Часть 1
Ольга приехала домой и, достав траву из мешочка, заварила ее. Баба Ира сказала, что пить отвар нужно утром и вечером.
Выпив отвар вечером, она искупалась в корыте и, надев чистую свежую сорочку, распустила волосы и села на кровати. Бориса все не было.. Так и не дождавшись его, она уснула. Она не знала во сколько вернулся ее муж, утром она обнаружила его спящим на лавке у стены.
-Где ты был? - спросила она недовольно.
-Прости, Оленька. С мужиками вчера засиделся, лишнего выпил. Сколько времени уже?
-На работу пора.
-Ты иди, мне все равно попозже, я еще посплю.
-Боря, вот ты говоришь, деток у нас нет.. А откуда им взяться, коли ты то поздно домой приходишь, то пьяный..
-А что, будет толк, коли я с тобой каждую ночь спать буду?
-Будет, Боренька, будет. Мне бабка Ира из Еленовки сбор трав дала, говорит, поможет.
- Ну-ну. И ты в это веришь?
- А что еще мне остается?
В течении полугода Ольга каждый месяц ездила за сбором к знахарке, но надежда таяла с каждым днем. Она уже не верила, что травы работают так, как ей нужно, но зато с этого отвара она чувствует прилив сил, кожу перестало высыпать и женские дни проходят безболезненно. Ради этого только можно было продолжать его пить.
Прошло полгода. Вернувшись в очередной раз из Еленовки, Оля не обнаружила мужа дома, хотя у него должен быть выходной. Она прошла на поле, где он работал, но и там Бориса не было.
-Зинка, не знаешь, где мой муж? - обратилась она к односельчанке.
-Так выходной у него, вроде.
-Я знаю где он, - другая односельчанка Екатерина подошла к ней. - К подружайке твоей Клавке пошел, она позвала его крыльцо починить. Ольга, не мое это дело, но ты бы пригляделась, что-то зачастил твой Борька к ней.
-Что ты такое говоришь? - Оля рассердилась. - На что ты намекаешь?
-Я ни на что не намекаю, прямо говорю. Я же соседка твоей Клавки и глаза с ушами у меня есть.
-Да тьфу на тебя, - Ольга сплюнула и пошла к дому Клавдии.
Во дворе не было никого, она не стала стучаться потому что привыкла к подруге входить без стука. Вошла в дом и увиденная картина не оставила сомнения - ее подруга любовница Бориса.
- Вот, значит, как вы крыльцо чините, - тихо произнесла она, облокотившись о стену. - Ах ты ж змея! Как давно у вас ремонтные работы длятся?
-Оля, прости, - Клавдия подскочила и прикрылась простыней. - Я думала, ты еще не скоро вернешься.
- Ну, а ты чего молчишь, муж мой любимый?
-А что мне тебе сказать? Оправдываться глупо, ты сама все видела. Оля, давай не будем устраивать разбирательства.
-И что ты тогда предлагаешь? А? Что мне дальше делать? Забыть обо всем, будто ничего и не было? Даже если ты порвешь с ней, я все равно буду помнить об этом.
- Со мной порвать не получится.. - тихо произнесла Клавдия. - Беременная я, три месяца уже.
-Ну что же, Боренька, поздравляю, сбылась твоя мечта. - Ольга выскочила из дома подруги и бросилась бежать чтобы не видели они ее слабости и ее слез.
Борис пришел домой только вечером.
-Оля, прости. Ты хорошая, добрая, ласковая и хозяйственная. Но мне ребенок нужен, понимаешь? А ты мне дать его не сможешь.
- Понимаю, как не понять..
-Тогда отпусти меня, - тихо произнес Борис. - Отпусти, давай разведемся и я женюсь на Клаве, пусть мой ребенок в браке родится.
-Тогда сам плати за развод. И убирайся отсюда, уходи к своей Клавке.
-Но это мой дом!- усмехнулся он.
-Хорошо, тогда уйду я.
Оля пошла и собрала свои вещи. Идти ей было некуда. До вечера она просидела у реки и лила слезы. А как стало смеркаться, ушла в землянку, которая еще с сорок второго года сохранилась. На следующее утро она пошла к председателю и оформила отпуск на шесть дней, затем отправилась к бабке Ирине в Еленовку.
-Приехала, значит.. Проходи, я как чувствовала что ты приедешь.
-Да уж.. Уезжая вчера от вас я даже не думала что вновь приеду. Бабушка Ира, пустите к себе на постой на пару дней, я как найду себе жилье, так уйду сразу.
-Да что ты, милая, какой разговор, заходи. Живи сколько хочешь, хоть мои старческие одинокие вечера скрасишь.
Вскоре, разливая вкусный чай из чабреца и кипрея, бабка Ирина спросила:
-А чего же у тебя жилья нет? А родители что же, не оставили?
-Немцы, уходя, сожгли их дом. Родителей уже тогда в живых не было. Брат с женой живет на окраине села, так там шестеро по лавкам, некуда мне идти.
-Оставайся тут, живи сколько хочешь, вместе мы справимся. Про смирение помнишь?
-Помню. Но дается оно мне тяжело.
- А ты терпи, девка, терпи...
Их развели через три месяца. Ольга не стала при разводе говорить мужу, что забеременела как раз в последние ночи их супружеской жизни. Она до конца не верила, что так и есть, но врач осмотрел ее и подтвердил все ее догадки. Она испытывала искушение сказать обо всем мужу и остановить процесс развода, но не стала этого делать. Зачем? Ну останется он с ней ради ребенка, а потом что? Разрываться между двумя детьми будет? Первенца ему Клавдия родит.. Она не хотела, чтобы ее муж жил на две семьи, а сохранять брак ради ребенка не желала, ведь любви мужа в этом браке нет. Пусть будет счастлив, хоть и с другой. К тому времени она окончательно переехала в Еленовку.
