Пишу о том, что интересно мне и подписчикам (во всяком случае надеюсь на это). Путешествия, история транспорта (особенно авиации), Средняя Азия - вот некоторая часть моих интересов.
Изначально для возведения плотины Нурекской ГЭС было выбрано Пулисангинское ущелье, где река Вахш оказывается зажатой в каменном «мешке». Однако удачное расположение будущей плотины вовсе не говорило о простоте её возведения. Одной из главных трудностей была организация снабжения данной стройки всем необходимым. Идеальным вариантом в такой ситуации была бы железная дорога, но ближайшая станция под названием Иляк находилась примерно в 40 километрах от Нурека. Прокладывать новую ветку железной дороги не представлялось возможным, поскольку горный рельеф накладывал свои ограничения...
Самолёты Як-40 начали поступать в эксплуатацию Таджикского УГА в конце 60-х. В то время требовалось развивать пассажирские перевозки, парк самолётов в а/п Душанбе постоянно пополнялся. Самолёты активно работали на различных маршрутах, связывая столицу и различные города Таджикской ССР между собой и соседними республиками. Однако ресурс любого самолёта не является бесконечным и постепенно в процессе эксплуатации в душанбинском аэропорту стали появляться самолёты, которым больше было невозможно подняться в небо, или как выражаются авиационные балагуры - "калашный ряд"...
Данная авиакатастрофа, при казалось бы понятных на первый взгляд причинах, до сих пор сохраняет свои загадки. Время идёт, кое-что стирается в нашей памяти, поэтому нужно вспоминать эти не самые приятные события. Немного предыстории. Аэропорт столицы Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана города Хорог был важным связующим звеном в непростой транспортной цепи. Конечно, всегда имелась возможность добраться до "большой земли", то есть до областных центров республики или её столицы на автомобиле по горной дороге, иначе именующейся Памирским трактом...
Во время строительства плотины Нурекской ГЭС в Таджикской ССР применялась самая разнообразная техника. Помимо огромного количества карьерных самосвалов МАЗ-525, позднее БелАЗ-540А, на стройплощадках также требовались тяжёлые тягачи. Для этого чаще применялись тракторы К-700, и К-701, а также довольно экзотический АТ-Т. Данный тяжёлый артиллерйский тягач (он же "изделие 401") базировался на территории бывших ЦРММ (центральных ремонтно-механических мастерских) в конце 70-х, а позднее продолжил оставаться...
Разное было в истории гражданской авиации Таджикистана. После распада Советского Союза в получившем независимость Таджикистане обострились внутренние противоречия. В результате различные отряды начали делить власть. Всё это привело к началу полномасштабной гражданской войны осенью 1992 года. Изначально боевые действия велись на территории Курган-Тюбинской области, затем отряды боевиков пошли к Душанбе. В результате движение на дорогах оказалось фактически парализованным и очень небезопасным. В первой...
Путешествовать приходилось и приходится мне довольно часто. Обычно связаны поездки были с отдыхом, иногда работа таким вояжам способствовала. В апреле 2021 года нужно было съездить в город моего детства и юности — Нурек. Обстоятельства были не самые радостные — предстояло продать мамину квартиру и проведать родительские могилы на городском кладбище. Небольшая справка. Город Нурек находится в Республике Таджикистан примерно в 70 километрах на юго-восток. Своим появлением он обязан всесоюзной стройке — Нурекской ГЭС...
Неподалёку от столицы Таджикистана (всего лишь в 68 километрах на юго-восток) находится город Нурек. Он знаменит своей самой высокой в мире плотиной (300 метров, до 2014 года, но среди каменно-набросных по прежнему), самой мощной ГЭС в Средней Азии. Пожалуй, не было издания, связанного с описанием Советского Союза, где не упоминалась бы Нурекская ГЭС. И в самом деле, строительство велось силами всего СССР, несмотря на значительные трудности. Тогда это было, как сейчас говорят «в стриме» и величалось всесоюзной социалистической стройкой...