Найти в Дзене
НЕБОРЩИ

Секреты производства. Завод сока "Добрый"

Из чего делают пакетированный сок? В какой момент из него исчезают фрукты? Почему нектар в картонной упаковке полезней, чем сок в бутылке? И, наконец, откуда берётся плесень на дне?

На эти и многие другие вопросы мне решилась дать исчерпывающие ответы компания "Мултон". На днях они пригласили меня в город Щёлково, где на Фруктовом проезде (совпадение ли?!) работает один из самых крупнейших в России заводов. Здесь разливаются соки Rich, «Моя семья» и «Добрый». О тонкостях производства последнего и пойдёт речь.

Если театр начинается с вешалки, то завод - с автоматической ленты фасовки.
Если театр начинается с вешалки, то завод - с автоматической ленты фасовки.

Но сначала немного фактов и любопытных цифр. Завод оборудован на месте текстильной фабрики "Весна" в 1997-ом году. Ежедневно, благодаря 17 линиям техники шведских, немецких и итальянских производителей, здесь наливают 2 200 000 литров сока.

В 2005-ом году холдинг присоединился к Coca-Cola HBC и на сегодняшний день составляет 37% от всей компании. А 75 % продаж «Мултон» в России приходится на долю бренда «Добрый».

На территории завода есть собственный научно-исследовательский центр, микробиологическая лаборатория и логистический комплекс вместимостью 35 000 палетомест, к которому подведена индивидуальная железнодорожная ветка.

Вернёмся к этапу производства, которое здесь осуществляется фактически беспрерывно. Итак, после того, как фрукты собраны на родине обетованной (о местах происхождения - чуть позже), их тщательно сортируют, отжимают сок и убирают часть воды, чтобы удобнее транспортировать его в Россию.

Как только сырье прибывает на завод "Мултон" в специальных асептических контейнерах, каждую партию тщательно проверяют специальные операторы. Затем концентрированный сок отправляется в купажный цех.

Купажная система полностью автоматизирована, однако, за ней всё равно пристально следит работник.
Купажная система полностью автоматизирована, однако, за ней всё равно пристально следит работник.

Здесь в него возвращают очищенную воду из собственных артезианских скважин, которая была удалена перед транспортировкой. Затем в этих же цистернах из будущего сока удаляют воздух и пастеризуют: нагревают в течение 30 секунд при температуре 85°C - этот обряд позволяет дольше сохранять витамины.

В линейке соков для детей не используется сахар, однако, чтобы 100% продукт не был слишком концентрированным для неокрепших рецепторов, его смешивают с яблочным соком. Отсюда происхождение вкусов "Яблоко-груша", "Яблоко-персик", и пр.

Затем сок отправляется туда, где его уже ждут картонные, стерилизованные в пероксидной ванне пакеты, заботливо собранные автоматизированным роботом.

Каждый пакет в считанные доли секунд механически собирают робото-руки.
Каждый пакет в считанные доли секунд механически собирают робото-руки.

После того, как сок и пакет воссоединяются, готовый продукт стройными рядами путешествует по территории завода на конвейере.

Ежедневно на заводе производится 7 тонн пачек сока в час.
Ежедневно на заводе производится 7 тонн пачек сока в час.

Любая ошибка в систематичном производстве тут же считывается умной машиной: бракованные упаковки нещадно выбрасываются в утиль без права на существование.

Даже роботам свойственны ошибки. Каждая погрешность в сборке упаковки без условностей списывается в брак.
Даже роботам свойственны ошибки. Каждая погрешность в сборке упаковки без условностей списывается в брак.

Кстати, фрукты для соков закупают у поставщиков в США, Китае, Польше, Израиле, Бразилии, Таиланде, Чили, Португалии, ЮАР, Испании, Греции, Египте и Эквадоре. Точные адреса, явки и пароли держатся в строжайшем секрете.

Доля российского сырья составляет 17%. Например, у отечественных производителей берут яблоки (Тамбовская область, Краснодарский край, Воронеж), томатную пасту (Астраханская область) и ягоды (Вологодская область и Карелия).

Но постоянно находятся в поиске новых российских партнеров, отмечая, что хотелось бы использовать для сырья, например, русскую вишню. Пока это, увы, не представляется возможным, хотя иные ягоды, такие как черника, прекрасно ощущают себя в наших широтах.

Сок почти готов к выходу на витрины продовольственных магазинов. Однако, это ещё не всё.
Сок почти готов к выходу на витрины продовольственных магазинов. Однако, это ещё не всё.

Фрукты теперь сок, а сок в пакете - казалось бы, о чём еще можно мечтать?..

Нектар отличается от непосредственно сока тем, что в нём используется сахар. Согласно закону, каждый производитель обязан указывать на упаковке процентное соотношение натурального сока к остальному сырью. Если его свыше 50% - это сокосодержащий напиток, но никак не сок.