-Ты правильно все сделала. - Бабка Ирина, у которой теперь навсегда поселилась Ольга, утешала ее. - Без Бориса счастье будет тебе, а с ним беда... Он всех затягивает будто в болото...
-Председателем его ставят, Клавка на всех свысока теперь смотрит. Тоже мне, председательница.
-Пущай смотрит, а ты не обращай внимания. Дочка родится, ей займись.
-Дочка? - Ольга улыбнулась.
-Дочка, дочка. Я такое сразу вижу.
Когда Ольга была на шестом месяце, Клавдия родила сына Захара. Борис на руках ее носил за своего первенца. О том, что его бывшая жена тоже носит его дитя, он не знал. Ольга больше не появлялась в родном селе, а когда кто-то из односельчан приезжал, уходила в другую комнату.
-Оля, помру я скоро, - как-то заявила бабка Ирина.
Чашка выскользнула из ее рук, подняв глаза на ту, которую она называла с недавних пор бабушкой, Оля укорила ее.
-Ну что вы такое говорите? Вы еще довольно крепкая, подвижная, шустрая.
-Как есть, так и говорю. Но я успею научить тебя тому, что сама знаю. Ты несколько месяцев со мной собирала травы, в тетрадях записаны рецепты сборов, будешь вместо меня людям помогать.
-Я не смогу..
-Ты сможешь, еще как сможешь. Только всегда следи за тем, чтобы вот этот сбор , - она достала мешочек и показала листок из тетради. - Чтобы он всегда был у тебя. Наш директор сельской школы, Олег Евгеньевич, каждые три месяца за ним наведывается. Да ты видела его, красивый такой мужчина, но несчастный..
-А что с ним?
-Девочка у него есть. Он моими травами здоровье в ее почках поддерживает. Два месяца она пьет, месяц отдыхает.
-Сколько же девочке лет?
-Уже пять.
- Вы его несчастным назвали потому что дочь болеет? - спросила у нее Оля.
- Нет, не потому. Через пару лет дочку выздоровление полное ждет. Жены у него нет, при родах скончалась, вот он сам ребенка и тянет на себе.
-Жалко мужика. - Вздохнула Оля.
Бабка Ирина и правда предвидела свое будущее. За две недели до ее родов, бона слегла и больше не вставала. Однажды ночью она позвала ее к себе.
- Оля, Оля, посиди со мной.
Оля села на край кровати. Та скрипнула, и в ночной тишине это прозвучало устрашающе.
-Руку дай мне. - Сжав Ольгину руку в своей ладони, она медленно произносила слова: - Помогай людям, не держи ни на кого зла. Будь смиренной к своей судьбе, вот-вот счастье будет тебя ждать, оно уже на пороге. Но не бросай дело, которым я тебя обучила, а потом и дочке это передай. Своих деток у меня не было, ты мне как внучка стала.
-Бабушка...
- Не перебивай. В шкафу одежда, в ней меня похоронишь, меня к мужу на погост сне, подле него лежать хочу. В шкатулке серьги и брошь, с царских времен сохранились, носи их, подарок тебе от меня за то, что скрасила мои последние деньки.
Оля заплакала и прижалась лбом к ее руке. А Ирина испустила последний вдох...
Всем селом провожали Ирину в последний путь, люди только доброе о ней говорили и помогали беременной "наследнице" с похоронами и поминками.
А потом начались роды. Они прошли легко благодаря заговору и травкам, что Ольга пила. Дочь свою Ириной она назвала, в честь той, которая помогла ей в трудный жизненный период.
Шли дни, Ольга занималась дочкой, люди, наслышанные, что бабка жиличку свою обучила, тянулись к ней за сборами трав, она ими делилась, а те в ответ несли гостинцы для нее и для новорожденной.
Председатель взял Ольгу на работу в сельсовет, где она была у него вроде секретаря и помощника. Односельчане ее родной деревни тоже приезжали, но она не пускала их на порог, чтобы не донесли Борису что дочка у нее имеется. Благо таких гостей было раз-два и обчелся.
Прошло два месяца, однажды она увидела как во двор входит симпатичный мужчина лет тридцати пяти. Он постучал в окно и она вышла.
-Здравствуйте. Вы Ольга?
-Да.
-Скажите, бабка Ирина не оставляла для меня сбор трав? Я директор школы, Олег Евгеньевич.
-Оставляла, да вы проходите.
Когда она отдала ему мешочек с травами, он поблагодарил и печально произнес:
-Как же теперь я буду? Бабки Ирины нет, а моя дочь жива только благодаря ей..
-Она меня всему научила, не переживайте, рецепт вашего сбора у меня от зубов отскакивает.
- Правда? - он обрадовался. - А я уж огорчился что придется искать другую травницу.
-Все будет хорошо, я и заговоры на лечение наизусть выучила. Бабушка Ирина говорила что ваша дочь через пару лет придет к исцелению, верьте, все будет хорошо.
-Вот теперь я спокоен.
Выйдя из дома, Олег Евгеньевич осмотрелся.
- Я в выходной день приду забор поправить и вон тот карагач спилю, высох уже весь.
-Да что вы, не нужно.
- Не отказывайтесь. Я наслышан, что вы одна живете с ребенком, помощь мужчины нужна. Не стоит скромничать.
Он улыбнулся и эта улыбка вдруг заставила затрепетать ее сердце.
Весь вечер Олег Евгеньевич не шел у нее из головы..
Продолжение
37