Найти в Дзене
История и техника

Электрическое такси – родом из 19-го века….

Сейчас полным ходом идет хайп о распространении электромобилей и замене автомобилей с ДВС на электромобили… Каждая автомобильная фирма пытается что-то делать в этом направление, количество электромобилей растет с каждым годом.

Но, как-то забывается, что электромобили появились еще в XIX веке и первое время были популярнее автомобилей с ДВС. По крайней мере в сфере такси…

В XIX веке понятие «такси», «таксомотор» еще не было и наемных извозчиков и их гужевой транспорт в Европе было принято называть французским словом «фиакр», ну а английское слово «кэб» нам знакомо благодаря популярности Шерлока Хомса. Справедливости ради надо отметить, что «фиакр» - это название любого гужевого «такси», а «кэб» - означает конкретную конструкцию гужевой повозки, в которой кучер сидит сзади-сверху относительно пассажиров (в России такой экипаж тоже использовался извозчиками получил прозвище «кукушка»).

И электрические фиакры в конце XIX века были во многих городах… Итак.

1. Лондон.

Электрические фиакры Лондона начала века.
Электрические фиакры Лондона начала века.

На конец XIX века в Лондоне было 15 электрических фиакров. Скорость 4…14 км/ч (тогда быстрее и не ездили – эпоха лошади, все-таки), пробег на одной зарядке 80 км. Зарядных станций не было, чтобы не тратить время на зарядку – разряженный аккумулятор меняли на новый, вся процедура занимала менее 10 минут. Использовались мягкие резиновые полнотелые шины (не пневматические!), вместимость два пассажира.

2. Нью-Йорк.

Электрические фиакры Нью-Йорка. Фото справа внизу - фиакр во время смены батарей. Обратите внимание - наряду с пневматическими шинами использовались и жесткие, колеса так же могли быть разные.
Электрические фиакры Нью-Йорка. Фото справа внизу - фиакр во время смены батарей. Обратите внимание - наряду с пневматическими шинами использовались и жесткие, колеса так же могли быть разные.

На конец XIX в Нью-Йорке было более 100 электрофиакров. Они представляли собой классические кэбы на два пассажира с пневматическими шинами. Скорость была выше – от 9 до 20 км/ч, пробег – 50 км на одной зарядке.

Так же, чтобы не тратить время – менялся разряженный аккумулятор на заряженный.

3. Париж.

Электрические фиакры Парижа начала века. Верхний ряд - классический кэб (слева) и ландо (справа), второй ряд - двухмесное купэ(слева) и визави (справа). Нижний ряд - четырехместное купэ (слева) и станция зарядки аккумуляторов (справа)
Электрические фиакры Парижа начала века. Верхний ряд - классический кэб (слева) и ландо (справа), второй ряд - двухмесное купэ(слева) и визави (справа). Нижний ряд - четырехместное купэ (слева) и станция зарядки аккумуляторов (справа)

В Париже в это время было около сотни электрофиакров. Их особенность – единое шасси и различные типы кузовов – кэб, купэ, ландо или визави. Вместимость – 2 (кэб, двухместное купэ, ландо) или 4 (четырехместное купэ, визави) пассажира. Мягкие резиновые полнотелые (не пневматические!) шины, пробег 60 км на одной зарядке.

Так же, как и на других электрофиакрах – сменные аккумуляторы, чтобы не простаивать во время их зарядки.

И немного юмора – в Париже водителей фиакров назвали «ваттман» - от слова «ватт» (единица мощности) и «манн» - человек – т.е человек, управляющий ваттами.