Из чего делают пакетированный сок? В какой момент из него исчезают фрукты? Почему нектар в картонной упаковке полезней, чем сок в бутылке? И, наконец, откуда берётся плесень на дне?
На эти и многие другие вопросы мне решилась дать исчерпывающие ответы компания "Мултон". На днях они пригласили меня в город Щёлково, где на Фруктовом проезде (совпадение ли?!) работает один из самых крупнейших в России заводов. Здесь разливаются соки Rich, «Моя семья» и «Добрый». О тонкостях производства последнего и пойдёт речь.
Но сначала немного фактов и любопытных цифр. Завод оборудован на месте текстильной фабрики "Весна" в 1997-ом году. Ежедневно, благодаря 17 линиям техники шведских, немецких и итальянских производителей, здесь наливают 2 200 000 литров сока.
В 2005-ом году холдинг присоединился к Coca-Cola HBC и на сегодняшний день составляет 37% от всей компании. А 75 % продаж «Мултон» в России приходится на долю бренда «Добрый».
На территории завода есть собственный научно-исследовательский центр, микробиологическая лаборатория и логистический комплекс вместимостью 35 000 палетомест, к которому подведена индивидуальная железнодорожная ветка.
Вернёмся к этапу производства, которое здесь осуществляется фактически беспрерывно. Итак, после того, как фрукты собраны на родине обетованной (о местах происхождения - чуть позже), их тщательно сортируют, отжимают сок и убирают часть воды, чтобы удобнее транспортировать его в Россию.
Как только сырье прибывает на завод "Мултон" в специальных асептических контейнерах, каждую партию тщательно проверяют специальные операторы. Затем концентрированный сок отправляется в купажный цех.
Здесь в него возвращают очищенную воду из собственных артезианских скважин, которая была удалена перед транспортировкой. Затем в этих же цистернах из будущего сока удаляют воздух и пастеризуют: нагревают в течение 30 секунд при температуре 85°C - этот обряд позволяет дольше сохранять витамины.
В линейке соков для детей не используется сахар, однако, чтобы 100% продукт не был слишком концентрированным для неокрепших рецепторов, его смешивают с яблочным соком. Отсюда происхождение вкусов "Яблоко-груша", "Яблоко-персик", и пр.
Затем сок отправляется туда, где его уже ждут картонные, стерилизованные в пероксидной ванне пакеты, заботливо собранные автоматизированным роботом.
После того, как сок и пакет воссоединяются, готовый продукт стройными рядами путешествует по территории завода на конвейере.
Любая ошибка в систематичном производстве тут же считывается умной машиной: бракованные упаковки нещадно выбрасываются в утиль без права на существование.
Кстати, фрукты для соков закупают у поставщиков в США, Китае, Польше, Израиле, Бразилии, Таиланде, Чили, Португалии, ЮАР, Испании, Греции, Египте и Эквадоре. Точные адреса, явки и пароли держатся в строжайшем секрете.
Доля российского сырья составляет 17%. Например, у отечественных производителей берут яблоки (Тамбовская область, Краснодарский край, Воронеж), томатную пасту (Астраханская область) и ягоды (Вологодская область и Карелия).
Но постоянно находятся в поиске новых российских партнеров, отмечая, что хотелось бы использовать для сырья, например, русскую вишню. Пока это, увы, не представляется возможным, хотя иные ягоды, такие как черника, прекрасно ощущают себя в наших широтах.
Фрукты теперь сок, а сок в пакете - казалось бы, о чём еще можно мечтать?..
Нектар отличается от непосредственно сока тем, что в нём используется сахар. Согласно закону, каждый производитель обязан указывать на упаковке процентное соотношение натурального сока к остальному сырью. Если его свыше 50% - это сокосодержащий напиток, но никак не сок.
Ещё один важный момент, без которого обойтись невозможно: наклеить на упаковку крышку. Пометки о времени контроля качества делаются вручную, а вот прочей рутиной вновь занимается машина.
Теперь сок "Добрый" без нареканий ровными рядами выстроен к транспортировке "в свет". В коробки его нежно и молниеносно упакует автоматизированная техника.
После тщательной упаковки, кейсы совершают свой последний круг почёта, где заворачиваются в полиэтилен и отъезжают, хотят они того или нет.
Во время экскурсии по заводу я не могла ни спросить о фотографиях с плесенью на дне, которые периодически всплывают в соцсетях и после которых про пакетированный сок хочется раз и навсегда забыть.
"Чаще всего проблема в неправильном хранении продукта в магазинах. Любое нарушение упаковки, даже если скидывать коробки с соком на землю, приводит к нарушению герметизации, а дальше - распространение бактерий в соке. Мы настоятельно просим не молчать и сообщать о некачественном продукте на нашу горячую линию" -рассказали мне в производственном цехе.
Каждый звонок предельно важен, ведь после него проводится работа над ошибками: партия досконально изучается, проверяются цистерны, фрукты, сырье, а также хранение на точках продаж. Пусть и научить этому дистрибьютеров - очень кропотливый процесс, но с каждым нарушителям проводятся беседы. Если ситуация не меняется, прямое сотрудничество прекращается.
На территории завода "Мултон" также хранится сырьё для будущих партий сока. Оно расходуется и поставляется ежедневно, так что можно более-менее быть спокойным за своё здоровье и выпить стаканчик-другой на ночь, например, яблочного.
Именно он по статистике признан самым популярным вкусом среди потребителей продукции "Добрый" (21,1%).
На втором месте - мультифрукт. Его предпочитают 14,5%, а популярность объясняется климатом и разнообразием: слишком далеко мы живём от экзотических ананасов, манго и папайи, а ещё любим, чтобы было намешано много вкусов сразу.
Третье место с охватом в 10% занимает апельсиновый сок.
Благодаря герметичной упаковке Tetrapak с использованием фольги, сок дольше сохраняет в себе витамины и проще приспосабливается к внешней среде. Так что мнение о том, что сок в бутылке лучше - всего лишь миф.
После того, как партии отгружают на палетоместа, их расфасовывают по грузовикам и отправляют на точки продаж.
За 20 лет было продано 8,8 миллиардов литров "Доброго". По факту, сок так или иначе всегда присутствует в холодильнике каждого второго жителя страны.
Двенадцать лет назад в России пили примерно 10-11 литров сока на душу населения. Сегодня эти цифры почти в три раза больше.
Сок отлично подходит к пасте и мясу, сочетается с пиццей и суши, да и что уж греха таить, в коллаборациях с другими, более крепкими напитками превращается в незамысловатые, но вполне себе коктейли.
А мои рейды по заводам известных брендов всякой разной еды и напитков продолжаются. Как и разведки в ресторанах.