Найти в Дзене

"Эй, там, там грузовик там!" Пьяный водитель и столкновение с самолетом во Внуково

20 октября 2014 года поздно вечером во "Внуково" готовился к вылету в Париж частный самолет Dassault Falcon 50 EX авиакомпании «Unijet». На его борту находилось 3 члена экипажа и один высокопосталенный пассажир.

Тот самый борт
Тот самый борт

Этим пассажиром был главный управляющий крупной нефтегазовой компании «Total» Кристоф де Маржери. Он возвращался на родину после в совещания по иностранным инвестициям у премьера России Дмитрия Медведева в Горках. Вообще Кристоф де Маржери был последовательным сторонником сохранения отношений с Россией и противником введения против неё санкций в 2014 году.

Кристоф де Маржери
Кристоф де Маржери

Перед вылетом экипаж получил от диспетчера метеорологическую информацию: видимость 1000 метров, вертикальная видимость 70 метров, туман. Туман в аэропорту Внуково и на остальных московских аэродромах образовался ещё днем. Периодически плотность тумана менялась, соответственно меняя горизонтальную видимость у земли. В тот вечер из-за него во Внуково не смогли приземлиться 18 рейсов. Одновременно с туманом отмечалось наличие низкой слоистой облачности, из которой выпадали моросящие осадки, что способствовало еще большему рассеиванию света в тумане, а также ухудшению видимости объектов и огней. Тем не менее эти метеоусловия хотя и были достаточно сложными, взлету не препятствовали.

В этот вечер были запланированы работы по очистке рулежных дорожек от снега. Для чего на летное поле выехали три снегоуборочные машины и автомобиль руководителя смены. При этом у диспетчеров не было единого понимания об объеме и местах проведения снегоуборочных работ. В процессе очистки у одного из снегоочистителей произошла поломка и его отправили обратно. Два оставшихся (№1 и №3) продолжили работы.

Снегоочиститель
Снегоочиститель

В аэропорту Внуково две пересекающиеся ВПП. Во время работы на ВПП-2 водитель снегоочистителя обнаружил на правой обочине фрагмент сигнального фонаря. Чтобы его убрать руководитель смены вызвал инженеров-электриков. Они приехали на служебной машине, убедились что все фонари горят, забрали фрагмент и отправились к месту проведения земляных работ по прокладке кабелей возле ВПП-2, чтобы проконтролировать ход их выполнения.

Две ВПП "Внуково" и движение автомобилей на полосе
Две ВПП "Внуково" и движение автомобилей на полосе

Их машина проехала между автомобилем руководителя смены и снегоочистителем №3. Водитель снегоочистеля, возможно решив, что проехал автомобиль руководителя смены, двинулся вслед. Снегоочиститель №1 развернулся и поехал в противоположном направлении к торцу ВПП-2, а автомобиль руководителя смены поехал за ним.

Движение автомобилей на полосе
Движение автомобилей на полосе

Тем временем бизнес-джет начал движение к ВПП-1, пересекающую ВПП-2. Управление взлетами и движением спецтехники по летной полосе осуществлялось диспетчером-стажером под контролем диспетчера-инструктора.

Между тем снегоочиститель №3 без разрешения диспетчера пересек рабочую ВПП-1. Как будет установлено позже, его водитель находился в состоянии легкой степени алкогольного опьянения. Согласно тексту расследования, он употреблял алкоголь в рабочее время после прохождения предсменного медосмотра. Доехав до служебного автомобиля инженеров-электриков, снегоочиститель №3 остановился, видимо поняв, что двигался не туда, и поехал назад.

ВПП-1 в это время была свободна и пилоты бизнес-джета получили разрешение на взлёт. Воздушное судно приступило к разбегу. Через 14 секунд КВС увидел объект, идентифицированный им как машина:

«Что за машина, которая пересекает дорогу, а?»

