- И.Каюмов; Шт-Е.Бабаджанов.

Скорее всего, так выглядел тот самолёт
Скорее всего, так выглядел тот самолёт

Также в официальной версии, которая опубликована, имеется утверждение, что полёты в а/п Хорог были прекращены до конца гражданского противостояния - это не так. Полёты не производились примерно до начала весны 1994 года, хотя эпизодические рейсы. судя по всему выполнялись. Во всяком случае весной 1994 года самолёты в Хорог летали, их видно хорошо было с вершин неподалёку от Нурека. Поскольку самолёты а/к "Точикистон" не могли справиться с таким потоком пассажиров, проблему решили с применением вертолётов Ми-26, которые принадлежали 23-му ОВП ФПС РФ из Душанбе.

Зимой 1995 года в Хорог из Душанбе обычно летали Ан-28, иногда выполняя два рейса утром и обратные к полудню. В 2012-м году эксплуатация самолётов Як-40 в а/к "TAJIK AIR" была прекращена.