Ещё один важный момент, без которого обойтись невозможно: наклеить на упаковку крышку. Пометки о времени контроля качества делаются вручную, а вот прочей рутиной вновь занимается машина.

Механика добавляет на каждую упаковку по две капли клея, а дальнейшее оборудование устанавливает крышку ровно в том месте, где она должна быть.
Механика добавляет на каждую упаковку по две капли клея, а дальнейшее оборудование устанавливает крышку ровно в том месте, где она должна быть.

Теперь сок "Добрый" без нареканий ровными рядами выстроен к транспортировке "в свет". В коробки его нежно и молниеносно упакует автоматизированная техника.

Сок практически готов к поставкам в торговые сети с помощью грузовиков и железной дороги, расположенной неподалёку.
Сок практически готов к поставкам в торговые сети с помощью грузовиков и железной дороги, расположенной неподалёку.

После тщательной упаковки, кейсы совершают свой последний круг почёта, где заворачиваются в полиэтилен и отъезжают, хотят они того или нет.

Всё честно, без обмана: 1 литр заявленного на упаковке сока. Многие бренды выставляют свой продукт в литровой "таре", но сбоку указывают совершенно другие, гораздо меньшие цифры.
Всё честно, без обмана: 1 литр заявленного на упаковке сока. Многие бренды выставляют свой продукт в литровой "таре", но сбоку указывают совершенно другие, гораздо меньшие цифры.

Во время экскурсии по заводу я не могла ни спросить о фотографиях с плесенью на дне, которые периодически всплывают в соцсетях и после которых про пакетированный сок хочется раз и навсегда забыть.

"Чаще всего проблема в неправильном хранении продукта в магазинах. Любое нарушение упаковки, даже если скидывать коробки с соком на землю, приводит к нарушению герметизации, а дальше - распространение бактерий в соке. Мы настоятельно просим не молчать и сообщать о некачественном продукте на нашу горячую линию" -рассказали мне в производственном цехе.

Каждый звонок предельно важен, ведь после него проводится работа над ошибками: партия досконально изучается, проверяются цистерны, фрукты, сырье, а также хранение на точках продаж. Пусть и научить этому дистрибьютеров - очень кропотливый процесс, но с каждым нарушителям проводятся беседы. Если ситуация не меняется, прямое сотрудничество прекращается.

Склад, откуда кейсы отправляются по магазинам, не имеет конца и края.
Склад, откуда кейсы отправляются по магазинам, не имеет конца и края.

На территории завода "Мултон" также хранится сырьё для будущих партий сока. Оно расходуется и поставляется ежедневно, так что можно более-менее быть спокойным за своё здоровье и выпить стаканчик-другой на ночь, например, яблочного.

Именно он по статистике признан самым популярным вкусом среди потребителей продукции "Добрый" (21,1%).

На втором месте - мультифрукт. Его предпочитают 14,5%, а популярность объясняется климатом и разнообразием: слишком далеко мы живём от экзотических ананасов, манго и папайи, а ещё любим, чтобы было намешано много вкусов сразу.

Третье место с охватом в 10% занимает апельсиновый сок.

Производители уверяют: герметичное хранение - это залог сохранения свойств и натурального вкуса сока.
Производители уверяют: герметичное хранение - это залог сохранения свойств и натурального вкуса сока.

Благодаря герметичной упаковке Tetrapak с использованием фольги, сок дольше сохраняет в себе витамины и проще приспосабливается к внешней среде. Так что мнение о том, что сок в бутылке лучше - всего лишь миф.

Очередная партия сока готова к тому, чтобы обзавестись крышками.
Очередная партия сока готова к тому, чтобы обзавестись крышками.

После того, как партии отгружают на палетоместа, их расфасовывают по грузовикам и отправляют на точки продаж.

17 лент от лучших мировых производителей, на которых безостановочно производится пакетированный сок.
17 лент от лучших мировых производителей, на которых безостановочно производится пакетированный сок.

За 20 лет было продано 8,8 миллиардов литров "Доброго". По факту, сок так или иначе всегда присутствует в холодильнике каждого второго жителя страны.

Двенадцать лет назад в России пили примерно 10-11 литров сока на душу населения. Сегодня эти цифры почти в три раза больше.

Сок отлично подходит к пасте и мясу, сочетается с пиццей и суши, да и что уж греха таить, в коллаборациях с другими, более крепкими напитками превращается в незамысловатые, но вполне себе коктейли.

А мои рейды по заводам известных брендов всякой разной еды и напитков продолжаются. Как и разведки в ресторанах.

Подписывайтесь на НЕБОРЩИ.Дзен, чтобы не пропустить всё самое интересное!