В этот момент снегоочиститель выехал на ВПП-1, пересекающую ВПП-2, и остановился. В какой-то момент руководитель смены понял, что снегоочиститель №3 пропал. Он развернул автомобиль и направился на его поиски в тумане на полосе. У руководителя смены позднее также найдут незначительное количество алкоголя в крови.

Движение автомобилей на полосе
Движение автомобилей на полосе

После достижения скорости 148 км/ч КВС передал управление второму пилоту. На скорости 227 км/ч и на расстоянии 210 метров от снегоочистительной машины КВС крикнул:

«Эй, там, там грузовик там!»

Подъезжая к пересечению с ВПП-1 руководитель смены услышал шум двигателей взлетающего самолёта. Он остановился и дал задний ход. А потом в тумане он увидел огненную вспышку...

Самолет оторвался от ВПП примерно на расстоянии 145 метров от снегоочистителя. Но он не успел набрать высоту. На полной скорости бизнес-джет зацепился правым крылом и колесами правой стойки шасси за снегоуборочную машину. После этого самолет перешел в правый крен, в перевернутом положении столкнулся с землей, разрушился и загорелся. Весь экипаж, а также единственный пассажир Кристоф де Маржери, погибли. Водитель снегоочистителя травм не получил.

На месте катастрофы
На месте катастрофы

Моделирование полета показало, что если бы экипаж принял решение о прекращении взлета и применил все имеющиеся средства торможения, то катастрофы, наиболее вероятно, удалось бы избежать. Самолет либо остановился бы до места, где располагался снегоочиститель, либо имел бы более низкую скорость, что позволяло отвернуть в сторону. И даже в случае столкновения вряд ли привело бы к серьезным последствиям.

Согласно отчету о расследовании причиной катастрофы стало сочетание ряда факторов. Так, водитель снегоочистителя потерял ориентировку и выехал на ВПП, а диспетчерская служба не успела своевременно оповестить экипаж самолёта о препятствии на полосе. Должный контроль за работой снегоочистителей отсутствовал, у водителей не было возможности слушать радиообмен диспетчеров.

Важную роль в катастрофе сыграли недостатки в организации работы аэропорта. Руководитель смены аэродромной службы не контролировал действия водителей спецтехники. Его работа была осложнена употреблением алкоголя. Также не был соблюден порядок настройки систем контроля и оповещения о нахождении спецтехники на ВПП. В результате система обзора и контроля не предупредила диспетчеров об опасности, а действия по предотвращению инцидента были недостаточными.

Экипаж самолёта не остановил взлет, несмотря на то что он заметил пересечение дороги автомобилем. Это могло быть вызвано усталостью и стремлением как можно скорее вылететь из аэропорта. У самолета имеется конструктивная особенность - управление рулевым колесом осуществляется только с места КВС. В сложившейся ситуации это требовало передачи управления во время разбега от второго пилота к командиру, что сильно ограничивало возможности и время для маневра.

-8

После катастрофы было принято решение ввести обязательные послесменные медицинские осмотры работников наземных авиаслужб, чтобы выявлять факты употребления алкоголя на рабочем месте.

Следственный комитет РФ предъявил обвинения водителю снегоочистителя, инженеру аэродромной службы (руководитель смены), руководителю полётов и диспетчерам (стажеру и инструктору). Все они отказались признать вину и были арестованы. В итоге обвинения с одной из диспетчеров сняли, а остальных освободили в связи с истечением срока содержания под стражей. Суд в 2017 году признал водителя и инженера виновными, но освободил их по амнистии. Материалы по остальным фигурантам отправили на дополнительное рассмотрение из-за процессуальных нарушений. В августе 2018 года аэропорт "Внуково" во ходе судебного процесса согласился выплатить компенсацию мужу погибшей стюардессы, её сумма не разглашается.

Ещё одно столкновение с техникой на полосе:

Ставьте лайки. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды! Наша книга "Загадки авиакатастроф, истории из черного ящика"