Найти в Дзене
Морская коллекция

Канонерские лодки. Китайцы начинают и проигрывают. «Фусин»

Оглавление
Канонерская лодка «Фусин» на Мавэйском рейде, август 1884 г.
Канонерская лодка «Фусин» на Мавэйском рейде, август 1884 г.

Через тысячу лет,
      через десять тысяч годов
      Память чья сохранит
      нашу славу и наш позор?
(неизвестный)

Благодаря усилиям Ли Хунчжана и Цзо Цзунтана в порту Мавэе (Фучжоу), в нескольких милях вверх по течению реки Мин, в 1867 году началось строительство огромного Арсенала, включающего верфь и металлообрабатывающие мастерские. Техническую помощь оказали французы, около 40 иностранных инженеров во главе с французскими морскими офицерами Проспером Жикелем и Полем д'Эгебелем создавали в Китае первый промышленный центр европейского уровня.

Фучжоу 1880
Фучжоу 1880
Арсенал Фучжоу,70-е
Арсенал Фучжоу,70-е

10 июня 1869 года на воду был спущен первый корабль, построенный на верфи Арсенала, Wan Nien Ching (萬年清), универсального китайского класса "транспорт-авизо", этакий вооруженный пароход на все случаи жизни. Иногда его называли канонерской лодкой.

Водоизмещение 1450 тонн, размеры 68,02*8,99*4 м. Паровая машина в.д., 600 и.л.с., 9 узлов, 1 винт,2 котла. 1 мачта. Вооружение- 6 130 мм орудий.

Затонул после столкновения с британским гражданским судном фирмы P. & O. Nepal 9 января 1887 года. Поднят, корпус использовался до 1909 года.

Вторым и третьим кораблями, построенными на верфи стали однотипные канонерские лодки «Мей-Юань»(Облако в воде) и «Фусин»(Счастливая звезда). Первая была заказана для Бэйянского, вторая для Фуцзянского флота. Заложены были 8 августа и 9 сентября 1869 года в Арсенале Фучжоу. Стоимость одной лодки составила 106 тысяч лян.

-4
-5
-6
-7

«Фусин» Фу-син Fu Hsing Foo Hsing Fuxing (福星). Фучжоу Арсенал. Спущена на воду 30 мая 1870 года. Потоплена 23 августа 1884 года в битве при Фучжоу.

«Мей-Юань»«Мэйюнь» Meiyun Mey-Yuen(湄雲). Фучжоу Арсенал. Спущена на воду 6 декабря 1869 года. Захвачена японцами в марте 1895 года, переименована в "Biun", в 1901 году исключена из списков.

Водоизмещение 515 длинных тонн (523 тонн)/578 тонн. Длина 51,66/51,87 м. Ширина 6,0-6,9 м. Осадка 3,11-3,2 м.
Двигатель- паровая машина 400  л.с., одновальный. Скорость 8-8,5  узлов. Паруса. Экипаж 70-100 человек.
Вооружение- 1 × 16 см (6,3 дюйма) пушка Круппа, 2 х 12 см (4,7 дюйма) пушки Круппа

Композитный корпус и полное парусное вооружение, 1 мачта.

Meiyun в 1891 перевооружен на 1-68 фнт ML орудие и 4*1 20 фнт 102 мм пушки и пулеметы

Канонерская лодка «Мэйюнь»
Канонерская лодка «Мэйюнь»
Бомбардировка Foutcheou по Чарльзу Кувассек , показывает нападение на Fuxing за Yangwu
Бомбардировка Foutcheou по Чарльзу Кувассек , показывает нападение на Fuxing за Yangwu
-10
Битва при Фучжоу 1884
Битва при Фучжоу 1884

«Фусин» постоянно находилась в Фучжоу.

В июле 1884 года, когда обострились отношения с Францией из-за Индокитая, «Фусин» вместе с корветом «Янву» и двумя ренделовскими канонерскими лодками составляла основную силу китайской эскадры.

Пока шли китайско-французские переговоры на основе французского ультиматума, французы обстреляли китайские позиции на Формозе, а флот адмирала Курбэ поднялся вверх по реке мимо береговых цинских портов и расположился напротив Фуцзянского Арсенала и кораблей Фуцзяньского флота, его защищающих. Фуцзяньский флот состоял из устаревших деревянных кораблей и в несколько раз уступал французам по огневой мощи и выучке экипажей. Однако никаких подкреплений Фучжоу не получил.

Переговоры завершились 21 августа несогласием Китая с суммой контрибуции. 23 августа 1884 года французская эскадра, стоящая напротив китайской, получив приказ из Парижа, начала готовиться к бою. Однако расслабленные многодневным противостоянием китайцы собраться уже не смогли.

В 14-00 началась атака французов, как артиллерийским обстрелом, так и действиями минных катеров (миноносок). Флагман китайского флота «Янву» был уничтожен 27 секунд спустя, так как французы заблаговременно отправили минные катера с шестовыми минами. Флагман был атакован миной с миноноски №46, а «Фусин» получил в борт шестовую мину с катера №45.

«Мей-Юань» служила в Бэйянском флоте, сторожевым судном в порту Инкоу, 6 марта 1895 года там захвачена японцами, 5 июня включена в состав японского флота, 7 июля снята с учета с переводом в пятую категорию (служебный корабль), в строй не вводилась, в списках Императорского флота присутствовала недолго как "Biun", списана в 1901 году.

По некоторым сведениям после пересмотра условий Симоносекского мира под давлением трех держав, и возврата полуострова Ляодун династии Цин, в декабре корабль тоже вернулся Китаю, но уже без оборудования, демонтированного японцами.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам