Две желтых иволги поют средь зелени ветвей.
Стремится выше в неба синь клин белых лебедей.
В окне, снегами сотен зим Пик Западный укрыт,
Пройдя с Востока тыщи ли, у врат корабль стоит.
Ду Фу (712—770)
Когда манчжуры завоевывали Китай, их военная элита активно использовала контакты с европейскими странами для получения современного оружия и технологий. Окончание завоевания и утверждение манчжурской династии Цин привело к обратному процессу. "Переваривание" огромной захваченной страны требовало покоя и времени. Суетливые европейские торговцы и миссионеры покоя не гарантировали. Втягивание Поднебесной в интриги европейской политики, распространение христианства и различных западных учений стабильности тоже не способствовало. Разумеется, если манчжуры тешили себя иллюзиями, что это они осваивают Китай, то в реальности это Китай привычно "переваривал" манчжуров как очередных завоевателей.
Но заморозив до минимума контакты с Западом, династия Цин продляла текущее полусонное состояние страны. В 1757 году торговые контакты с Европой были ограничены одним портом Кантон и замкнутой корпорацией 13-ти торговых домов.
Были и другие ограничения. Китайцам запрещено было строить крупные корабли для морских походов. По преданию запрет относится к эпохе Мин после полулегендарных походов адмирала Чжэн Хэ.
Кроме того были прерваны внешние и торговые связи, запрещен экспорт металла и шелка, импорт иностранной литературы, миссионерская деятельность, деятельность европейских конфессий, передвижение иностранцев по стране и даже изучение ими китайского языка. В виде исключения сохранялись только торговые контакты с Россией по договору 1727 года. Также было запрещено продавать иностранцам китайские корабли.
Однако в 1841-1842 годах огромную брешь в самоизоляции Китая пробили британские пушки в ходе 1-й Опиумной войны. Английским торговцам нужен был доступ на китайский рынок, главным образом для индийского опия- и они его получили. Ослабли и прочие запреты.
В августе 1846 года американский коммерсант с помощью всемогущей коррупции выкупил у китайцев джонку. Бизнес-идея была проста как доллар- загрузить джонку всякими колониальными товарами, а затем продать их потребителям из западных стран. Но что-то не сложилось и американец перепродал джонку англичанину Чарльзу Альфреду Окленду Келлетту за 75 тысяч долларов.
Джонку, по местным легендам, создал и подарил людям «Небесный император» Фу Хси (2953 – 2838 до РХ.). Ученые насчитали до 300 разновидностей китайской джонки. Они были очень устойчивы и маневренны, мореходность позволяла им достигать Индии. Правда скорость была очень скромной. Такие лодки широко использовались в Китае, Японии и Индокитае.
Ученые считают, что джонки появились где-то за 1000 лет до н.э. Название дословно переводится как "судно".
Джонка отличается немного опущенным носом почти прямоугольной формы и широкой приподнятой кормой, а массивный руль заменяет на этом судне киль. Паруса для такого судна (чаще всего или 3-х, или 5-ти-мачтового) изготавливались из циновки и закреплялись на бамбуковых реях в виде четырёхугольника. Обладающие необычной формой, напоминающей веер, аналогично ему, они при необходимости могли быть легко свёрнуты в свиток.
Тяжёлая тростниковая циновка, используемая при создании парусов джонки, сказывалась на скорости перемещения судна по водным просторам, но в то же время могла выдерживать даже самые сильные порывы ветра без повреждений. Позднее циновки были заменены тканью, что существенно повысило скорость перемещения этих китайских лодок. На многих судах при наличии 4-х мачт могли существовать дополнительные, на которых всегда можно было разместить больше парусов. При этом традиционная китайская джонка оснащалась множеством специальных механизмов и лебёдок, что позволяло легко управлять всеми парусами даже при малочисленной команде судна.
Джонка обычно обладала плоским дном, а её борта украшались традиционными рисунками с устрашающими драконами и иными мифическими существами. Такой оригинальный дизайн делал это китайское судно совершенно непохожим на привычные европейские суда, бороздящие морские просторы, и в то же время самым узнаваемым среди иных традиционных лодок.
Японские джонки чаще всего использовались для перевозки грузов, отличались от китайских мачтами. Японцы обычно устанавливали одну центральную мачту, на которую крепился узкий прямоугольный парус, и одну съёмную – на носу судна.
На рисунке вверху старейшая джонка в мире, ее построили более века назад где-то в Фуцзяне.
Длина джонки – 24 метра, водоизмещение – 40 тонн. Сперва она использовалась для торговли, в том числе для контрабанды. Во время войны ее перегнали на Тайвань и превратили в рыболовное судно. В 1954 году для участия в регате ее купил китайский моряк. Джонка получила имя Free China («Свободный Китай»). Из-за шторма на регату она не успела и была в США продана музею, потом сменила несколько владельцев. Сейчас ее выкупили тайваньцы и реставрируют для музея.
6 декабря 1846 года джонка, известная под именем «Кхэйин»(耆英號 Keying) покинула Гонконг. Капитаном был англичанин Чарльз Келлет, экипаж состоял из 30 китайцев и 12 англичан.
31 марта 1847 года «Кхэйин» обогнул мыс Доброй Надежды, а 17 апреля вышел в сторону острова Св. Елены, а затем направился на север. По планам капитана джонка затем должна была идти сразу в Лондон, но шторм скорректировал маршрут, а нехватка воды и провизии заставили капитана Келлетта повернуть к Нью-Йорку.
«Кхэйин» или «Циин» ( 耆英號, 耆英号, Kei4jing1-hou6, Кхэйин-хоу, Qíyīng-hào, Циин-хао; Keying).
Водоизмещение 800 т (полное). Длина по верхней палубе 45 м. Ширина по мидельшпангоуту 10,7 м. Глубина интрюма 1,8 м
Двигатели циновковые паруса. Экипаж 42 человека
Вооружение-20 орудий
Судно представляло собой трехмачтовую джонку. Согласно сообщениям прессы размеры судна составляли- 45 метров (160 футов) длины, 35 футов (10,7 м) ширины, высота борта в носовой части 30 футов(9 м), кормовой 45 футов(13,5 м). Трюм с глубиной 5,8 фута. Корпус изготовлен из тика, мачты из железного дерева, самая мощная, грот-мачта, имела высоту 85 футов (27 м), в основании обхват 10 футов. На каждую мачту поднимался один парус из циновок, усиленных по горизонтали бамбуковыми шестами. Опять же, по данным СМИ главный парус весом 9 тонн моряки поднимали около двух часов. Руль джонки был решетчатым, сделан из железа и железного дерева, его перо весило 7 тонн и крепилось к корпусу двумя канатами.
Борта имели яркую окраску, на носу были изображены глаза, на корме-огромный петух.
В июле 1847 года джонка была в Нью-Йорке и бросила якорь на юге острова Манхэттен, напротив современного Бэттери-Парк. Здесь владельцы коммерческим чутьем вышли на золотую жилу-экзотика продается всегда. Несколько месяцев за скромную плату можно было подняться на настоящую китайскую джонку и увидеть вблизи настоящих китайцев. Тогда их еще не было ни в Нью-Йорке ни в Голливуде. Лодка принимала около 7000 туристов в день.
Газеты тоже не отставали, из джонки выжимали все что можно. Например, утверждали, что вся китайская часть команды плотно сидит на опиуме. В реальности покуривал лишь один, да и того совратили уже в Нью-Йорке. Местные френологи ходили на корабль мерять китайцам черепа-расовые теории тогда были в моде.
Но... не все так гладко оказалось в англо-китайском королевстве... Семеро китайцев чуть не забили помощника капитана Эдварда Реветта. Их забрали в участок, а потом был суд. Самый справедливый и гуманный. С элементами маркетинга. Китайцев взялся защищать один из самых знаменитых адвокатов Нью-Йорка (славы много не бывает) Уильям Дэниэл Лорд.
Уильям свое дело знал. Выяснилось, что китайцы были наняты на 8 месяцев на время путешествия на остров Ява (в Батавию). Когда возмущенные китайцы, оставив Яву далеко позади, потребовали от капитана объяснений, оказалось, что в договоре, который подписали китайцы, было много чего мелким шрифтом, только про Яву там ничего не было. Активистов выпороли и продолжили плавание.
Однако про 8 месяцев в договоре осталось, за каждый из них капитан должен был заплатить каждому китайцу по 8 долларов. Семеро китайцев, обратившихся за расчетом, были уведомлены, что условия поменялись, по 8 долларов за месяц им заплатят, но потом, в Лондоне.
Тут даже терпеливые китайцы не выдержали.
В итоге адвокат умело настроил общественное мнение и суд встал на сторону китайцев. Всем желающим капитана обязали дать расчет и оплатить дорогу домой. А если что... судно будет конфисковано.
Так экипаж потерял 26 китайцев, отправившихся на родину. "Свободу" выбрали лишь четверо и на них легла огромная нагрузка, они должны были сделать китайцев из американских матросов, нанятых теперь капитаном. Американцев нарядили в китайскую одежду, видимо, поработали с макияжем, а оставшиеся китайцы учили их словам и поведению. Особо выиграл от перемены диспозиции некий Хе Синг, мелкий мандарин, которому Келлет выделил роль знатного китайского дворянина.
Собрав урожай в Нью-Йорке, в ноябре 1847 года джонка перешла на стоянку в Бостон, в устье реки Чарльз. Здесь тоже нашлись тысячи желающих посмотреть на китайскую диковинку. В День благодарения её посетили 4000-5000 человек.
Только 17 февраля 1848 года корабль отплыл в Великобританию. Путь оказался тяжел, 28 февраля джонка попала в сильную бурю, лишилась шлюпок, повредила руль и порвала большой парус. Тем не менее, на переход через Атлантику «Кхэйин» понадобилось всего 21 день, что превышало показатели атлантических пакетботов того времени (согласно Illustrated London News). 15 марта джонка пришла в Джерси.
Прибытие в Лондон было триумфальным. Джонка припарковалась в доках Ост-Индской компании в Блэкволле. Массовое паломничество началось практически сразу. Благо, экспонат соответствовал всем требованиям: необычного вида корабль, яркие драконы, огромные циновки вместо парусов, на борту всевозможные китайские статуэтки, лаковые шкатулки с росписью, бумажные фонарики, зонтики, ковры... А в центре-настоящий мандарин Хе Синг. А еще народу рассказали, что именно с такими джонками воевал Королевский флот в Опиумной войне. Публика была в восторге.
За вход брали шиллинг, что было недорого. Популярность плавучего музея росла и его перевели в более престижное место-к мосту Ватерлоо.
Здесь джонку в мае 1848 года посетила сама королева Виктория.
Но даже такой эффектный аттракцион не может работать вечно с одной экспозицией. Постепенно посетителей становилось меньше, разбежались матросы, исчез мандарин... Доход от джонки иссяк.
В 1853 году «Кхэйин» отбуксировали к берегам Чешира, в устье реки Мерси, в более спокойное место. А в 1885 году, когда про нее снова вспомнили газетчики, от нее остались только кучки гнилых деревяшек на берегу.
Оценки образца китайского судостроения были в основном положительными.
Она показала отличные мореходные качества; по способности переносить бури она равна судам построенным в Великобритании, а возможно и превосходит их. — Illustrated London News, 1848
А вот на Чарльзу Диккенсу, посетившему модную новинку, джонка не понравилась.
лучшее, на что способно искусство мореплавания — это нарисовать два огромных глаза на носу корабля, чтобы он видел, куда плывет … и развешивать куски красного тряпья во время шторма чтобы успокоить гнев океана.
Кроме того он назвал «Кхэйин»"нелепым уродством" и "плавучей игрушечной лавкой", а сам Китай-отсталой страной.
Позднее опыт китайских кораблестроителей пытались использовать различные энтузиасты-путешественники, пытающиеся на репликах китайских джонок совершить дальние океанские путешествия. Но об этом как-нибудь потом.
Мореходные качества джонок позволяли им преодолевать океаны, поэтому среди исследователей существует популярная версия, что первооткрывателями Америки вполне могут быть китайцы.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам